Психология на каждый день
очарование ролью жертвы (с)
➜ главная Домика
Вы не залогинились! Ваш статус в этом ДоМиКе - гость.
В домике онлайн: 0, замечено за сутки: 0
вернуться на 5 стр. списка тем
Katerina
очарование ролью жертвы (с)
очарование ролью жертвы (с)
"Почему так трудно отказаться от роли жертвы и вместе с тем от страданий? Работая терапевтом, я не раз задавала себе этот вопрос. Объясняется это разными, в большей или меньшей степени осознаваемыми причинами, четких границ между которыми нет.
1. Страдание превратилось в хорошо знакомое, "родное" ощущение, которым человек "оснастил" свою жизнь. Оно стало настолько привычным, что человек может чувствовать себя с ним вполне комфортно. Конец страданий обусловливает изменение привычки. К такому изменению может привести сознательное решение или некое судьбоносное событие.
2. Для некоторых людей страдание является, по-видимому, единственной возможностью интенсивно себя ощущать.
"Я страдаю, значит, я себя чувствую, значит, я живу!" Страдание дает самое сильное ощущение собственной живости. Казалось бы, страдание и живость противоречат друг другу, однако такой парадокс встречается очень часто.
Нередко клиенты, "распрощавшись" со своими страданиями, жалуются потом на почти невыносимое ощущение пустоты.
3. Как в классическом случае выгоды от болезни, страдание "вознаграждается". Пока человек страдает, он получает больше любви и внимания. Благодаря болезни, например, инфаркту, человек становится как бы более значительным. Все вертится только вокруг него и его болезни.
1. Страдание превратилось в хорошо знакомое, "родное" ощущение, которым человек "оснастил" свою жизнь. Оно стало настолько привычным, что человек может чувствовать себя с ним вполне комфортно. Конец страданий обусловливает изменение привычки. К такому изменению может привести сознательное решение или некое судьбоносное событие.
2. Для некоторых людей страдание является, по-видимому, единственной возможностью интенсивно себя ощущать.
"Я страдаю, значит, я себя чувствую, значит, я живу!" Страдание дает самое сильное ощущение собственной живости. Казалось бы, страдание и живость противоречат друг другу, однако такой парадокс встречается очень часто.
Нередко клиенты, "распрощавшись" со своими страданиями, жалуются потом на почти невыносимое ощущение пустоты.
3. Как в классическом случае выгоды от болезни, страдание "вознаграждается". Пока человек страдает, он получает больше любви и внимания. Благодаря болезни, например, инфаркту, человек становится как бы более значительным. Все вертится только вокруг него и его болезни.
Katerina
2
2
4. Страдание "возносит" человека на другую позицию. Раз он страдает, он кажется себе лучше окружающих, что приводит к появлению некой (в большинстве случаев неосознанной) претензии.
Поскольку эта претензия не имеет под собой никаких оснований, она не может быть удовлетворена, что, в свою очередь, снова укрепляет человека в роли страдающей жертвы.
"Никто меня не понимает" или "все против меня" - таковы основные убеждения "хронических" жертв, остающихся в плену порочного круга страданий.
Так, в христианстве страдание за других имеет высокий ранг. Мученичество, в известной степени, хорошая предпосылка для причисления к лику святых.
5. Страдание может получать общественное признание и давать ощущение принадлежности к некой группе. "Бедные брошенные женщины" пользуются поверхностным сочувствием общества, а вот "брошенные мужчины" пока не имеют общественно признанного права на страдание.
"Брошенные женщины" образуют группу, которая дает им сострадание, подтверждение и мотивацию. Отказавшись от роли жертвы, женщина перестает принадлежать к этой группе. При всех своих положительных аспектах, тому же риску подвержены и группы самопомощи. Зачастую, если хочешь быть
членом группы, групповая идентичность велит страдать.
6. В большинстве случаев страдание характеризуется пассивностью. Выйти из пассивного состояния - значит стать активным и отказаться от роли жертвы. Занять активную позицию в данном контексте означает взять на себя ответственность и "приняться за дело".
