Хозяин дневника: Forrest Gump Z
Дата создания поста: 24 сентября 2010, 11:39
Молчание классики (с)
Представьте себе человека, у которого на чердаке стоит заветный сундук. Он старается его не открывать, чтобы не потревожить хранящиеся там драгоценности, но пребывает в твердой уверенности, что этот запас, еще от предков, в его полном распоряжении. В крайней нужде всегда его можно достать: смотрите, что у меня есть! В один прекрасный день он хочет все-таки посмотреть на свои сокровища. "Я каждый раз, когда хочу сундук мой отпереть..." И отпирает. И вылетает оттуда белое облако моли, а на дне лежит какой-то бурый порошок, оставшийся от шубы. И все.
Нечто подобное испытывает сейчас россиянин, желающий обратиться к великому наследию. Нет, что говорить, отчасти мы сами виноваты! Это ведь мы сами держали классику в советском сундуке, запрещали кощунственное осовременивание - и в результате жемчуг, который не носят, погас без
соприкосновения с живым телом. Остался набор штампов: письмо Онегина к Татьяне, небо Аустерлица, "Не говори красиво", "Что такое обломовщина" и "Почему люди не летают".
Достаточно почитать школьные и абитуриентские сочинения этого года, чтобы окончательно увериться: русская классика детям чужда, они не знают контекста, мыслят механистически, без понимания и соучастия повторяют бессмыслицу.
Однако, если бы дело ограничивалось невеждами и лентяями, плохим преподаванием и низкими учительскими зарплатами, не стоило бы и огород городить. Проблема шире: классика не нужна детям потому, что с ней перестали советоваться и взрослые. Скажите, когда вы в последний раз
открывали "Войну и мир", желая найти ответы на самые болезненные свои вопросы? Входит ли в ваш активный читательский обиход "Шинель", перечитываете ли вы "Мертвые души", читали ли вообще их второй том? Кого представляете себе при слове "Идиот" - Миронова или Яковлева? Все помнят, что Раскольников убил старушку, но с какой стати он это сделал?
Пришло время сказать о самом горьком. Я ведь в самом деле ничего не знаю лучше, чем русская классика, чем наша усадебная проза, наши тургеневские девушки и толстовские юноши, проклятые вопросы и рефлексирующие интеллигенты. Но у литературы есть свой срок употребления. В какой-то
момент она становится историей. Чосер - крупный писатель, Рабле - гений, Сервантес - лучший испанский прозаик, но современные европейцы не у них ищут ответы и не их читают в поезде. Живее всех живых оказался Шекспир - процентов десять его огромного наследия, в котором есть и
"Троил и Крессида", и "Тимон Афинский", и "Кориолан"...
Часто ли мы видим их на афише? Самая великая литература остается в своем времени; приходят новые времена, для описания которых она уже не работает. Пьер Безухов - грандиозный тип, но такие типы нынче не появляются. А социальная проблематика "Нови", "Тысячи душ" и "Взбаламученного моря" безнадежно отошла в прошлое - по множеству причин.
Было изменено: 11:41 24/09/2010.
Нечто подобное испытывает сейчас россиянин, желающий обратиться к великому наследию. Нет, что говорить, отчасти мы сами виноваты! Это ведь мы сами держали классику в советском сундуке, запрещали кощунственное осовременивание - и в результате жемчуг, который не носят, погас без
соприкосновения с живым телом. Остался набор штампов: письмо Онегина к Татьяне, небо Аустерлица, "Не говори красиво", "Что такое обломовщина" и "Почему люди не летают".
Достаточно почитать школьные и абитуриентские сочинения этого года, чтобы окончательно увериться: русская классика детям чужда, они не знают контекста, мыслят механистически, без понимания и соучастия повторяют бессмыслицу.
Однако, если бы дело ограничивалось невеждами и лентяями, плохим преподаванием и низкими учительскими зарплатами, не стоило бы и огород городить. Проблема шире: классика не нужна детям потому, что с ней перестали советоваться и взрослые. Скажите, когда вы в последний раз
открывали "Войну и мир", желая найти ответы на самые болезненные свои вопросы? Входит ли в ваш активный читательский обиход "Шинель", перечитываете ли вы "Мертвые души", читали ли вообще их второй том? Кого представляете себе при слове "Идиот" - Миронова или Яковлева? Все помнят, что Раскольников убил старушку, но с какой стати он это сделал?
