Психология на каждый день
Акедия: синдром потери смысла
➜ главная Домика
Вы не залогинились! Ваш статус в этом ДоМиКе - гость.
В домике онлайн: 0, замечено за сутки: 0
вернуться на 1 стр. списка тем
olga
Акедия: синдром потери смысла
Акедия: синдром потери смысла
"Среди множества определений тоски и меланхолии есть одно особенное. История акедии ("уныния") начинается ещё у византийских монахов, но в современности обретает новое значение и актуальность.
В 1916 году профессор Бертран Рассел переживал не лучшие времена. Продолжалась война, будущее вселяло страх, оставаться пацифистом становилось всё труднее, а научные занятия выглядели бессмысленными. Позднее в своей "Автобиографии" он признаётся: "Временами на меня находили припадки такого отчаяния, что я целыми днями неподвижно сидел в кресле, изредка почитывая Екклесиаста".
В начале XX века многие интеллектуалы вдруг вспомнили забытое слово - акедия. Так стали называть меланхолическое состояние, попадая в которое человек не видит смысла в собственных занятиях. То, что раньше вызывало жгучий интерес, представляется тусклым и никчёмным. "Нет желаний, кроме одного - ничего не делать. Нет устремлений, кроме стремления в небытие", - писал Рольф Лагеборг в своём описании акедии, сделанном после Первой мировой войны.
Сегодня это состояние могут называть ментальной усталостью, скукой, тоской или сердечной тревогой. Раньше оно было состоянием духа, в котором человек отпадает от божественной благодати.
Само слово "акедия" (лат. acedia) впервые появляется у христианских монахов-еремитов, которые большую часть времени проводили в одиночестве, находясь в своих кельях, и лишь изредка собирались для совместной трапезы или молитвы. Акедия - самое тяжёлое испытание, которое ждёт человека, вставшего на путь духовной жизни. Это испытание, в котором он вынужден столкнуться не с внешними искушениями, а с самим собой.
Благодаря усердному самонаблюдению монахи знали толк в бессознательном и разбирались в нём лучше, чем многие современные психоаналитики. Евагрия Понтийского, жившего в IV веке н. э. иногда даже называют "Фрейдом до фрейдизма". Он оставил проникновенное и ироничное описание акедии, в котором каждый любитель прокрастинации легко может узнать себя:
"Бес уныния, который также называется "полуденным", тяжелее всех. [...]. Прежде всего этот бес заставляет монаха замечать, будто солнце движется очень медленно или совсем остаётся неподвижным, и день делается словно пятидесятичасовым. Затем бес [уныния] понуждает монаха постоянно смотреть в окна и выскакивать из кельи, чтобы взглянуть на солнце и узнать, сколько ещё осталось до девяти часов, или для того, чтобы посмотреть, нет ли рядом кого из братии. Ещё этот бес внушает монаху ненависть к [избранному] месту, роду жизни и ручному труду, а также [мысль] о том, что иссякла любовь и нет никого, [кто мог бы] утешить его".
Акедию вызывает одиночество и сомнение в избранном деле. Это состояние, в котором гаснет любое желание. Ничто не внушает интереса - хочется либо лежать на кровати, не вставая, либо бежать куда глаза глядят. Это тот момент, когда я понимаю: с меня хватит. Хватит с меня моего места, моего образа жизни, моего характера, хватит с меня самого себя. Похожее ощущение испытывает Робинзон на своём острове.
Ролан Барт в своём лекционном курсе "Как жить вместе" описывает это состояние как "утрату инвестиции" в некоторый образ жизни. "Я могу проснуться утром и увидеть, как передо мной прокручивается программа моей недели - в отсутствие всякой надежды. Всё повторяется, всё возвращается: те же задачи, те же встречи, и при этом никакой инвестированности, даже если каждый пункт этой программы вполне выносим, а порой даже приятен". Это ещё не депрессия, но смысл жизни уже утрачен.
Со временем акедия превратилась в грех уныния, а затем стала ассоциироваться с другим пороком - ленью. Где-то в XVI веке акедия разделилась на две ветви: первая (психическая) соединилась с меланхолией - подавленностью, мрачным состоянием духа, вторая (социальная) объяснялась ленью, халатностью и безволием. Меланхолия была уделом привилегированных классов, а за лень и нерадивость, как всегда, наказывали простой народ.
