Хозяин дневника: ЛиСец всем ПиСец(С)  

Дата создания поста: 5 февраля 2009, 13:51

Ко всем записям блога

Американский Полный привод. Начало истории



Ради исторической справедливости надо отметить, что, вероятно, первым в мире
джипом был японский Mitsubishi РХ-33. Хотя и с этим тоже можно поспорить, но вот эта м
машина:



По заказу командования
Квантунской армии было изготовлено четыре таких машины. Но четыре
машины как-то затерялись на дорогах войны, если сравнивать их со
многими сотнями тысяч американских джипов, да и Япония войну
проиграла... В общем, японский, так же как и нмецкий, приоритеты в
создании армейских внедорожников никогда всерьез не рассматривались.
В США, в 1923 г. на базе Ford Т был создан армейский полноприводной
автомобиль. Машина имела широкопрофильные шины, показала неплохую
проходимость, но военных не заинтересовала. В начале 1930-х подобную
машину разработал Arthur W. Herrington на фирме "Marmon- Herrington". И
опять, встретив полное равнодушие военных, машина в серию не пошла. (В
годы Второй мировой войны "Marmon-Herrington" сделала немалые деньги,
устанавливая вторую ведущую ось собственной конструкции на коммерческие
грузовики, - то есть идея и разработки даром не пропали, но это были
более тяжелые машины, а мы рассматриваем только историю джипов). В 1935
году лейтенант Н. О. Hamilton в "American Cavalery Journal" опубликовал
статью "А light cross-country", в которой убеждал в необходимости
создания армейского легкового внедорожника и описывал его
ориентировочные параметры. Статья была снабжена рисунками, которые
весьма напоминали джипы Второй мировой войны, а еще больше - британские
Light Utility, которые начали выпускаться через несколько лет. Но и эта
статья не всколыхнула военное ведомство.
Еще один шаг к джипу - совместная разработка "Ford" и
"Marmon-Herrington" - армейский легковой полноприводной автомобиль
упрощенной конструкции. И... нет интереса со стороны военных.
Конец 1930-х годов. Отгремела война в Испании, идет бесконечная
партизанская война в Эфиопии, на основании анализа этих конфликтов
американцы майор R. G. Howie и сержант М. С. Wiley разработали и
построили двухместный полноприводной легковой автомобиль, оснащенный
пулеметом Browning 7, 69 мм. Машина, названная Belly Flopper, прошла
армейские испытания, понравилась, оказала большое влияние на будущую
концепцию использования джипов, но в серию не пошла.
На основании анализа испытаний Belly Flopper группа армейских
специалистов из Ordance Department - В. Brown, В. Burgan и W. Beasley,
- сформулировали требования к армейским легковым внедорожным машинам.
Эти требования были предложены 135 фирмам, но откликнулись только две.
И тут следует рассказать историю этих фирм, сыгравших особую роль в появлении армейских джипов.
К слову, о военном заказе. Позиция госдепартамента США в этом вопросе
выглядела странно: он то вводил эмбарго на экспорт вооружения, то
отменял его. Вскоре американские компании и вовсе оказались вольны
продавать вооружение любой из воюющих сторон. Генри Форд, например,
открыто отказывался заключать контракты с англичанами, хотя ранее
передал своему немецкому филиалу техдокументацию на новые грузовые
автомобили. А фирма "Mack" npoдала крупную партию тяжелых грузовиков
Франции, где они практически сразу попали в руки немцев. И лишь
публичное возмущение Черчилля привело к тому, что вторая партия Мыс
причалила к туманным берегам исторического союзника Америки.



И Начался Конкурс.....
Одновременно на конкурс было приглашено несколько производителей