По моим наблюдениям, в случае семейных переплетений, где имеет место вина в предыдущих поколениях (убийство, санкционирование убийства, лишение собственности и т. д.), страдающим особенно трудно стать активными. Для этих случаев характерны такие симптомы, как безуспешность и безработица. Сохранение роли жертвы нужно этим людям для того, чтобы "не стать таким, как отец или дед".
Поскольку эта претензия не имеет под собой никаких оснований, она не может быть удовлетворена, что, в свою очередь, снова укрепляет человека в роли страдающей жертвы.
"Никто меня не понимает" или "все против меня" - таковы основные убеждения "хронических" жертв, остающихся в плену порочного круга страданий.
Так, в христианстве страдание за других имеет высокий ранг. Мученичество, в известной степени, хорошая предпосылка для причисления к лику святых.
5. Страдание может получать общественное признание и давать ощущение принадлежности к некой группе. "Бедные брошенные женщины" пользуются поверхностным сочувствием общества, а вот "брошенные мужчины" пока не имеют общественно признанного права на страдание.
"Брошенные женщины" образуют группу, которая дает им сострадание, подтверждение и мотивацию. Отказавшись от роли жертвы, женщина перестает принадлежать к этой группе. При всех своих положительных аспектах, тому же риску подвержены и группы самопомощи. Зачастую, если хочешь быть
членом группы, групповая идентичность велит страдать.
6. В большинстве случаев страдание характеризуется пассивностью. Выйти из пассивного состояния - значит стать активным и отказаться от роли жертвы. Занять активную позицию в данном контексте означает взять на себя ответственность и "приняться за дело".
По моим наблюдениям, в случае семейных переплетений, где имеет место вина в предыдущих поколениях (убийство, санкционирование убийства, лишение собственности и т. д.), страдающим особенно трудно стать активными. Для этих случаев характерны такие симптомы, как безуспешность и безработица. Сохранение роли жертвы нужно этим людям для того, чтобы "не стать таким, как отец или дед".
Katerina
3
3
7. В весьма спорной интерпретации страдание способно восстанавливать собственную невиновность.
Боясь признать свою вину, человек "прячется" в роль жертвы и внешне снова становится невиновным. В качестве примера можно указать на роль многих людей в Третьем рейхе, которые после войны объявили себя жертвами, которые "были тут ни при чем". Эта позиция стала почти массовым феноменом и долгое время признавалась обществом. Такое отрицание собственной вины преступниками приводит к новым страданиям в следующих поколениях.
8. Часто случается так, что, компенсируя непризнанную вину преступников-предков, представители уже следующих поколений испытывают беспочвенное чувство вины.
Такие переплетения приводят к тому, что эти люди упорно остаются в роли жертвы. Отказавшись от этой роли, из лояльности к жертвам предков человек чувствует себя предателем. Только когда он допустит в своей душе любовь к преступнику, он сможет оставить его поступки на его совести. Тогда исчезнет и необходимость жертвовать собой.
Что касается потомков жертв, то из лояльности к предкам они тоже остаются в роли жертв. Их симптомы аналогичны: тяжелые формы болезней и депрессия.
... В каждой из приведенных выше ситуаций страдающим можно задать вопрос: "Что будет после того, как страдания закончатся?"
Прекращение страданий всегда связано с некими последствиями, которые нельзя не учитывать.
И. Кучера, К. Шеффлер "Что же со мной такое?"
Боясь признать свою вину, человек "прячется" в роль жертвы и внешне снова становится невиновным. В качестве примера можно указать на роль многих людей в Третьем рейхе, которые после войны объявили себя жертвами, которые "были тут ни при чем". Эта позиция стала почти массовым феноменом и долгое время признавалась обществом. Такое отрицание собственной вины преступниками приводит к новым страданиям в следующих поколениях.
8. Часто случается так, что, компенсируя непризнанную вину преступников-предков, представители уже следующих поколений испытывают беспочвенное чувство вины.
Такие переплетения приводят к тому, что эти люди упорно остаются в роли жертвы. Отказавшись от этой роли, из лояльности к жертвам предков человек чувствует себя предателем. Только когда он допустит в своей душе любовь к преступнику, он сможет оставить его поступки на его совести. Тогда исчезнет и необходимость жертвовать собой.
Что касается потомков жертв, то из лояльности к предкам они тоже остаются в роли жертв. Их симптомы аналогичны: тяжелые формы болезней и депрессия.