Меланхолию часто связывали с умственным переутомлением и даже называли "болезнью учёности". Считалось, что учёные и мыслители из-за чрезмерных занятий подвержены упадку духа и телесной слабости; особенно этого следовало опасаться математикам, физикам и врачам. Карл Линней по этому поводу писал: "когда духовный свет сосредоточивается в мозге, всё остальное пребывает в темноте".
В 1940-е годы шведский нейрофизик Рагнар Гранит описывал, как опасен "смертельный холод акедии" для научного работника. Тебе кажется, что все усилия тщетны, все важные открытия сделаны до тебя. Любое новое дело пугает и не приносит удовлетворения. Его современник, педагог Винхельм Шёстранд указывал, что причина акедии - перерасход ментальной энергии и завышенные требования, которые предъявляет человеку научная среда:
"... находясь в академических кругах среди людей с высоким уровнем интеллекта, человек очень быстро осознает и вынужден признать - перед лицом своей совести и перед лицом окружающих - неполноту собственных знаний. Отсюда рукой подать до невротических синдромов разного рода".
В статье "Научная акедия", опубликованной в 1967 году в одном из американских социологических журналов, Ханс Зеттерберг описывает другие причины чувства пустоты и неуверенности в себе, которое поджидает многих учёных. Акедию вызывает излишняя специализация, сконцентрированность на своём предмете исследования. На это жаловался, в частности, Чарльз Дарвин: "Моё сознание уподобилось механизму, производящему закономерности из частных фактов, при этом пострадала часть мозга, которая отвечает за восприятие прекрасного".
Многие учёные со временем теряют интерес к своему делу. Иногда это происходит потому, что научная работа не приносит тех выгод, которые ценятся обществом - богатства, признания, славы. Интеллектуальная карьера требует монотонной работы и сосредоточенности. Человек, решивший пойти в науку, лишает себя многих радостей жизни - почти как монах-еремит, ищущий духовного просветления внутри узкой кельи. Вероятно, именно в этом состоянии немощи и бессилия Бертран Рассел читал знаменитые строки Екклесиаста: "суета сует - всё суета".
Когда общество перестало быть религиозным, акедия превратилась в болезнь интеллектуалов. Сегодня она потенциально угрожает каждому.
Мы уже не можем объяснять состояние уныния и потери смысла жизни бесовскими наваждениями и отсутствием божественного благословения. Но акедия нам знакома, может быть, ещё лучше, чем другим поколениям. В своём эссе об акедии Олдос Хаксли писал: "Это не грех и не болезнь ипохондрии, а состояние ума, посланное нам судьбой". История преподнесла нам столько разочарований, что впасть в акедию мы имеем полное право.
Как монах-еремит, любой современный человек должен научиться обращаться с собственным одиночеством. Но как бороться с акедией? По свидетельству опытных монахов и некоторых учёных, лучшее лекарство - это упорная работа. Главное - не дать своему уму блуждать, где ему вздумается, а сохранять сосредоточенность. Если же акедия является признаком усталости, нужно дать себе отдохнуть. Иногда же нужно совершить радикальный шаг и отказаться от прежнего образа жизни, раз он уже не вызывает никакого всплеска энергии. Ключ к победе над акедией - следование своим глубоким интересам, которые мало зависят от внешних поощрений.
Как бы мы ни описывали акедию - как "полуденного беса" или ментальное перенапряжение, как утрату смысла жизни или как сниженный уровень серотонина - это состояние, которое может настигнуть каждого. Это не душевная болезнь, которую стоит лечить психофармакологическими препаратами, как лечат, к примеру, депрессию. Это состояние, которое человек неосознанно для себя выбирает. Собственный выбор же всегда можно изменить, даже если сделать это иногда бывает очень трудно"(С)
Олег Бочарников
В 1916 году профессор Бертран Рассел переживал не лучшие времена. Продолжалась война, будущее вселяло страх, оставаться пацифистом становилось всё труднее, а научные занятия выглядели бессмысленными. Позднее в своей "Автобиографии" он признаётся: "Временами на меня находили припадки такого отчаяния, что я целыми днями неподвижно сидел в кресле, изредка почитывая Екклесиаста".