Пришло время сказать о самом горьком. Я ведь в самом деле ничего не знаю лучше, чем русская классика, чем наша усадебная проза, наши тургеневские девушки и толстовские юноши, проклятые вопросы и рефлексирующие интеллигенты. Но у литературы есть свой срок употребления. В какой-то
момент она становится историей. Чосер - крупный писатель, Рабле - гений, Сервантес - лучший испанский прозаик, но современные европейцы не у них ищут ответы и не их читают в поезде. Живее всех живых оказался Шекспир - процентов десять его огромного наследия, в котором есть и
"Троил и Крессида", и "Тимон Афинский", и "Кориолан"...
Часто ли мы видим их на афише? Самая великая литература остается в своем времени; приходят новые времена, для описания которых она уже не работает. Пьер Безухов - грандиозный тип, но такие типы нынче не появляются. А социальная проблематика "Нови", "Тысячи душ" и "Взбаламученного моря" безнадежно отошла в прошлое - по множеству причин.
Было изменено: 11:41 24/09/2010.
Комментарии:
Germanoid
Знаете,
Знаете,
совсем недавно случайно перечитал один небольшой рассказ Чехова. Через дцать лет. Так вот поражён был очень, очень сильно. Ни хрена он не ушёл в прошлое, Чехов. Просто мы помним о нём то, что нас старательно и небезуспешно учили в нём видеть. В минувшую эпоху.
Это не Толстой или Гомер ушли в историю. Это мы закопались в тесной злободневности, в своём ''хронологическом провинциализме'' (С. С. Аверинцев). Мы здорово вызверились и оскотинились за эти 10 - 15 лет, это верно. Но в руской истории и подольше бывали смуты.
Социальная проблематика литературы 19в. устарела, да. Но плоха та литература, в которой нечего найти, кроме старых социальных грёз. Чернышевского с его снами Веры Павловны мне нисколько не жаль. А вот кто читал в Союзе Лескова окромя школьных остросоциальных ''Тупейного художника'' и ''Левши''? Немногие. Вот и Фёдора Михайловича сейчас немногие читают. Однако издают ведь, как ни странно, и не одни ''программные произведения'', хоть и в мягкой обложке, но издают. Значит - читают.
Это не Толстой или Гомер ушли в историю. Это мы закопались в тесной злободневности, в своём ''хронологическом провинциализме'' (С. С. Аверинцев). Мы здорово вызверились и оскотинились за эти 10 - 15 лет, это верно. Но в руской истории и подольше бывали смуты.
Социальная проблематика литературы 19в. устарела, да. Но плоха та литература, в которой нечего найти, кроме старых социальных грёз. Чернышевского с его снами Веры Павловны мне нисколько не жаль. А вот кто читал в Союзе Лескова окромя школьных остросоциальных ''Тупейного художника'' и ''Левши''? Немногие. Вот и Фёдора Михайловича сейчас немногие читают. Однако издают ведь, как ни странно, и не одни ''программные произведения'', хоть и в мягкой обложке, но издают. Значит - читают.
Forrest Gump Z
Germanoid
Germanoid
читают... единицы...
Maramolja
хочется не только читать,
хочется не только читать,
но и обсуждать прочитанное.
а... не умеют многие. у меня есть подружка, с которой мы и общаться начали "зацепившись языками" на тему "Героя нашего времени" :) оказалось, что в нашей большой компании уважение (любовь?) к литературе привили только нам двоим.
Остальные и письмо Татьяны к Онегину с трудом могли пересказать.
а... не умеют многие. у меня есть подружка, с которой мы и общаться начали "зацепившись языками" на тему "Героя нашего времени" :) оказалось, что в нашей большой компании уважение (любовь?) к литературе привили только нам двоим.
Остальные и письмо Татьяны к Онегину с трудом могли пересказать.
Forrest Gump Z
Maramolja
Maramolja
грустно это...
тенденция, увы, такая, что народ тупеет...:(
тенденция, увы, такая, что народ тупеет...:(
Извините, но прежде чем оставить комментарий, следует ввести логин и пароль!
(ссылку "ВХОД" в правом верхнем углу страницы хорошо видно? :)