Хозяин дневника: Black  

Дата создания поста: 8 марта 2012, 20:51

Ко всем записям блога

Онна-бугэйся

Женщина-самурай, точнее онна-бугэйся- женщина, принадлежащая к сословию самураев в феодальной Японии и обучившаяся навыкам владения оружием!



Термин
Термин состоит из слов: онна- "женщина" и бугэйся- "человек боевых искусств". Употребление выражения "женщина-самурай" является семантически неправильным, так как слово самурай используется только по отношению к мужчинам. Аналогичным образом, неправильно говорить онна-буси[1], так как входящий в состав слова буси иероглиф си применяется в идиоматических выражениях в значениях "мужчина, муж" (сравните -синси - джентльмен, доси - друг, синсифуку - мужская одежда).
Кроме того, к женщинам из сословия самураев может применяться термин букэ-но-онна, означающий "женщина из класса букэ (буси)", но в отличие от "онна-бугэйся", он не означает, что женщина реально участвовала в битвах наравне с мужчинами, а лишь говорит о её происхождении и возможно о том, что она получила традиционный для женщины самурайского класса минимум знаний в рукопашной борьбе и фехтовании.
Знаменитые онна-бугэйся
Томоэ Годзэн (англ.) (1157?-1247?), наложница главного героя "Хэйкэ Моногатари" Минамото но Ёсинаки[2]
Ходзё Масако (англ.) (1156-1225), жена Минамото но Ёритомо, после смерти мужа ушла в монастырь и стала известна как "сёгун-монахиня".
Хангаку Годзэн (англ.). Командовала 3000 воинами при обороне от 10000-ной армии клана Ходзё. Но оборона была провалена - Хангаку ранили стрелой и захватили в плен. Её отвезли в Камакуру, где она была представлена сёгуну Минамото и встретилась с Асари Ёсито, который влюбился в Хангаку и добился разрешения сёгуна жениться на ней.
Накано Такэко (1847-1868) - принимала участие в обороне замка Айдзу после падения сёгуната Токугава, погибла в бою[1].
Ямакава Футаба, (1844-1909)
Ямамото Яэко, (1845-1942)

Букэ-но-онна: навыки и требования

От обычных представительниц сословия самураев не ожидали участия в сражениях, но, тем не менее, от женщины требовалось, чтобы они могли защитить себя и дом и обучить детей. По бусидо, первым долгом женщины-самурая считалось служение своему супругу. Кодекс бусидо восхвалял также женщин-самураев, "которые были способны подняться выше несовершенства и недостатков, свойственных их полу, и проявить героическую силу духа, которая могла бы быть достойной самых храбрых и благородных мужчин".
Из оружия женщин учили пользоваться главным образом нагинатой (искусство нагинатадзюцу), а также копьём яри, цепями и верёвками. Вместо катаны они имели танто. "Обычным для копья местом хранения было место над дверью в жилище, так как таким образом женщина получала возможность использовать его против атакующих врагов или любого незваного гостя, проникшего в дом. Также женщины с не меньшим мастерством умели обращаться с коротким кинжалом (кайкэн), который, подобно вакидзаси воинов-мужчин, всегда находился при ней - в рукаве или за поясом. Кайкэном можно наносить как молниеносные удары в ближнем бою, так и метать его со смертоносной скоростью". Этот нож вручался ей в день достижения девушкой-самураем совершеннолетия (в 12 лет) согласно ритуалу.
Также кайкэн был необходим в совершении ритуального самоубийства (женский вариант этого действа носит название дзигай и был распространён так же широко, как и сэппуку у мужчин). Причём, женщины не вспарывали свой живот подобно мужчинам, а перерезали себе горло. Ещё одним строгим правилом ритуала было обязательное связывание собственных лодыжек, дабы и после смерти выглядеть пристойно. Когда возникала реальная угроза попасть в плен к врагу, они не только решительно принимали смерть от рук родственников мужского пола или их командиров, но и сами убивали мужчин, если по какой-то причине они не могли или не желали совершить ритуальный акт и не щадили в такой ситуации ни себя, ни своих детей.
При необходимости самурайские женщины брали на себя обязанности по осуществлению мести, которая считалась единственно возможной реакцией (согласно японскому толкованию конфуцианства) на оскорбление или убийство господина. Даже в течение застойного периода сёгуната Токугава женщины строго соблюдали принцип безусловной преданности своему клану - порой даже строже, чем мужчины".
Подобное положение сохранялось в XI-XVII вв. В начале XIII века были приняты законы, которые дали женщинам равные права наследования с братьями и право завещать имущество. Однако к XVII веку уважение к женщинам в самурайских родах заметно уменьшилось. Их положение ухудшилось, из-за чего они превратились в пешек на матримониальном рынке (что особенно заметно наряду с общей тенденцией к гомосексуализму среди самураев. Тем не менее, стойкость духа и привычки к обучению в самурайских семьях сохранялись, о чём свидетельствуют записи о гражданской войне Босин, когда во время обороны хана Айдзу (1868 год) некоторые женщины потрясли соотечественников своими подвигами!

В культуре

Онна-бугэйся часто появляются в исторических драмах дзидайгэки. Так, в телесериале "Кэнкаку сексй" появляется подобный персонаж по имени Сасаки Мифую, и один из ранних эпизодов сериала носит название "Онна-бугэйся".

Материал из Википедии - свободной энциклопедии

Было изменено: 19:53 08/03/2012.

Было изменено: 19:55 08/03/2012.

Ко всем записям блога

☍ Поделиться

Комментарии:

...  
ёклмн
"Последний самурай", прикольный фильм:)
Black  
)))
и что в нем прикольного?)
...  
ёклмн
все вкУпе прикольно:) а разве нет?:)
Black  
)))
нет конечно))) совершенно пустой фильм) и белый карлик там смотрится глупо)
Валерий  
Подозреваю
что снимок был сделан когда самураев уже ликвидировали как класс
Black  
...
вполне возможно. у нас казаки тоже закончились в революцию.
Валерий  
скажем так
остались в виде ряженых и фольклёрных групп.
Black  
)))
мой прадед говорил - я не казак, я сын казака, а за мной уже казаков не будет...
Ушла в Вальхаллу  
***
Спасибо.

Извините, но прежде чем оставить комментарий, следует ввести логин и пароль!

(ссылку "ВХОД" в правом верхнем углу страницы хорошо видно? :)