В начале XX века многие интеллектуалы вдруг вспомнили забытое слово - акедия. Так стали называть меланхолическое состояние, попадая в которое человек не видит смысла в собственных занятиях. То, что раньше вызывало жгучий интерес, представляется тусклым и никчёмным. "Нет желаний, кроме одного - ничего не делать. Нет устремлений, кроме стремления в небытие", - писал Рольф Лагеборг в своём описании акедии, сделанном после Первой мировой войны.
Сегодня это состояние могут называть ментальной усталостью, скукой, тоской или сердечной тревогой. Раньше оно было состоянием духа, в котором человек отпадает от божественной благодати.
Само слово "акедия" (лат. acedia) впервые появляется у христианских монахов-еремитов, которые большую часть времени проводили в одиночестве, находясь в своих кельях, и лишь изредка собирались для совместной трапезы или молитвы. Акедия - самое тяжёлое испытание, которое ждёт человека, вставшего на путь духовной жизни. Это испытание, в котором он вынужден столкнуться не с внешними искушениями, а с самим собой.
Благодаря усердному самонаблюдению монахи знали толк в бессознательном и разбирались в нём лучше, чем многие современные психоаналитики. Евагрия Понтийского, жившего в IV веке н. э. иногда даже называют "Фрейдом до фрейдизма". Он оставил проникновенное и ироничное описание акедии, в котором каждый любитель прокрастинации легко может узнать себя:
"Бес уныния, который также называется "полуденным", тяжелее всех. [...]. Прежде всего этот бес заставляет монаха замечать, будто солнце движется очень медленно или совсем остаётся неподвижным, и день делается словно пятидесятичасовым. Затем бес [уныния] понуждает монаха постоянно смотреть в окна и выскакивать из кельи, чтобы взглянуть на солнце и узнать, сколько ещё осталось до девяти часов, или для того, чтобы посмотреть, нет ли рядом кого из братии. Ещё этот бес внушает монаху ненависть к [избранному] месту, роду жизни и ручному труду, а также [мысль] о том, что иссякла любовь и нет никого, [кто мог бы] утешить его".
Акедию вызывает одиночество и сомнение в избранном деле. Это состояние, в котором гаснет любое желание. Ничто не внушает интереса - хочется либо лежать на кровати, не вставая, либо бежать куда глаза глядят. Это тот момент, когда я понимаю: с меня хватит. Хватит с меня моего места, моего образа жизни, моего характера, хватит с меня самого себя. Похожее ощущение испытывает Робинзон на своём острове.
Ролан Барт в своём лекционном курсе "Как жить вместе" описывает это состояние как "утрату инвестиции" в некоторый образ жизни. "Я могу проснуться утром и увидеть, как передо мной прокручивается программа моей недели - в отсутствие всякой надежды. Всё повторяется, всё возвращается: те же задачи, те же встречи, и при этом никакой инвестированности, даже если каждый пункт этой программы вполне выносим, а порой даже приятен". Это ещё не депрессия, но смысл жизни уже утрачен.
Со временем акедия превратилась в грех уныния, а затем стала ассоциироваться с другим пороком - ленью. Где-то в XVI веке акедия разделилась на две ветви: первая (психическая) соединилась с меланхолией - подавленностью, мрачным состоянием духа, вторая (социальная) объяснялась ленью, халатностью и безволием. Меланхолия была уделом привилегированных классов, а за лень и нерадивость, как всегда, наказывали простой народ.
Меланхолию часто связывали с умственным переутомлением и даже называли "болезнью учёности". Считалось, что учёные и мыслители из-за чрезмерных занятий подвержены упадку духа и телесной слабости; особенно этого следовало опасаться математикам, физикам и врачам. Карл Линней по этому поводу писал: "когда духовный свет сосредоточивается в мозге, всё остальное пребывает в темноте".
В 1940-е годы шведский нейрофизик Рагнар Гранит описывал, как опасен "смертельный холод акедии" для научного работника. Тебе кажется, что все усилия тщетны, все важные открытия сделаны до тебя. Любое новое дело пугает и не приносит удовлетворения. Его современник, педагог Винхельм Шёстранд указывал, что причина акедии - перерасход ментальной энергии и завышенные требования, которые предъявляет человеку научная среда:
"... находясь в академических кругах среди людей с высоким уровнем интеллекта, человек очень быстро осознает и вынужден признать - перед лицом своей совести и перед лицом окружающих - неполноту собственных знаний. Отсюда рукой подать до невротических синдромов разного рода".
