Непокорные
"Тарас Бульба" как энциклопедия украинской жизни
➜ главная Домика
Вы не залогинились! Ваш статус в этом ДоМиКе - гость.
В домике онлайн: 0, замечено за сутки: 2
вернуться на 92 стр. списка тем
Forrest Gump Z
"Тарас Бульба" как энциклопедия украинской жизни
"Тарас Бульба" как энциклопедия украинской жизни
Все последние годы информация о событиях на Украине выглядит фантастмагорией. Тем не менее, меня не покидало ощущение дежа-вю - кажется, что обо всем этом все я когда-то слыхал. И вдруг понял: мы же это в школе проходили! С удовольствием перечитал "Тараса Бульбу". Оказывается, Гоголь описал нынешнюю Украину - только в декорациях 17-го века.
... К богатому землевладельцу Тарасу приезжают из Киевской академии окончившие курс науки сыновья, и все трое верхом отправляются в Запорожскую Сечь. Далее следует описание казацкой вольницы, смутно очень знакомое.
Да это же прототип Майдана! Люди собираются со всей Украины (Тарас с сыновьями скакали три дня). Многоопытный Бульба радостно обнимает старых товарищей - но и на Майдане немало ветеранов протестного движения.
Однако Сечь привечает любого: "Здравствуй! Во Христа веруешь? - Верую..." И после пары еще столь же незамысловатых вопросов: "Ну, хорошо, - отвечал кошевой, - ступай же в который сам знаешь курень". Так же радостно встречал Майдан новых добровольцев.
Живут и в Сечи, и на Майдане весело, хотя бытовые условия, конечно, сложные. Зато кормят, наливают, играет музыка, работать не надо. И при этом каждый понимает, что его пребывание оправдано высшей целью: человек пришел защищать Родину.
Мы знаем, что на Майдане было немало радикалов, вроде "Правого сектора"*, огорченных слишком мирной жизнью этого собрания и организовывавших нападения на полицию с применением коктейлей Молотова. В Сечи подобную роль взял на себя Тарас. Он отправился к кошевому узнать, почему давно уже нет никакой войны.
Выяснилось, что война с "туречиной и татарвой" невозможна: Сечь обещала мир султану. И вот здесь замечательно изумление старого вояки: "Да ведь он бусурман: и Бог и Святое Писание велит бить бусурманов".
Давайте посмотрим, что сейчас происходит с Минскими соглашениями. Их заключили при посредничестве Германии и Франции. Министр иностранных дел Германии, как и следует нейтральному посреднику, предложил механизм реализации - так называемую "формулу Штайнмайера". Дорога к миру открыта?
Не тут-то было! Украинские патриоты отвергают формулу. Объяснение вполне в духе старика Бульбы: эти договоренности Украине невыгодны. Их выполнение приведет к тому, что Украина потеряет Донбасс.
Зачем же подписывали? Так ситуация была угрожающей, украинская армия терпела поражение. Тогда другого выхода не было. И дальше много эпитетов в адрес коварного российского агрессора. Логика гоголевского героя: договора с бусурманами ничтожны, слово, данное им, ничего не стоит.
Разумеется, Тарас не смирился с афронтом, который ему дал кошевой. Он сначала подпоил товарищей, а потом собрал казачью раду, которая свергла слишком миролюбивого начальника. Это здорово напоминает современную Верховную Раду Украины, где, как правило, верх берет наиболее воинственная фразеология. Вполне миролюбивые в обычной жизни депутаты возбуждаются и принимают самые радикальные решения. И в Сечи, и в Верховной Раде для доказательства своей правоты широко используются кулачные бои.
Под руководством нового кошевого Сечь начала готовиться к войне с "татарвой", но внезапно ситуация резко изменилась: прибыли гонцы с "Украйны" и рассказали об ужасах тамошней жизни. Оказывается, поляки, под чьей властью находилась Украина, совсем обнаглели: ездят в таратайках, запряженных православными крестьянами. Украинский гетман и его полковники жестоко казнены.