... В каждой из приведенных выше ситуаций страдающим можно задать вопрос: "Что будет после того, как страдания закончатся?"
Прекращение страданий всегда связано с некими последствиями, которые нельзя не учитывать.
И. Кучера, К. Шеффлер "Что же со мной такое?"
Katerina
4
4
Приведу два примера.
Состоянию "я страдаю, потому что у меня скучная работа и маленькая зарплата" можно положить конец, сменив место работы. Если это связано с необходимостью переезда, на что человек пойти не готов, то ему проще продолжать страдать, чем собрать чемодан.
Если депрессия стала причиной досрочного выхода на пенсию, то с выздоровлением человеку придется вернуться на работу и, соответственно, лишиться права на получение пенсии. С материальной точки зрения его положение может ухудшиться, поэтому, вполне вероятно, он предпочтет страдать и дальше.
"Страдать легче, чем решать", - говорит Берт Хеллингер.
Состоянию "я страдаю, потому что у меня скучная работа и маленькая зарплата" можно положить конец, сменив место работы. Если это связано с необходимостью переезда, на что человек пойти не готов, то ему проще продолжать страдать, чем собрать чемодан.
Если депрессия стала причиной досрочного выхода на пенсию, то с выздоровлением человеку придется вернуться на работу и, соответственно, лишиться права на получение пенсии. С материальной точки зрения его положение может ухудшиться, поэтому, вполне вероятно, он предпочтет страдать и дальше.
"Страдать легче, чем решать", - говорит Берт Хеллингер.
Katerina
5
5
Это действительно так. Страдание позволяет нам сместить фокус своего внимания с себя и своих ошибок на обидчика или болезнь.
"Я не могу быть счастлива с ТАКИМ мужем" - легче признать мужа виноватым в своем несчастье, чем правдиво посмотреть на себя и увидеть, что я рядом с ним далеко не Принцесса, и мне бы лучше поработать над своей самооценкой.
"Если бы не болезнь, я бы уже давно..." - мы делаем болезнь преградой своему счастью, не понимая, что прикрываемся ею, чтобы не совершать работу души. На расстановках мы иногда встречаемся с убеждением клиента "я лучше буду болеть и умирать, чем прощу свою маму или папу".
"Если бы у меня была хорошая работа, с больше оплатой, я бы была счастлива" - а кто мешает эту работу поискать? Кто мешает, кроме НАС САМИХ, пойти и чему-то научиться, чтобы вырастить свой рейтинг в обществе? Кто мешает уйти с нелюбимой работы? Только собственные страхи, только желание оставаться жертвой и дальше, лишь бы ничего не менять.
"Если бы у меня не было ребенка, я бы устроила свою личную жизнь" - это убеждение матери-одиночки делает ребенка заложником ее счастья, виновником ее одиночества, а ее беспомощной жертвой, которая может не трудиться на своей болью, не учиться прощать прошлое, не исцелять свои травмы, не развивать свою женственность.
Каждый человек, в какой бы ситуации он не находился, имеет ВСЕ ШАНСЫ для СЧАСТЬЯ. Но только он САМ выбирает, по какой дороге он пойдет, какую позицию он будет занимать в своей жизни беспомощной жертвы или хозяина своей жизни.
Что делать с этим багажом?
Для начала осознать у вас ЕСТЬ ПОТЕНЦИАЛ для СЧАСТЬЯ!
А дальше действовать. И для начала найти людей, которые могут заразить вас счастьем!
"Я не могу быть счастлива с ТАКИМ мужем" - легче признать мужа виноватым в своем несчастье, чем правдиво посмотреть на себя и увидеть, что я рядом с ним далеко не Принцесса, и мне бы лучше поработать над своей самооценкой.
"Если бы не болезнь, я бы уже давно..." - мы делаем болезнь преградой своему счастью, не понимая, что прикрываемся ею, чтобы не совершать работу души. На расстановках мы иногда встречаемся с убеждением клиента "я лучше буду болеть и умирать, чем прощу свою маму или папу".
"Если бы у меня была хорошая работа, с больше оплатой, я бы была счастлива" - а кто мешает эту работу поискать? Кто мешает, кроме НАС САМИХ, пойти и чему-то научиться, чтобы вырастить свой рейтинг в обществе? Кто мешает уйти с нелюбимой работы? Только собственные страхи, только желание оставаться жертвой и дальше, лишь бы ничего не менять.