В статье "Научная акедия", опубликованной в 1967 году в одном из американских социологических журналов, Ханс Зеттерберг описывает другие причины чувства пустоты и неуверенности в себе, которое поджидает многих учёных. Акедию вызывает излишняя специализация, сконцентрированность на своём предмете исследования. На это жаловался, в частности, Чарльз Дарвин: "Моё сознание уподобилось механизму, производящему закономерности из частных фактов, при этом пострадала часть мозга, которая отвечает за восприятие прекрасного".
Многие учёные со временем теряют интерес к своему делу. Иногда это происходит потому, что научная работа не приносит тех выгод, которые ценятся обществом - богатства, признания, славы. Интеллектуальная карьера требует монотонной работы и сосредоточенности. Человек, решивший пойти в науку, лишает себя многих радостей жизни - почти как монах-еремит, ищущий духовного просветления внутри узкой кельи. Вероятно, именно в этом состоянии немощи и бессилия Бертран Рассел читал знаменитые строки Екклесиаста: "суета сует - всё суета".
Когда общество перестало быть религиозным, акедия превратилась в болезнь интеллектуалов. Сегодня она потенциально угрожает каждому.
Мы уже не можем объяснять состояние уныния и потери смысла жизни бесовскими наваждениями и отсутствием божественного благословения. Но акедия нам знакома, может быть, ещё лучше, чем другим поколениям. В своём эссе об акедии Олдос Хаксли писал: "Это не грех и не болезнь ипохондрии, а состояние ума, посланное нам судьбой". История преподнесла нам столько разочарований, что впасть в акедию мы имеем полное право.
Как монах-еремит, любой современный человек должен научиться обращаться с собственным одиночеством. Но как бороться с акедией? По свидетельству опытных монахов и некоторых учёных, лучшее лекарство - это упорная работа. Главное - не дать своему уму блуждать, где ему вздумается, а сохранять сосредоточенность. Если же акедия является признаком усталости, нужно дать себе отдохнуть. Иногда же нужно совершить радикальный шаг и отказаться от прежнего образа жизни, раз он уже не вызывает никакого всплеска энергии. Ключ к победе над акедией - следование своим глубоким интересам, которые мало зависят от внешних поощрений.
Как бы мы ни описывали акедию - как "полуденного беса" или ментальное перенапряжение, как утрату смысла жизни или как сниженный уровень серотонина - это состояние, которое может настигнуть каждого. Это не душевная болезнь, которую стоит лечить психофармакологическими препаратами, как лечат, к примеру, депрессию. Это состояние, которое человек неосознанно для себя выбирает. Собственный выбор же всегда можно изменить, даже если сделать это иногда бывает очень трудно"(С)
Олег Бочарников
olga
Если это длинно и нудно - можно не читать.
Если это длинно и нудно - можно не читать.
Лего
То есть при акедии, в отличае от депрессии,
То есть при акедии, в отличае от депрессии,
Клинически счастлива
Мне кажется, нужно выбирать себе занятия "мелкие"
Мне кажется, нужно выбирать себе занятия "мелкие"
Лего
Ну мне мытье пола никакой
Ну мне мытье пола никакой
Клинически счастлива
Не знаю...(это я Лего)
Не знаю...(это я Лего)
Аноним [1]
А вот в самом деле -
А вот в самом деле -
в чем смысл жизни? У кого какие версии?
Известны варианты:
воспитать детей
служить стране
добиться поставленной жизненной цели, например, разбогатеть.
И в то же время многие люди об этом вообще не думают. плывут по лону вод. Некоторые (классический пример П. Безухов) все время в поиске.
Интересно, что говорит о смысле жизни практическая психология.
Известны варианты:
воспитать детей
служить стране
добиться поставленной жизненной цели, например, разбогатеть.
И в то же время многие люди об этом вообще не думают. плывут по лону вод. Некоторые (классический пример П. Безухов) все время в поиске.
Интересно, что говорит о смысле жизни практическая психология.
Клинически счастлива
Да, мне тоже интересно, что говорят психологи о смысле
Да, мне тоже интересно, что говорят психологи о смысле
У меня смысл периодически исчезает
Если что-то не получается
оно и понятно: я весьма терпелива - когда выполняю что-то мелко-практическое
И Нетерпелива, когда хочу чего-то достичь.
Не получилось - ну все, смысл утерян...)))