Willys МА и МВ




Однажды торговец автомобилями Джон Виллис
(J. N. Willys) выручил небольшую компанию "Overland", когда она
оказалась на краю банкротства. Он заказал у нее сразу 500 машин
Overland. Убедившись в хорошем качестве автомобилей, Виллис в 1908 году
приобрел фирму. Новое предприятие в 1909 г. стало именоваться "Willys -
Overland". Сначала фирма занималась про. изводством спортивных
автомобилей с 4-цилиндровым двигателем. За ними последовали легковые
45-сильные Overland Six и Willys Six. В 1910 году производство
переехало в Толидо (шт. Огайо), в цеха разорившейся компании
"Море-Toledo". В 1913 году, продав 35 тысяч машин, "Willys-Overland"
стала одной из ведущих американских фирм, производивших экономичные
автомобили с моторами рабочим объемом до 1, 5 л. Высокий спрос
объяснялся низкой ценой. Например, даже солидный Overland-79 с 4-
литровым мотором можно было приобрести всего за 950 долларов.
В 1914 году на некоторых моделях начали устанавливать электрические
стартеры и освещение. Новый Willys-Knight ос- настили 4-цилиндровым
бесклапанным мотором в 4529 см', В 1920 году был заключен договор о
сотрудничестве с британской фирмой "Crossley" из Манчестера, что при-
вело к созданию компании "Willys-Overland-Crossley". Под этим длинным
названием в Англии стали выпускать автомобиль Four, который отличался
необычной задней трехрессорной подвеской. С 1924 года на нем
устанавливали двигатель Morris Oxford. Но сотрудничество с "Crossley"
было непродолжительным - машины Overland-Crossley выпускались до 1933 г.
В 1924 году Джон Виллис выкупил компанию "Gramm-Bernstein", это еще
более расширило производство. В 1925 году в неделю производилось 2150
машин: 250 из них были Overland Six, 600 - Overland Four и 1300 -
Knight. В 1926 году в программу включили недорогую модель Whippet. В
1929 году Джон Виллис отказался от своей доли акций, вскоре фирма
объявила о банкротстве. Затем она вновь возродилась под названием
"Willys". На рынок поступил Willys-77 революционной обтекаемой формы.
Грузовая серия Willys DJX представляла собой переименованные автомобили
Gramm грузоподъемностью 2, 5-5, 5 т с двигателями мощностью 77-84 л. с.
В 1933 г. "Willys" приобрела небольшую компанию "Garford", которая
потеряла самостоятельность еще в 1927 г. и существовала под контролем
фирмы "Relay".
В 1939 году президент фирмы "Willys" Кеннеди посетил Европу. В
сложившейся предвоенной обстановке он пришел к выводу о перспективности
разработки легкоro автомобиля-разведчика со всеми ведущими колесами.
Дела фирмы шли неважно: "Willys", третья по величине компания (после
"Ford" и "Chevrolet"), в 1940 году с трудом продала 21418 легковых
автомобилей и 2291 пикап. Это было в пять раз хуже, чем продажи в
упомянутом 1925 году. Экономическое положение фирмы ухудшалось с каждым
днем: модель 1940 года Willys Americar спросом не пользовалась. А тем
временем в мире началась Вторая мировая война, однако Штаты в ней еще
не участвовали. Спасти положение мог только крупный военный заказ.
Фирма "Willys" в установленные сроки конкурса явно не успевала. Тогда руководство
компании объявило, что указанные технические требования и сроки их
выполнения нереальны. Для осуществления своего проекта более солидного
автомобиля фирма попросила 75 дней, несмотря на то, что уже имела
приличный задел в работе. (Наиболее "узким" местом оказалось отсутствие
надежных управляемых ведущих мостов). Технические характеристики
будущей машины (1043 кг, 60 л. с.) оказались много ближе к реальным
потребностям военных, чем требования конкурса. (Предложенные с потолка
цифры скорее относились не к джипам, а к багги или квадроциклам, но до
их появления в армии должно было пройти еще несколько десятилетий).



Имея полную информацию об автомобиле конкурента, "Willys", не
мудрствуя, повторил основные черты внешнего облика прототипа "Bantam".
Пройдут годы, и это будет зафиксировано юридически, но что уже тогда
будут стоить судебные решения, когда "Willys" победит, а "Bantam"
практически прекратит свое существование. Впрочем, все изложенное в
этом абзаце, является не более, чем американской легендой (или
версией?) появления джипов. Очень многое в джипах Кеннеди присмотрел во
время своего вояжа по Европе: в созданной машине легко разглядеть черты
французских Laffly, немецких кюбельвагенов Stoewer и Hanomag...



Первый опытный образец автомобиля "Willys", получивший название "Quad"
("четверть"), был спроектирован Дельмаром Россом в октябре 1940 года.
(Всего было построено 5 экземпляров джипа "Quad", два из них были
представлены военным на полигоне Хэлаберд.)Вскоре в процесс
проектирования командирско-разведывательного автомобиля включилась и
компания "Ford Motor". Первым на полигон Хэлаберд прибыл прототип
Bantam, вторым - Ford Pygmy, последним, с большим опозданием, 13 ноября
1940 года - Willys Quad. (13 ноября 1940 года это дата начала
испытаний. Даты прибытия машин следующие: 23 сентября - BRC-40, 11
ноября - Willys "Quad", 23 ноября - Ford "Pygmy" 2)

Источники:

- The Military Jeep. Model MB-GPW. автор Lawrence Nabholtz. 1999 г. стр 75

- All-American Wonder. The military jeep 1941-1945. Том I. автор Ray Cowbery. 1993 г. стр 15


Bantam



В 1930 году в городе Батлер (шт. Пенсильвания) американское отделение
английской компании "Austin" начало серийный выпуск известного легкого
автомобиля Austin Seven. Это была неудачная попытка внедрить на рынок
США дешевый и маломощный европейский автомобиль. Многие предсказывали
провал этой затеи заранее, и они не ошиблись. Уже в 1934 году "American
Austin" обанкротился и сошел со сцены.
В 1937 году на его месте появилась фирма "American Bantam" и предложила
покупателям легкий автомобиль Bantam-60. К слову, "bantam" на
американском жаргоне означает "петушок-задира", "мал да удал", а после
истории с джипами еще и "малолитражка".