Особые претензии к евреям: "жиды" берут в аренду православные церкви. "Если жиду вперед не заплатишь, то и обедни нельзя править", а "жидовки шьют себе юбки из поповских риз".
Естественным ответом на такое безобразие становится еврейский погром. Благо, евреи, в отличие от поляков, живут под рукой, тут же в предместье, они обслуживают Сечь. "Перевешать всю жидову! - раздалось из толпы,... - Перетопить их всех, поганцев, в Днепре!"... "Жалобный крик раздался со всех сторон; но суровые запорожцы только смеялись, видя, как жидовские ноги в башмаках и чулках болтались на воздухе". Не правда ли, очень похоже на мусорную люстрацию, когда провинившихся по мнению народа чиновников бросают в баки для отходов? Счастье, что за прошедшие четыреста лет нравы смягчились, и сейчас жертвы этой люстрации остаются помятыми и униженными, но живыми.
В промежутке между решением и его исполнением появляется новый герой. Еврей Янкель произносит защитительную речь, осыпая комплиментами запорожцев. Возможно, он и смягчил бы их сердца, но сделал роковую ошибку. "Мы с запорожцами как братья родные...".
Именно после этой фразы возмущенные кощунственным сравнением погромщики принялись бросать жертв в Днепр. И сегодня ничто не возмущает украинского патриота сильнее, чем рассуждения не слишком понимающих соседей россиян о "братских народах".
Характерно, что никто из погромщиков не задумался о том, что "жиды" из предместья, которых они видят каждый день, не имеют никакого отношения к тем своим единоверцам, кто берет в аренду церковь или шьет юбку из поповских риз. Объявление врагами всех без исключения россиян или "донецких" - характернейшая черта современной Украины. Армия из дальнобойной артиллерии обстреливает мирных жителей Донбасса с тем же нескрываемым восторгом, с которым запорожцы убивали соседей-евреев.
Считается, что современная Украина переболела антисемитизмом. И действительно - разве есть еще где-то в мире страна, где еврей становится то премьером, как Гройсман, то президентом, как Зеленский? Но давайте не забывать о хитром Янкеле, который выручает убежденного юдофоба Тараса в критических ситуациях в течение всей повести. Не в этой ли роли видят граждане Украины своего нового президента? Во всяком случае, скандальный телефонный разговор с Трампом Зеленский вел в типично янкелевском стиле.
Антисемитизм - всего лишь одна из форм национальной ненависти. Разве демонизация россиян или поляков чем-то лучше? Постоянные рассуждения о живущих в "Мордоре" "ватниках" столь же опасны погромами, сколь и презрительное отношение к евреям, характерное для запорожцев 17-го века.
Существенно, что в рассуждениях украинских патриотов жители мятежного Донбасса или отделившегося Крыма соверешенно лишены субъектности. Цель восстановления территориальной целостности Украины настолько важна, что никто не задумывается, что будет с тамошним населением после ее достижения.
Эту нерассуждающую жестокость мы видим и в следующей главе повести: запорожцы осадили город Дубно. Жители его голодают, что только радует осаждающих: "Пусть их, собаки, все передохнут с голоду!". Примерно те же чувства испытывали борцы с "оккупантами", когда подрывали опоры линий электропередач, ведущих в Крым, и перекрывали воду в снабжающем его канале.
Давайте на этом месте прервемся. Мы разобрали чуть больше трети повести - дальше читайте сами. Наслаждайтесь великолепным гоголевским текстом, цельными характерами обаятельных героев и множеством совпадений с современными украинскими реалиями. А я пока о связи литературы с жизнью.
Пушкин написал "Евгений Онегин" чуть раньше, чем появился "Тарас Бульба". Ведущий критик того времени Белинский назвал роман в стихах "Энциклопедией русской жизни", и миллионы школьников повторяют эту банальность в сочинениях. А вот повесть Гоголя он бы так никогда не назвал - как и сам автор.
