Французский клуб
Гжель

СтатьиФорумФотоальбумБиблиотекаЖильцы

➜ главная Домика
Вы не залогинились! Ваш статус в этом ДоМиКе - гость.
В домике онлайн: 1, замечено за сутки: 20

вернуться на 44 стр. списка тем

Vadim  
Гжель
Vadim
Немногим известно, что Гжель - это ещё и название села неподалеку от Москвы, которое не только славится как место, где зародился данный вид росписи, но и является месторасположением залежей разного вида глин. Оттого в этом селе и в его округе было немало гончаров, которые с годами настолько усовершенствовали своё искусство, что стали известны на весь мир. В районе села Гжель находились богатейшие залежи не только красной и желтой глины, но и редкого её вида - белой "мыловки", которая применяется для создания тончайшего фарфора, фаянса. Гончары этих мест многим обязаны своим "глиняным богатствам" - благодаря этому они даже не были крепостными, поскольку весь район царь Алексей Михайлович закрепил за Аптекарским приказом, поставив задачу изготавливать аптекарские сосуды и посуду. А позднее именно из этой глины был сделан первый русский фарфор, в те времена именуемый гжельским.
Vadim  
Два цвета = произведение искусства
Vadim
Но ещё до фарфора гжельские мастера удивляли не только качеством своей керамической, глиняной посуды, но и оригинальной, неповторимой и красочной (!) росписью.
Да, изначально гжельская роспись была именно цветной - с яркими красками, необычными композициями и кропотливо прорисованными деталями. Со временем техника сильно трансформировалась, неизменными остались лишь филигранность (и это при исключительно ручной работе) и оригинальность. А вот от всего буйства красок остались лишь два цвета - белый и синий. Хотя, если быть точнее, 20 оттенков синего.
Кобальт - то, что делает роспись гжель такой, какой мы её знаем - неповторимой (хоть и часто копируемой) и узнаваемой. Это особая краска, которая используется для росписи керамических изделий, посуды, в т. ч. фарфора. Удивительно, но сама по себе она никак не синяя, а черная. Только обжиг придает ей насыщенный цвет ясного неба.
Сложно представить себе, насколько трудна и невероятно кропотлива в исполнении роспись в технике гжель. Ведь даже её окончательного вида не узнать, пока изделие не пройдет через обжиг.
Vadim  
Особенности техники росписи гжель
Vadim
Помимо сине-голубых оттенков узора, у гжели есть ещё несколько характерных черт.
Изделия с такой росписью покрываются тончайшим слоем глазури, оттого они так аппетитно блестят. Традиционно узоры выполняются в русском народном стиле, сюжетами зачастую становятся зима (нетрудно было и догадаться) и другие времена года, сценки из сказок и из жизни, а также птицы, цветы и, естественно, сложные, замысловатые орнаменты.
К слову, любимица мастеров росписи гжель - роза, которая в ремесленной среде имеет необычное имя "агашка". А назвали её так потому, что имя Агафья было популярным во времена, когда только зарождались основы будущей всемирно известной росписи.
Возвращаясь к теме характеристик настоящей росписи гжель, нелишним будет подчеркнуть, что она может быть исключительно ручной работы, потому каждое изделие, украшенное в такой технике, уникально и практически неповторимо. Стоит ли говорить о том, что даже двух блюдец с идентичным рисунком вам не найти (если нашли, то это, скорее всего, подделка).
Vadim  
Но не все то гжель, что сине-белое...
Vadim
К сожалению, как это зачастую бывает с известными и популярными вещами, гжель часто копируют и подделывают. Тем, кто хочет приобрести фарфор с настоящей росписью гжель, придется немало потратить времени на поиски работ настоящего мастера. Работы специалиста в этой технике - это настоящие произведения искусства, которые завораживают утонченностью деталей, неуловимыми переходами цвета и, конечно, любовью в каждом мазке кисти.
(с)
Vadim  
И ещё про жостовские подносы
Vadim
Это декоративно-прикладное искусство уникально, поскольку в нем всегда присутствует импровизация: мастера росписи жостовских подносов практически не делают эскизов будущих работ. Сложно вообразить, что все эти превосходно, детально прорисованные цветы с совершенными линиями и изгибами, собранные в такие объемные, словно "живые", букеты, перенесены на металлическую основу напрямую из воображения мастера. Насколько же нужно быть профессионалом своего дела, чтобы творить такие шедевры прикладного искусства так легко, изящно и без какой-либо подготовки в виде эскизов и набросков!