*
Давным-давно уже я научилась находить смысл жизни в том, чтобы утешать других. Пусть я обманываюсь. Пусть я их не утешаю (возможно) а раздражаю своими уговорами найти утешение в том-то и том-то.
Но мы все равны, если задуматься, в несчастье. Значит, все хотят (даже если отрицают), чтобы их в несчастье по-родительски погладили по голове и сказали (как у Есенина) "ничего... это к завтрему все заживет")))
**
Отдельный смысл - Наблюдать за жизнью (для меня).
Собрать в копилочку.
Чтобы, когда придет страшный час - а может, последний - вспомнить этот пестрый калейдоскоп. (Не знаю и знать не могу - вспомнится ли )
С тех пор наблюдаю...
за жизнью и людьми. И здесь (простите, граждане) - тоже...))
Если что-то не получается
оно и понятно: я весьма терпелива - когда выполняю что-то мелко-практическое
И Нетерпелива, когда хочу чего-то достичь.
Не получилось - ну все, смысл утерян...)))
*
Давным-давно уже я научилась находить смысл жизни в том, чтобы утешать других. Пусть я обманываюсь. Пусть я их не утешаю (возможно) а раздражаю своими уговорами найти утешение в том-то и том-то.
Но мы все равны, если задуматься, в несчастье. Значит, все хотят (даже если отрицают), чтобы их в несчастье по-родительски погладили по голове и сказали (как у Есенина) "ничего... это к завтрему все заживет")))
**
Отдельный смысл - Наблюдать за жизнью (для меня).
Собрать в копилочку.
Чтобы, когда придет страшный час - а может, последний - вспомнить этот пестрый калейдоскоп. (Не знаю и знать не могу - вспомнится ли )
С тех пор наблюдаю...
за жизнью и людьми. И здесь (простите, граждане) - тоже...))
Осень
про смысл
про смысл
жизни. Я думаю, у каждый человек приходит в этот мир с каким-то своим предназначением. Может быть, смысл в том, чтобы понять свое предназначение и воплотить его в жизнь.
Понять, в чем ты талантлив, что ты можешь. И таким образом послужить своей семье, своей стране или даже всему человечеству.)
Пусть даже это небольшой совсем вклад, но это то, что именно от тебя получит вселенная.
Мы ведь все связаны друг с другом, и от каждого зависит, станет мир немного лучше или немного хуже.
Вот Счастливая видит смысл в утешении других, и мне кажется, это очень хороший смысл. Это любовь, выражение любви, в которой все так нуждаются.
Для ученого смысл в познании, и это тоже прекрасный смысл, ведь мы все нуждаемся в понимании мира. Иначе мы как слепые котята!
Художники, музыканты, поэты и все творческие люди - у них смысл в их творчестве, и это тоже способ познания и улучшения мира.
Но у человека может быть и не столь "великое" и заметное предназначение, однако оно все-таки есть. И если человек нашел его и ему следует, значит его жизнь не бессмысленна.
Понять, в чем ты талантлив, что ты можешь. И таким образом послужить своей семье, своей стране или даже всему человечеству.)
Пусть даже это небольшой совсем вклад, но это то, что именно от тебя получит вселенная.
Мы ведь все связаны друг с другом, и от каждого зависит, станет мир немного лучше или немного хуже.
Вот Счастливая видит смысл в утешении других, и мне кажется, это очень хороший смысл. Это любовь, выражение любви, в которой все так нуждаются.
Для ученого смысл в познании, и это тоже прекрасный смысл, ведь мы все нуждаемся в понимании мира. Иначе мы как слепые котята!
Художники, музыканты, поэты и все творческие люди - у них смысл в их творчестве, и это тоже способ познания и улучшения мира.
Но у человека может быть и не столь "великое" и заметное предназначение, однако оно все-таки есть. И если человек нашел его и ему следует, значит его жизнь не бессмысленна.
Лего
А я, наверное, определила
А я, наверное, определила
Свой смысл жизни. Смысл очень такой " мещанский" , без особых амбиций.
Он именно в том, чтоб ЖИТЬ, раз уж тебе дана эта жизнь. не быть втягость своими болячками, или настроением своим близким, и наоборот, быть им опорой и поддержкой в мелочах, в быту и не только. Для меня жизнь, это не успех, не карьера, не деньги, это другое - это отдельные составляющие. А смысл жизни- именно семья, близкие. Честно не могу себе представить как бы все было, доводись мне жить одной. Не вижу этого и не представляю.