Николай Васильевич писал историческую повесть о безвозвратно ушедших временах. О людях-глыбах, которых больше нет, и никогда не будет. Из тех же соображений в то же время Александр Дюма написал "Три мушкетера" из истории той же первой половины 17-го века.
ДАртаньян и Тарас - это фактически один и тот же герой в разных национальных костюмах. Обе книги написаны для того, чтобы современники погрезили о славном прошлом - именно поэтому они в равной степени популярны.
Но если дАртаньян так и остался в своем 17-м веке, то Тарас неожиданно воскресает, причем случалось это неоднократно. Как только Украина получала независимость или хотя бы боролась за нее, на сцену выходили гоголевские персонажи.
Махно, Котовский и какой-нибудь атаман Тютюнник беспощадно воевали друг с другом - но все это были разные клоны одного и того же описанного Гоголем человеческого типа. Потом пришли времена Бандеры, и снова на арене такие же люди. К слову, один из украинских полевых командиров воевал под кличкой "Тарас Бульба". И действовал он на Волыни - там, где герои Гоголя осаждали Дубно.
Мы, будучи советскими школьниками, вернулись к гоголевскому прочтению повести. Для нас Бульба - человек из эпохи дАртаньяна. И вдруг времена снова меняются, герои Гоголя опять становятся нашими современниками.
Гениальный писатель всегда умеет нарисовать национальный характер - даже если в его время этот характер подавлен внешними обстоятельствами. И благодаря гоголевской повести мы понимаем, что Украина - это, конечно же, не Россия. И уж тем более - не Европа.
Украина - это своеобразная цивилизация, очень цельная и очень архаичная. Нация-подросток со всей присущей возрасту энергией, жестокостью и максимализмом. И подобно тому, как серьезным людям неуютно в гогочущей толпе тинэйджеров, взрослым ментально людям неуютно на Украине - отсюда сепаратизм Крыма, Донбасса и подавленный пока - Харькова и Одессы.
Повзрослеет ли Украина, станет ли нормальным государством, пусть и потеряв значительные территории? Не знаю. Во всяком случае, Гоголь был настроен скептически - все главные герои повести гибнут. В отличие от вечно живых мушкетеров Дюма.
Александр Гильман (с)
... К богатому землевладельцу Тарасу приезжают из Киевской академии окончившие курс науки сыновья, и все трое верхом отправляются в Запорожскую Сечь. Далее следует описание казацкой вольницы, смутно очень знакомое.
Да это же прототип Майдана! Люди собираются со всей Украины (Тарас с сыновьями скакали три дня). Многоопытный Бульба радостно обнимает старых товарищей - но и на Майдане немало ветеранов протестного движения.
Однако Сечь привечает любого: "Здравствуй! Во Христа веруешь? - Верую..." И после пары еще столь же незамысловатых вопросов: "Ну, хорошо, - отвечал кошевой, - ступай же в который сам знаешь курень". Так же радостно встречал Майдан новых добровольцев.
Живут и в Сечи, и на Майдане весело, хотя бытовые условия, конечно, сложные. Зато кормят, наливают, играет музыка, работать не надо. И при этом каждый понимает, что его пребывание оправдано высшей целью: человек пришел защищать Родину.
Мы знаем, что на Майдане было немало радикалов, вроде "Правого сектора"*, огорченных слишком мирной жизнью этого собрания и организовывавших нападения на полицию с применением коктейлей Молотова. В Сечи подобную роль взял на себя Тарас. Он отправился к кошевому узнать, почему давно уже нет никакой войны.
Выяснилось, что война с "туречиной и татарвой" невозможна: Сечь обещала мир султану. И вот здесь замечательно изумление старого вояки: "Да ведь он бусурман: и Бог и Святое Писание велит бить бусурманов".
Давайте посмотрим, что сейчас происходит с Минскими соглашениями. Их заключили при посредничестве Германии и Франции. Министр иностранных дел Германии, как и следует нейтральному посреднику, предложил механизм реализации - так называемую "формулу Штайнмайера". Дорога к миру открыта?