Помимо этого, восхищает и скорость, с которой работают мастера росписи жостовских подносов, и сам процесс: чтобы рисунок, роспись смотрелась хорошо со всех сторон подноса, мастер крутит его, рассматривая и расписывая с разных сторон, под разными углами. Это требует твердых, уверенных мазков и, несомненно, крепких рук. Особенно учитывая, что свои ошибки им не так уж просто будет исправить: масляную краску, которую используют для росписи жостовских подносов, весьма проблематично стереть или перекрыть новым цветом. И при этом данная техника имеет ещё одну удивительную особенность: максимально плавные переходы цвета, игра теней и полутеней.
Вероятно, именно благодаря всем этим нюансам и специфике работы мастеров, букеты и венки (а это основа данной техники декорирования) на жостовских подносах с ручной росписью выглядят такими яркими, сочными, "живыми", объемными, словно трехмерными. Ну и конечно, стоит ли лишний раз напоминать, что каждый жостовский поднос является неповторимым, уникальным и оттого более ценным.
Vadim  
Нюансы технологии
Vadim
К слову, сама жостовская роспись неотъемлема от подносов и практически не используется где-то ещё, потому уместнее говорить о жостовских подносах, нежели о жостовской росписи.
Сами основы под роспись, собственно подносы, делают металлическими, жестяными, из листового железа. Заготовку делают вручную или с использованием пресс-форм. После придания формы изделие тщательно подготавливают и обрабатывают для дальнейшего декорирования. Прежде всего, будущий поднос грунтуют, затем шлифуют и покрывают лаком. Все это делается для придания ему идеальной ровности и гладкости, необходимой для равномерного нанесения краски.
Сами масляные краски, которыми работают художники, расписывающие жостовские подносы, зачастую разбавляются льняным маслом. А пишут ими узоры кисточками всевозможных форм и размеров, чаще беличьими.
Сама техника разбита на два этапа:
замалевка - белой плотной краской рисуется основа будущих элементов цветочной композиции;
и выправка - собственно финальная роспись.
Так делается потому, что фон на жостовских подносах, как правило, темный (черный, реже темно-красный, синий, зеленый). Чтоб цветы получились яркими, мастеру приходится прокладывать светлую основу под них на темное основание подноса.
Жостовские подносы всегда служили показателем хорошего эстетического вкуса своего хозяина, но не так уж и часто служили по прямому предназначению - для переноса посуды: чашек для чаепития, блюд, самовара. Для таких целей использовались подносы попроще, бытовые, а вот декоративным жостовским в доме отводились особенные задачи: на них торжественно и красиво выносили визитки дорогим, знатным гостями, а ещё ими нередко просто украшали стены.
Vadim  
Вехи истории
Vadim
Раз уж мы затронули тему былых времен, то нелишним будет рассказать и немного об истории самих жостовских подносов, жостовского ремесла, так сказать.
Жостово (сейчас это Мытищинский район Московской области) - несколько подмосковных сел, где чуть ли не в каждой семье жил художник. В мастерских Жостова делали изделия из папье-маше, покрытые лаком и расписанные масляными красками - это предшественники жостовских подносов. Со временем папье-маше сменил металл, но основные принципы работы художников и любимый сюжет (конечно же, цветы) остались неизменными.
Точной даты возникновения жостовской росписи и начала изготовления жостовских подносов, естественно, никто назвать не может. Впрочем, несомненно важными для этого ремесла являются 1825 год и имя Осип Филиппович Вишняков (именно в тот год он открыл свою мастерскую). Семья Вишняковых сделала немыслимо много для развития такого декоративно-прикладного искусства, как изготовление и декорирование жостовских подносов.
И сегодня это ремесло не утратило своей актуальности. Там же в Жостове на улице Дивной (какое подходящее название) расположена фабрика декоративной росписи, где, несмотря на "фабричный формат", вручную создаются настоящие народные произведения искусства со всемирной популярностью и неиссякаемым спросом - жостовские подносы.
Дракоша-пушистик  
Спасибо огромное Вадиму
Дракоша-пушистик
за интересный рассказ и замечательные фотографии. Красота какая!:)
Aшyня  
Доброй ночи )
Aшyня
Да, спасибо, очень красиво и интересно. Обожаю Гжель.. С детьми провожу занятия по изучению русских народных художественных промыслов. Очень красивые детские работы получаются на тему "Гжель ". Рисование орнамента из этой техники и руку к письму готовит, похоже на прописи ))

вернуться на 44 стр. списка тем

☍ Поделиться

Тук-тук-тук! Кто в домике живет? Наверное, мышка-норушка, как всегда... Ну там еще зайчик-побегайчик, лисичка-сестричка... А вас тама, похоже, нет!

Почему? Да потому что на Мейби нужно сначала зарегистрироваться, а потом подать заявку на прописку в ДоМиКе.