Руководство фирмы попыталось уговорить взяться за проект независимого детройтского
инженера-проектировщика Карла Пробста. Тот не согласился: у заказчиков
было нечем расплатиться, а вольнонаемные проектировщики среди которых
Пробст был наиболее известным без денег не работают. Тогда Пробста
начали упрашивать военные. Звонил и Уильям Кнудсен, бывший президент
GM, а теперь двухзвездный генерал: "... На тебя вся надежда. Мы
полагаем, ты выполнишь работу быстрее больших компаний". Подействовало.
Бросив все дела, Пробст помчался в Батлер.
Так американцы начинают
свою легенду о джипе. Но не все в ней так просто. Как вы полагаете, был
ли лучший из "свободных проектировщиков" Америки эрудированным
человеком? Безусловно. Поэтому стоит напомнить о другой, не
амриканской, машине, которая в тот период широко обсуждалась в печати.
Речь идет о Mercedes-Benz 170VL: 38 л. с., 4х4, все колеса управляемые,
стекло откидное, плоское, из двух секций с перегородкой, вместо дверей
брезентовые пологи... Когда фирма "Bantam" начнет судится за приоритет
в изобретении джипа, о полноприводных "мерседесах" тактично забудут.

По условиям контракта общую компоновку будущего вездехода надо было
дать уже через 5 дней (Пробст выполнил ее уже через 33 часа!). По
условию опытные образцы построить через 49 дней, а в случае одобрения
проекта построить 70 машин еще через 26 дней. Фирма "Bantam" уложилась
в эти жесткие сроки. В начале сентября, за 3 дня до окончания конкурса,
она показала первый прототип вездехода (это джип так и назвыался -
Prototype (Прототип) и был показан 23 сентября 1940 года представителям
правительства США на базе Camp Holabird, штат Мериланд 2), имевшего
снаряженную массу 921 кг, значительно превышающую заданную. Увидев
готовую машину, военные - Комитет по разработке малого
разведывательного автомобиля, смягчили требования, подняв допустимый
максимальный вес до 2100 фунтов (953 кг).

Расчеты машины были проведены шеф-конструктором Роем Эвансом под
контролем Карла Пробста. Она имела внешние чер ты ранее выпускавшегося
легкового автомобиля Austin-7 при упрощенной задней части кузова. При
разработке пригодилась уже упомянутая модель 1939 года. В машине
использовался 4-цилиндровый двигатель Continental BY-4112 мощностью 48
л. с. (по данным испытаний в СССР - 45 л. с.), Обе ведущие оси были
взяты от легкового автомобиля Studebaker Champion с шарнирами равных
угловых скоростей Spicer.

С чертежами Пробста познакомились компании-конкуренты - "Willys" и
"Ford". Протесты "Bantam" военные резонно парировали: интересы
национальной обороны выше конкуренции, да и не вы же сумели привлечь
Пробста? Так все три машины-финалиста оказались похожими. Фирма
"Bantam" построила "нулевую" партию в 79 автомобилей ("нулевая" партия
была построена в количестве 70 джипов: 1 - Прототип + 69 - модели МК II
3), которая прямо с конвейера была брошена в учебный бой - в Луизиане
под командованием полковника Дуайта Эйзенхауэра прошли полномасштабные
маневры.

Bantam Туре 1 (Такой машины не существует. Судя по дальнейшему тексту
автор вероятно имеет в виду Прототип) в целом понравился военным.
Машина прошла трехнедельные испытания, одолев 3600 миль, в том числе по
бездорожью



Источники:

All-American Wonder. The military jeep 1941-1945. Том II. автор Ray Cowbery. 1990 г. стр 155

All-American Wonder. The military jeep 1941-1945. Том I. автор Ray Cowbery. 1993 г. стр 18

Было изменено: 13:54 05/02/2009.

Было изменено: 13:55 05/02/2009.

Было изменено: 14:00 05/02/2009.

Было изменено: 14:01 05/02/2009.

Было изменено: 14:01 05/02/2009.

Было изменено: 14:02 05/02/2009.

Было изменено: 10:25 06/02/2009.

Было изменено: 10:40 06/02/2009.

Было изменено: 10:46 06/02/2009.

Было изменено: 10:52 06/02/2009.

Ко всем записям блога

☍ Поделиться

Извините, но прежде чем оставить комментарий, следует ввести логин и пароль!

(ссылку "ВХОД" в правом верхнем углу страницы хорошо видно? :)