"Если бы у меня не было ребенка, я бы устроила свою личную жизнь" - это убеждение матери-одиночки делает ребенка заложником ее счастья, виновником ее одиночества, а ее беспомощной жертвой, которая может не трудиться на своей болью, не учиться прощать прошлое, не исцелять свои травмы, не развивать свою женственность.
Каждый человек, в какой бы ситуации он не находился, имеет ВСЕ ШАНСЫ для СЧАСТЬЯ. Но только он САМ выбирает, по какой дороге он пойдет, какую позицию он будет занимать в своей жизни беспомощной жертвы или хозяина своей жизни.
Что делать с этим багажом?
Для начала осознать у вас ЕСТЬ ПОТЕНЦИАЛ для СЧАСТЬЯ!
А дальше действовать. И для начала найти людей, которые могут заразить вас счастьем!
Клинически счастлива
Я просто не понимаю, зачем ставить себе цель
Я просто не понимаю, зачем ставить себе цель
во что бы там ни было - быть счастливой
для меня это навязчивая идея
я не могу быть счастлива, например, если вокруг есть брошенные котята и потерявшиеся собаки
Спокойно-"гармоничной" ваще никогда не смогу, ибо я метущаяся натура. Мне все время что-то новенькое потребно в целях
И что?
какой прок непременно убирать все препятствия на пути к счастью?
(сдается мне, здесь под "щастьем" что-то иное подразумевается)
** поддержу только ремарку про мужчин.
И то - "брошенный" мне не встречался, были такие, которые из-за детей разводиться не хотели, хотя жену не любили
А жена, де, заметила это - и развелась сама. С кучей претензий
так что, скорее - это "обобранные" и морально, и материально мужчины:
(цит) "вот "брошенные мужчины" пока не имеют общественно признанного права на страдание."
Имеют. Очень сильный отклик имеют такие истории. Но может быть, вам не встречались те отклики и то возмущение. Однако, на разведенных с алиментами или с неподросшими детьми что-то мало "Сострадающих" женщин
для меня это навязчивая идея
я не могу быть счастлива, например, если вокруг есть брошенные котята и потерявшиеся собаки
Спокойно-"гармоничной" ваще никогда не смогу, ибо я метущаяся натура. Мне все время что-то новенькое потребно в целях
И что?
какой прок непременно убирать все препятствия на пути к счастью?
(сдается мне, здесь под "щастьем" что-то иное подразумевается)
** поддержу только ремарку про мужчин.
И то - "брошенный" мне не встречался, были такие, которые из-за детей разводиться не хотели, хотя жену не любили
А жена, де, заметила это - и развелась сама. С кучей претензий
так что, скорее - это "обобранные" и морально, и материально мужчины:
(цит) "вот "брошенные мужчины" пока не имеют общественно признанного права на страдание."
Имеют. Очень сильный отклик имеют такие истории. Но может быть, вам не встречались те отклики и то возмущение. Однако, на разведенных с алиментами или с неподросшими детьми что-то мало "Сострадающих" женщин
Ch........
КС)))
КС)))
А какую цель надо ставить?
На мой взгляд хотеть быть счастливой, естественное желание.
Вряд ли кто-то сознательно хочет быть несчастным. Сознательно - ключевое слово)
А подсознательно, это да... Быть жертвой часто выгодно, особенно в обществе где принято жалеть сирых и убогих)
Как я тут услышала мимоходом, что цель социального общества перераспределение доходов от успешных к лузерам) это маленькое лирическое отступление, не по теме)
На мой взгляд хотеть быть счастливой, естественное желание.
Вряд ли кто-то сознательно хочет быть несчастным. Сознательно - ключевое слово)
А подсознательно, это да... Быть жертвой часто выгодно, особенно в обществе где принято жалеть сирых и убогих)
Как я тут услышала мимоходом, что цель социального общества перераспределение доходов от успешных к лузерам) это маленькое лирическое отступление, не по теме)
Клинически счастлива
Так я УЖЕ - Счастлива
Так я УЖЕ - Счастлива
Ch........