И еще маленькая составляющая моего смысла жизни- это чтоб рядом со мной счастливо жила хоть бы одна " животинка", а лучше побольше это ведь так несложно, обеспечить кому- то из " братьев наших меньших" его короткую счастливую жизнь. Вот так, без особых " высоких идей" .
Счастливая, да наблюдать за жизнью и делать выводы из этих наблюдений- тоже одна из составляющих. Люблю и увлекаюсь этим делом. Но на последний час не откладываю пересматривать все это. У меня о последнем часе свои представления сложились.
Он именно в том, чтоб ЖИТЬ, раз уж тебе дана эта жизнь. не быть втягость своими болячками, или настроением своим близким, и наоборот, быть им опорой и поддержкой в мелочах, в быту и не только. Для меня жизнь, это не успех, не карьера, не деньги, это другое - это отдельные составляющие. А смысл жизни- именно семья, близкие. Честно не могу себе представить как бы все было, доводись мне жить одной. Не вижу этого и не представляю.
И еще маленькая составляющая моего смысла жизни- это чтоб рядом со мной счастливо жила хоть бы одна " животинка", а лучше побольше это ведь так несложно, обеспечить кому- то из " братьев наших меньших" его короткую счастливую жизнь. Вот так, без особых " высоких идей" .
Счастливая, да наблюдать за жизнью и делать выводы из этих наблюдений- тоже одна из составляющих. Люблю и увлекаюсь этим делом. Но на последний час не откладываю пересматривать все это. У меня о последнем часе свои представления сложились.
Ch........
А мне кажется, что никакого смысла нет вообще.
А мне кажется, что никакого смысла нет вообще.
И предназначения тоже нет.
Мы все просто живем, стараемся получать удовольствие от жизни. И если человек занимается чем-то, что приносит ему удовольствие + оказывается полезным обществу, получаются великие о крытия, шедевры зодчества и т. д.
Дети -это ближе к инстинкту, а не к смыслу...
Патриотизм, скорее воспитание, причем если с избытком то вовсе не полезное.
Ну а разбогатеть, этои есть как раз самое распространеное удовольствие, вернее богатеют для удовольствия.
Да и в целом, глупое это занятие искать смысл жизни)
Мы все просто живем, стараемся получать удовольствие от жизни. И если человек занимается чем-то, что приносит ему удовольствие + оказывается полезным обществу, получаются великие о крытия, шедевры зодчества и т. д.
Дети -это ближе к инстинкту, а не к смыслу...
Патриотизм, скорее воспитание, причем если с избытком то вовсе не полезное.
Ну а разбогатеть, этои есть как раз самое распространеное удовольствие, вернее богатеют для удовольствия.
Да и в целом, глупое это занятие искать смысл жизни)
Осень
но статья,
но статья,
которую нам привела Ольга, не о смысле жизни.
Она о том состоянии, когда не хочется делать ничего, потому что любое действие кажется ненужным, бессмысленным в данный момент. Ведь те же монахи, о которых говорится в этой статье, имели в своей жизни смысл - служение Богу, а все-таки впадали в это состояние.
И так, наверно, бывает со всяким и всякий человек хотя бы раз в жизни испытал состояние апатии, акедии. Что-то подобное (если я правильно поняла статью) случается, когда рушатся надежды, или наоборот, когда ты достигаешь какой-то цели, к которой давно шел - и после подъема испытываешь опустошенность и не знаешь, куда же дальше идти.
Мне кажется, главное, что надо помнить если такое случается - это то, что это пройдет. "Все проходит, пройдет и это..." (с)
И смысл в жизнь опять вернется.
Она о том состоянии, когда не хочется делать ничего, потому что любое действие кажется ненужным, бессмысленным в данный момент. Ведь те же монахи, о которых говорится в этой статье, имели в своей жизни смысл - служение Богу, а все-таки впадали в это состояние.
И так, наверно, бывает со всяким и всякий человек хотя бы раз в жизни испытал состояние апатии, акедии. Что-то подобное (если я правильно поняла статью) случается, когда рушатся надежды, или наоборот, когда ты достигаешь какой-то цели, к которой давно шел - и после подъема испытываешь опустошенность и не знаешь, куда же дальше идти.
Мне кажется, главное, что надо помнить если такое случается - это то, что это пройдет. "Все проходит, пройдет и это..." (с)
И смысл в жизнь опять вернется.