Не тут-то было! Украинские патриоты отвергают формулу. Объяснение вполне в духе старика Бульбы: эти договоренности Украине невыгодны. Их выполнение приведет к тому, что Украина потеряет Донбасс.
Зачем же подписывали? Так ситуация была угрожающей, украинская армия терпела поражение. Тогда другого выхода не было. И дальше много эпитетов в адрес коварного российского агрессора. Логика гоголевского героя: договора с бусурманами ничтожны, слово, данное им, ничего не стоит.
Разумеется, Тарас не смирился с афронтом, который ему дал кошевой. Он сначала подпоил товарищей, а потом собрал казачью раду, которая свергла слишком миролюбивого начальника. Это здорово напоминает современную Верховную Раду Украины, где, как правило, верх берет наиболее воинственная фразеология. Вполне миролюбивые в обычной жизни депутаты возбуждаются и принимают самые радикальные решения. И в Сечи, и в Верховной Раде для доказательства своей правоты широко используются кулачные бои.
Под руководством нового кошевого Сечь начала готовиться к войне с "татарвой", но внезапно ситуация резко изменилась: прибыли гонцы с "Украйны" и рассказали об ужасах тамошней жизни. Оказывается, поляки, под чьей властью находилась Украина, совсем обнаглели: ездят в таратайках, запряженных православными крестьянами. Украинский гетман и его полковники жестоко казнены.
Особые претензии к евреям: "жиды" берут в аренду православные церкви. "Если жиду вперед не заплатишь, то и обедни нельзя править", а "жидовки шьют себе юбки из поповских риз".
Естественным ответом на такое безобразие становится еврейский погром. Благо, евреи, в отличие от поляков, живут под рукой, тут же в предместье, они обслуживают Сечь. "Перевешать всю жидову! - раздалось из толпы,... - Перетопить их всех, поганцев, в Днепре!"... "Жалобный крик раздался со всех сторон; но суровые запорожцы только смеялись, видя, как жидовские ноги в башмаках и чулках болтались на воздухе". Не правда ли, очень похоже на мусорную люстрацию, когда провинившихся по мнению народа чиновников бросают в баки для отходов? Счастье, что за прошедшие четыреста лет нравы смягчились, и сейчас жертвы этой люстрации остаются помятыми и униженными, но живыми.
В промежутке между решением и его исполнением появляется новый герой. Еврей Янкель произносит защитительную речь, осыпая комплиментами запорожцев. Возможно, он и смягчил бы их сердца, но сделал роковую ошибку. "Мы с запорожцами как братья родные...".
Именно после этой фразы возмущенные кощунственным сравнением погромщики принялись бросать жертв в Днепр. И сегодня ничто не возмущает украинского патриота сильнее, чем рассуждения не слишком понимающих соседей россиян о "братских народах".
Характерно, что никто из погромщиков не задумался о том, что "жиды" из предместья, которых они видят каждый день, не имеют никакого отношения к тем своим единоверцам, кто берет в аренду церковь или шьет юбку из поповских риз. Объявление врагами всех без исключения россиян или "донецких" - характернейшая черта современной Украины. Армия из дальнобойной артиллерии обстреливает мирных жителей Донбасса с тем же нескрываемым восторгом, с которым запорожцы убивали соседей-евреев.
Считается, что современная Украина переболела антисемитизмом. И действительно - разве есть еще где-то в мире страна, где еврей становится то премьером, как Гройсман, то президентом, как Зеленский? Но давайте не забывать о хитром Янкеле, который выручает убежденного юдофоба Тараса в критических ситуациях в течение всей повести. Не в этой ли роли видят граждане Украины своего нового президента? Во всяком случае, скандальный телефонный разговор с Трампом Зеленский вел в типично янкелевском стиле.