Счастливая счастлива?
Счастливая счастлива?
Katerina
я счастье
я счастье
понимаю так. вот как в данную минуту в каждой из моих сфер жизни происходит, это для меня самое лучшее. то есть я живу с тем человекомлюдьми, с кем мне очень комфортно. я живу в той квартирегородестране, где мне очень хорошо. я работаю там, где мне нравится. я получаю вознаграждение то, которое меня устраивает, которое пропорционально на мой взгляд моим затратам и удовлетворяет мои потребности. я имею детей ровно столько, сколько я хотела бы чтобы было в семье. мое социальное положение меня удовлетворяет, я занимаю именно то место, которое по моему мнению соответствует моим представлениям о себе. и т. д. и т. п.
если же какая-то из сфер моей жизни меня не устраивает, значит этот вопрос меня волнует и я соответственно буду вынуждена с этим что-то делать, что-то в этой сфере менять или не менять. смотря на сколько меня это не устраивает. насколько идет внутренний конфликт. ну например, мне нравится моя работа, но зп недостаточная. для меня в приоритете интерес, поэтому я сознательно жертвую доходом, хотя и знаю, что могла бы получать больше, ради интереса, или хорошего коллектива, или может я к поликлинике хорошей прикреплена на работе. конечно идеал трудно достичь, да наверное и не нужно.
а вот если человек понимает, что все, край, будет только хуже, пошли проблемы со здоровьем и т. п. и который сам строит свою жизнь, будет искать способы поменять. каким образом, индивидуально. а человек, который по сути своей "жертва" будет об этом говорить, жаловаться, обсуждать, просить помощи, даже соглашаться на что-то, но потом говорить не помогло, при этом категорически не соглашаться с реально предложенными путями решения своей проблемы.
пы сы) ни к кому конкретно не относится, просто теория, подтвержденная личным опытом
если же какая-то из сфер моей жизни меня не устраивает, значит этот вопрос меня волнует и я соответственно буду вынуждена с этим что-то делать, что-то в этой сфере менять или не менять. смотря на сколько меня это не устраивает. насколько идет внутренний конфликт. ну например, мне нравится моя работа, но зп недостаточная. для меня в приоритете интерес, поэтому я сознательно жертвую доходом, хотя и знаю, что могла бы получать больше, ради интереса, или хорошего коллектива, или может я к поликлинике хорошей прикреплена на работе. конечно идеал трудно достичь, да наверное и не нужно.
а вот если человек понимает, что все, край, будет только хуже, пошли проблемы со здоровьем и т. п. и который сам строит свою жизнь, будет искать способы поменять. каким образом, индивидуально. а человек, который по сути своей "жертва" будет об этом говорить, жаловаться, обсуждать, просить помощи, даже соглашаться на что-то, но потом говорить не помогло, при этом категорически не соглашаться с реально предложенными путями решения своей проблемы.
пы сы) ни к кому конкретно не относится, просто теория, подтвержденная личным опытом
Katerina
решила добавить
решила добавить
Клинически счастлива
Ну а для меня "ещё счастье" - не причинить боли
Ну а для меня "ещё счастье" - не причинить боли
olga
Нет у меня никаких комментариев,
Нет у меня никаких комментариев,
кроме одного анекдота из моей любимой серии про Золотую Рыбку.
Поймал мужик Рыбку.
- Ну, что, - говорит она, - давай желания загадывай.
Он загадывал-загадывал и устал.
- Рыбка, - говорит, - а что будет, когда у меня желания закончатся?
- А тогда, - задумчиво отвечает Рыбка, - тогда ты, возможно, станешь свободен.
Поймал мужик Рыбку.
- Ну, что, - говорит она, - давай желания загадывай.
Он загадывал-загадывал и устал.
- Рыбка, - говорит, - а что будет, когда у меня желания закончатся?
- А тогда, - задумчиво отвечает Рыбка, - тогда ты, возможно, станешь свободен.
Тук-тук-тук! Кто в домике живет? Наверное, мышка-норушка, как всегда... Ну там еще зайчик-побегайчик, лисичка-сестричка... А вас тама, похоже, нет!
Почему? Да потому что на Мейби нужно сначала зарегистрироваться, а потом подать заявку на прописку в ДоМиКе.