Осень
видеть смысл
видеть смысл
в получении удовольствия - сегодня очень распространенная теория. Наслаждайся! - слышим мы все время из телевизора, и прочих СМИ.)
Но это не ответ на вопрос о смысле. Наслаждаться можно очень по животному, а этого человеку не достаточно.
Но вспомните, например талантливый художник или ученый, разве думает о наслаждении, когда работает? Разве для удовольствия он делает свое дело, иногда мучаясь, недосыпая, иногда в нищете? А был бы он счастлив, отними у него его дело и дай ему богатство? Очень сомневаюсь! По крайней мере - не для всех так.
Но это не ответ на вопрос о смысле. Наслаждаться можно очень по животному, а этого человеку не достаточно.
Но вспомните, например талантливый художник или ученый, разве думает о наслаждении, когда работает? Разве для удовольствия он делает свое дело, иногда мучаясь, недосыпая, иногда в нищете? А был бы он счастлив, отними у него его дело и дай ему богатство? Очень сомневаюсь! По крайней мере - не для всех так.
Лего
Ольга, вот художник
Ольга, вот художник
Осень
Лего, я (Осень, а не Ольга)
Лего, я (Осень, а не Ольга)
считаю, что им движет как раз его предназначение.)
Че говорит, "если человек занимается чем-то, что приносит ему удовольствие + оказывается полезным обществу.."
Любимое дело, которое "оказывается полезным обществу" обычно требует от человека очень больших усилий, затрат, иногда лишает сна, изнуряет и т. п.
Если бы все дело было только в удовольствии, мы нашли бы более простые и доступные способы его получить. И "кайф" можно получить гораздо проще, (не буду объяснять, все знают как). Но художник при этом будет все равно не удовлетворен, опустошен - именно потому, что его предназначение не выполняется.
Че говорит, "если человек занимается чем-то, что приносит ему удовольствие + оказывается полезным обществу.."
Любимое дело, которое "оказывается полезным обществу" обычно требует от человека очень больших усилий, затрат, иногда лишает сна, изнуряет и т. п.
Если бы все дело было только в удовольствии, мы нашли бы более простые и доступные способы его получить. И "кайф" можно получить гораздо проще, (не буду объяснять, все знают как). Но художник при этом будет все равно не удовлетворен, опустошен - именно потому, что его предназначение не выполняется.
Клинически счастлива
А я с Че согласна
А я с Че согласна
не осознавая этого, миллионы людей делают что-то для своего удовольствия
кто-то - проекты, кто-то дома, кто-то сажает растения, кто-то пишет статьи
У них мало что получилось бы, если бы они не делали это РАДИ УДОВОЛЬСТВИЯ
и уж конечно, детей мы рожаем для удовольствия
удовольствия - что рядом будет родная душа. на долгие годы
кто-то - проекты, кто-то дома, кто-то сажает растения, кто-то пишет статьи
У них мало что получилось бы, если бы они не делали это РАДИ УДОВОЛЬСТВИЯ
и уж конечно, детей мы рожаем для удовольствия
удовольствия - что рядом будет родная душа. на долгие годы
Ветер
прочитала все буковки...
прочитала все буковки...
"Отдельный смысл - Наблюдать за жизнью (для меня)." - подписуюсь!
"Я думаю, у каждый человек приходит в этот мир с каким-то своим предназначением. " - аналогично!
С Ch... согласна в одном: "Да и в целом, глупое это занятие искать смысл жизни)"
Это про смысл, а про акедию... Мне кажется, бОльшую часть жизни я живу в этом состоянии. Причем, с детства. Всегда считала это ленью. Ну, и придумала для себя выход. Раз я не живу, т. е. ничего не делаю, значит, я просто наблюдаю. А что бы наблюдать, надо как-то общаться и, волей-неволей, что-то делать, куда-то ходить искать новые обстоятельства и новых людей.
Сейчас мне думается, что это так. На самом деле, все может быть совсем иначе.
Интересная статья.
"Я думаю, у каждый человек приходит в этот мир с каким-то своим предназначением. " - аналогично!
