Хозяин дневника: Black  

Дата создания поста: 27 февраля 2012, 19:30

Ко всем записям блога

Тодэ и окинава-тэ

Для обозначения возникшего на Окинаве комплекса боевых искусств
использовалось несколько названий, которые обычно выступали по отношению
друг к другу как полные синонимы: "тодэ", "окинава-тэ", а порой и
просто "тэ" "рука". В сущности их нельзя назвать ни отдельными
стилями, ни школами всё это не более чем местное обозначение боевых
искусств. Однако обозначение весьма характерное, которое приоткрывает
завесу над происхождением окинавской боевой традиции.
Итак, долгое
время самым распространённым названием было "тодэ" "рука [династии]
Тан". Как известно, культура китайской династии Тан (618907 гг.)
являлась в какой-то мере образцом для Японии. Именно с той эпохой
связывается приход в Японию из Китая классической культуры
конфуцианства, каллиграфии, основных живописных школ, буддийских
направлений, в том числе и первых проповедников дзэн-буддизма.
Классический Китай для Японии навсегда стал ассоциироваться именно с
Танской династией. Понятие "Тан" стало в определённой мере синонимом
понятия "Китай". А значит, и термин "танская рука" (тодэ) превратился в
собирательное название всех видов окинавских боевых искусств, пришедших
из Китая. Да и сами окинавцы свои школы боя связывали с Китаем.
А
термин "окинава-тэ" "окинавская рука" возник достаточно поздно,
скорее всего в 20-30-х гг. XX в. Его появление связано со сложными
политическими и нравственными проблемами, которые мы рассмотрим
несколько позже. Здесь же заметим, что после начала резкой конфронтации
Японии и Китая, закончившейся войной 19371945 гг., стало весьма
небезопасно заниматься боевыми искусствами, название которых означало
"танская" или "китайская рука". И в качестве синонима пришло название
"окинава-тэ". Этот термин оказался удачным ещё и по другой причине. Дело
в том, что в японском чтении термин "тодэ" звучал как "каратэ", чем и
воспользовался позднее Фунакоси Гитин, заменив первый иероглиф "то", или
"кара" (означавший "Тан"), на иероглиф, одинаковый по звучанию, который
означал "пустой". Так родился термин, ныне известный во всём мире,
"пустая рука", или каратэ.
Тотчас возникли чисто доктринальные
споры, поскольку теперь японская "пустая рука" и окинавская "Танская
рука" звучали одинаково "каратэ", а различия между ними всё
усиливались. Поэтому традиционный термин "тодэ" ("каратэ") отошёл назад,
а вместо него стали говорить "окинава каратэ" или просто "окинава-тэ",
давая понять, что речь идёт именно об окинавской системе боя.
Использовался
на Окинаве и другой термин, который существовал в Японии, "кэмпо",
дословно "способы кулачного боя". Им обозначались именно китайские
боевые искусства, причём исключительно кулачный бой; к тому же сам
термин является калькой с китайского "цюаньфа". Правда, в популярной
литературе можно встретить распространённую ошибку, когда под термином
"кэмпо" подразумеваются все боевые искусства вообще, но это явная
нелепость.
И всё-таки, когда же жители Окинавы начали заниматься
боевыми искусствами? Действительно ли, согласно многим версиям, простые
крестьяне были их основными носителями?
Обратившись к истории
Окинавы, мы обнаружим, что во второй половине ХVIII в. на острове
начинается массовое увлечение боевыми искусствами, причём в подавляющем
большинстве занимались именно китайским ушу. При этом никаких исконно
местных стилей мы не обнаружим. Под названиями "тодэ", "каратэ", а позже
и "окинава-тэ" фигурировали разновидности китайского ушу, которое со
временем постепенно видоизменялось.
Как уже отмечалось ранее,
окинавцы стали обучаться у переселенцев из Китая, мастеров ушу, в чисто
прагматических целях: они не имели права носить оружие, и им необходимо
было защищать себя от самураев голыми руками.
Но нападали ли
самураи на невооружённых жителей Окинавы в конце ХVIII в., т. е. тогда,
когда занятия боевыми искусствами стали наиболее активными? И вот
удивительный факт случаи таких нападений историкам не известны, как
неизвестно и об особых притеснениях местных жителей. Более того, многие
мастера тодэ той эпохи отнюдь не были простолюдинами, а принадлежали к
зажиточному слою крестьян или даже к местной аристократии. Первые
известные нам бойцы, Сакугава и Мацумура Сокон (основатель направления
Сюри-тэ), были выходцами из зажиточных крестьянских семей и принадлежали
к сельской элите, а Мацумура даже состоял на государственной службе.
Один из самых известных наставников Фунакоси, "отца каратэ", Итосу Анко
(или Ясуцунэ) в течение некоторого времени курировал образование в
школах Окинавы и непосредственно отвечал за преподавание в них тодэ. Его
лучший ученик Киян Тётоку (18701945 гг.) вёл свой род от бывшего
правителя Окинавы. Ну а о создателях первых стилей каратэ говорить как о
"простых крестьянах", конечно, не приходится. Например, Фунакоси Гитин
происходил из образованной семьи, его дед был преподавателем
конфуцианства в школе, а отец сборщиком налогов. Сам же Гитин
прекрасно знал китайскую литературу, занимался стихосложением, подражая
древним китайским поэтам, и каллиграфией. Создатель стиля Сито-рю каратэ
Мабуни Кэнва принадлежал к известному самурайскому роду. А создатель
стиля Годзю-рю Мияги Тёдзюн был выходцем из благородной, хотя и
обедневшей семьи.
Таким образом, явно не обидчики-самураи
оказались причиной того, что местные жители стали заниматься боевыми
искусствами. Кэмпо на Окинаве, так же как и ушу в Китае, служило целям
самообороны далеко не в первую очередь. Боевые искусства на Окинаве
служили способом самоопределения, обретения местными жителями
психологической самостоятельности по отношению к самураям. Проще говоря,
нужен был некий "неяпонский культурный фактор", благодаря которому
окинавцы смогли бы ощутить себя отличными от пришельцев. Ведь окинавцы,
хотя их язык и наполнен словами, пришедшими из Китая, говорят всё же на
японском языке, а точнее, на диалекте японского языка островов Рюкю.
Таким "культурным фактором", гордостью окинавцев стали занятия кэмпо, в
которое не были посвящены самураи. Не случайно долгое время искусство
"окинава-тэ" передавалось только коренным окинавцам. Этот неписаный
запрет был нарушен лишь в начале ХХ в., когда ряд мастеров решили
"поразить Японию" своей национальной традицией. Так родилось японское
каратэ.
Тезис о том, что простые и необразованные крестьяне
занимались тодэ ради самозащиты, не более чем один из мотивов
"героического эпоса". Впервые в целостном виде такую версию, не
представив никаких особых доказательств, выдвинул сам "отец каратэ"
Фунакоси Гитин. Её Фунакоси привёл во всех своих книгах по истории
каратэ; затем она перекочевала в книги западных авторов, в частности Д.
Дрэгера, Р. Хаберзетцера. А. Долин, Г. Попов, приняли версию Фунакоси
Гитин без всякой проверки. Единственное серьёзное исследование
окинавских боевых искусств предпринял Р. Хаберзетцер, благо окинавские
мастера любезно изложили ему практически все устные фольклорные традиции
возникновения каратэ, в том числе и версию об активной борьбе
окинавских крестьян с японцами. Именно его достаточно подробная книга,
полная при этом досадных ошибок и неточностей, стала для многих авторов
основным источником материалов и легенд о каратэ. Надо также учитывать,
что до сих пор между окинавскими кланами мастеров окинава-тэ идёт
активная, хотя и скрытая, борьба за лидерство, частично объясняемая
амбициями, частично денежными интересами. Поэтому в книге Хаберзетцера
оказалась отражена не столько реальная история окинава-тэ, сколько то,
как её представляют в своих интересах те или иные группы мастеров
каратэ. В действительности же всё было менее броско и гораздо более
сложно. Какова же суть контакта японской и китайской культур, местом
соединения которых и стала маленькая Окинава? (с)