Антисемитизм - всего лишь одна из форм национальной ненависти. Разве демонизация россиян или поляков чем-то лучше? Постоянные рассуждения о живущих в "Мордоре" "ватниках" столь же опасны погромами, сколь и презрительное отношение к евреям, характерное для запорожцев 17-го века.
Существенно, что в рассуждениях украинских патриотов жители мятежного Донбасса или отделившегося Крыма соверешенно лишены субъектности. Цель восстановления территориальной целостности Украины настолько важна, что никто не задумывается, что будет с тамошним населением после ее достижения.
Эту нерассуждающую жестокость мы видим и в следующей главе повести: запорожцы осадили город Дубно. Жители его голодают, что только радует осаждающих: "Пусть их, собаки, все передохнут с голоду!". Примерно те же чувства испытывали борцы с "оккупантами", когда подрывали опоры линий электропередач, ведущих в Крым, и перекрывали воду в снабжающем его канале.
Давайте на этом месте прервемся. Мы разобрали чуть больше трети повести - дальше читайте сами. Наслаждайтесь великолепным гоголевским текстом, цельными характерами обаятельных героев и множеством совпадений с современными украинскими реалиями. А я пока о связи литературы с жизнью.
Пушкин написал "Евгений Онегин" чуть раньше, чем появился "Тарас Бульба". Ведущий критик того времени Белинский назвал роман в стихах "Энциклопедией русской жизни", и миллионы школьников повторяют эту банальность в сочинениях. А вот повесть Гоголя он бы так никогда не назвал - как и сам автор.
Николай Васильевич писал историческую повесть о безвозвратно ушедших временах. О людях-глыбах, которых больше нет, и никогда не будет. Из тех же соображений в то же время Александр Дюма написал "Три мушкетера" из истории той же первой половины 17-го века.
ДАртаньян и Тарас - это фактически один и тот же герой в разных национальных костюмах. Обе книги написаны для того, чтобы современники погрезили о славном прошлом - именно поэтому они в равной степени популярны.
Но если дАртаньян так и остался в своем 17-м веке, то Тарас неожиданно воскресает, причем случалось это неоднократно. Как только Украина получала независимость или хотя бы боролась за нее, на сцену выходили гоголевские персонажи.
Махно, Котовский и какой-нибудь атаман Тютюнник беспощадно воевали друг с другом - но все это были разные клоны одного и того же описанного Гоголем человеческого типа. Потом пришли времена Бандеры, и снова на арене такие же люди. К слову, один из украинских полевых командиров воевал под кличкой "Тарас Бульба". И действовал он на Волыни - там, где герои Гоголя осаждали Дубно.
Мы, будучи советскими школьниками, вернулись к гоголевскому прочтению повести. Для нас Бульба - человек из эпохи дАртаньяна. И вдруг времена снова меняются, герои Гоголя опять становятся нашими современниками.
Гениальный писатель всегда умеет нарисовать национальный характер - даже если в его время этот характер подавлен внешними обстоятельствами. И благодаря гоголевской повести мы понимаем, что Украина - это, конечно же, не Россия. И уж тем более - не Европа.
Украина - это своеобразная цивилизация, очень цельная и очень архаичная. Нация-подросток со всей присущей возрасту энергией, жестокостью и максимализмом. И подобно тому, как серьезным людям неуютно в гогочущей толпе тинэйджеров, взрослым ментально людям неуютно на Украине - отсюда сепаратизм Крыма, Донбасса и подавленный пока - Харькова и Одессы.
Повзрослеет ли Украина, станет ли нормальным государством, пусть и потеряв значительные территории? Не знаю. Во всяком случае, Гоголь был настроен скептически - все главные герои повести гибнут. В отличие от вечно живых мушкетеров Дюма.
Александр Гильман (с)
Тук-тук-тук! Кто в домике живет? Наверное, мышка-норушка, как всегда... Ну там еще зайчик-побегайчик, лисичка-сестричка... А вас тама, похоже, нет!
Почему? Да потому что на Мейби нужно сначала зарегистрироваться, а потом подать заявку на прописку в ДоМиКе.