С Ch... согласна в одном: "Да и в целом, глупое это занятие искать смысл жизни)"
Это про смысл, а про акедию... Мне кажется, бОльшую часть жизни я живу в этом состоянии. Причем, с детства. Всегда считала это ленью. Ну, и придумала для себя выход. Раз я не живу, т. е. ничего не делаю, значит, я просто наблюдаю. А что бы наблюдать, надо как-то общаться и, волей-неволей, что-то делать, куда-то ходить искать новые обстоятельства и новых людей.
Сейчас мне думается, что это так. На самом деле, все может быть совсем иначе.
Интересная статья.
Ch........
Осень)
Осень)
Дело не в предназначении, а в характере, воспитании, и все в том же удовольствии)))
Любимое дело, которое лишает сна и изнуряет, кстати может и не любимое, на финише приносит УДОВОЛЬСТВИЕ. Как вариант, ощущение победы, превосходства над другими, материальную награду и т. д.
Ведь это давно известный факт, что мы ВСЕ делаем по трем причинам:
1. От безисходности, когда НЕ делать просто нельзя.
2. Ради процесса) когда нравится то, что ты делаешь.
3. Ради результата.
Если оставить за кадром п. 1 то все остальное разновидность удовольствия.
А усталость или раздражение, да может появиться, но это нормально...
Любимое дело, которое лишает сна и изнуряет, кстати может и не любимое, на финише приносит УДОВОЛЬСТВИЕ. Как вариант, ощущение победы, превосходства над другими, материальную награду и т. д.
Ведь это давно известный факт, что мы ВСЕ делаем по трем причинам:
1. От безисходности, когда НЕ делать просто нельзя.
2. Ради процесса) когда нравится то, что ты делаешь.
3. Ради результата.
Если оставить за кадром п. 1 то все остальное разновидность удовольствия.
А усталость или раздражение, да может появиться, но это нормально...
Осень
эта точка зрения
эта точка зрения
olga
Психологи очень много
Психологи очень много
размышляют о смысле.
Не только жизни в целом, но и отдельного дня.
Как человек я бы полностью присоединилась к мнению Че.
И да, смысл каждого дня - в нем самом. В солнце или дожде, в том, что можешь сделать для себя или для людей. А иногда - в том, чтобы ничего не делать.
А вот если домочадцам захочется цитат из экзистенциальных психологов, я постараюсь нарыть чего-нибудь афористичного и не длинного.
Не только жизни в целом, но и отдельного дня.
Как человек я бы полностью присоединилась к мнению Че.
И да, смысл каждого дня - в нем самом. В солнце или дожде, в том, что можешь сделать для себя или для людей. А иногда - в том, чтобы ничего не делать.
А вот если домочадцам захочется цитат из экзистенциальных психологов, я постараюсь нарыть чего-нибудь афористичного и не длинного.
Аня
)
)
жизнь-это вирус, дааа..)))
Приходишь в несознанке, пока умишко окукливался во что-то, тельце уже присосалось, душа прыгнула выше головы детскими парханиями - всё, зараза цветет и пахнет на все лады.
Потом прет пора сценариев инстинктов тела, ума и души.. и хлопп-полжизни как не бывало.
Ну остальное уж дотащишься какнибудь-
хронь, а не смысл)
Приходишь в несознанке, пока умишко окукливался во что-то, тельце уже присосалось, душа прыгнула выше головы детскими парханиями - всё, зараза цветет и пахнет на все лады.
Потом прет пора сценариев инстинктов тела, ума и души.. и хлопп-полжизни как не бывало.
Ну остальное уж дотащишься какнибудь-
хронь, а не смысл)
olga
Хм...
Хм...
Вот нисколько не согласна с мрачным (возможно, просто стебным?)) постом Безмятежности!
Жизнь хороша сама по себе любой день!
И чем старше мы становимся, тем более осознано можем ею наслаждаться.
Впрочем, никто не заставляет радоваться жизни, можно и страдать.
Но это - не свойства жизни, а исключительно личный выбор человека))
Жизнь хороша сама по себе любой день!
И чем старше мы становимся, тем более осознано можем ею наслаждаться.
Впрочем, никто не заставляет радоваться жизни, можно и страдать.
Но это - не свойства жизни, а исключительно личный выбор человека))
Тук-тук-тук! Кто в домике живет? Наверное, мышка-норушка, как всегда... Ну там еще зайчик-побегайчик, лисичка-сестричка... А вас тама, похоже, нет!
Почему? Да потому что на Мейби нужно сначала зарегистрироваться, а потом подать заявку на прописку в ДоМиКе.