Ко всем записям блога

☍ Поделиться

Комментарии:

Deleted  
Поправка.
Роберт Хаберзетцер изучал китайское Ву-Шу, а к Японии его труды не имели ни какого отношения.
И вообще, окинава те и др. всё это лишь кусок от большого китайского пирога.
(Надеюсь этот пост не Ваш личный, ибо неточностей в нём больше половины)
Black  
)))
не наш) но я хотел уточнить про Роланда Хаберзетцера) "Роланд Хаберзетцер - талантливый художник, эксперт в стилях каратэ Сетока и Вадо-Рю, экспертом по Тай-цзи-цюань (стиль Ян) и таких стилях Кун-фу, как Хун-гар, Чой-ли. Кроме того, он преподает для специальных подразделений в страсбургской Академии полиции. Все это он совмещает со скромной должностью преподавателя истории и географии." у него есть книги и по каратэ тоже) и я бы не стал называть Китай - колыбелью единоборств. Подозреваю, что влияние его несомненно, о чем в статье есть... но, люди всегда и везде дрались. и с удовольствием почитаю про неточности)
Deleted  
Если честно, то неохота)))
Потому как пятый год задолбался подправлять неточности в Хаберзетцеровском дао 108 движений "Человек, земля, небо" ))
Когда то не верно выучил упражнения, теперь страдаю.
Black  
)))
хочу сказать одну забавную вещь) нет правильного и не правильного... просто кто то делает так, а кто то по другому. Я многие тао видел в нескольких вариантах исполнения... и ничего)

Извините, но прежде чем оставить комментарий, следует ввести логин и пароль!

(ссылку "ВХОД" в правом верхнем углу страницы хорошо видно? :)