Статья в домике "Гнездо Феникса"

СтатьиФорумФотоальбумБиблиотекаЖильцы

➜ главная Домика
Вы не залогинились! Ваш статус в этом ДоМиКе - гость.
В домике онлайн: 0, замечено за сутки: 2

Ко всем статьям ДоМиКа

Квириты и Квир-теория

В общем, хотел набрать в 4 часа ночи, в поисковике слово "Квирит" (ну вы знаете там, теорий как расшифровывается "SPQR" больше одной :), ну а потом что-то заставило меня набрать слово "Квир" и посмотреть, что покажется (да, значение этого англ. слова я знал). Открывшийся мне текст настолько поразил мой моск, что я не смог не выложить его сюда
Маленький дисклеймер :) Вот начал читать одну книженцию, стародавнюю... Ну там называется по-модному, по-интернетовски.. типа коменты какие-то... не, "комментарии де белло Галико".

Ну и потом, засыпаю, решил набрать в 4 часа ночи, в поисковике слово "Квирит" (ну вы знаете там, теорий как расшифровывается "SPQR" больше одной :), ну а потом что-то заставило меня набрать слово "Квир" и посмотреть, что покажется (да, значение этого англ. слова я знал :).

Открывшийся мне текст настолько поразил мой моск, что я не смог не выложить его сюда. И у меня даже начала мелькать мысль о том, что геев и прочие ЛГБТ недолюбливают не только лишь за то, что они трахаются в попу, а, скорее, за то, что им понравилось трахать мозг? :)

Да, если кто сможет простыми словами рассказать, о чем суть этого текста.. велком в коменты :)

Dmitri Dorogov
PhD-докторант Центрально-Европейского Университета

Квир-теория – это междисциплинарный академический проект, сложившийся в конце 1980-х – начале 1990-х годов как радикальная теоретическая альтернатива более конвенциональным концепциям гендера и сексуальности, лежавшим в основе мейнстримных феминистских и ЛГБТ-движений. Термин queer (в переводе с английского «странный», «ненормальный») – результат политической реапроприации пейоратива: будучи изначально оскорбительным сленговым обозначением гомосексуалов, слово постепенно вошло в обиход гей-активистов и гендерных теоретиков с обратной оценочной коннотацией. Странность, несоответствие стандартам и гендерный нонконформизм предлагалось считать не пороком, а творческим процессом поиска нестандартных выражений собственной сексуальной индивидуальности, расшатывающим репрессивные патриархальные гетеронормативные бинаризмы (мужское/женское, гетеро/гомо, норма/патология), всегда организованные по принципу иерархии социально неравноценных компонентов. Результатом этой политической, а затем и академической работы по деконструкции нормативного и эссенциалистского понимания идентичности и стал корпус работ и концепций, известный как квир-теория.

Несмотря на существенную теоретическую неоднородность, ключевые позиции квир-теории можно конспективно представить в виде следующих тезисов. Во-первых, отказ от линейного и детерминистского понимания отношений между биологическим полом, гендером и сексуальностью: последние два компонента рассматриваются как лишенные какой-либо естественной внедискурсивной заданности продукты историзации репродуктивной биологии, реифицируемые и воспроизводимые под видом природного факта. Во-вторых, избегание нормализующих рамок любых стабильных и закрытых идентичностей, неизбежно тяготеющих к консервации и встраиванию в господствующие структуры и институты (вспомним историю лесбийского и гей-движения, прошедшего путь от андерграундной культуры времен Стоунволлских бунтов до буржуазной респектабельности нынешних кампаний за равенство брака и тотальной встроенности в мейнстрим общества потребления).

Stonewall riotsjpg
(фотка Стоунволлских бунтов (англ. Stonewall riots) — серии беспорядков и спонтанных демонстраций против полицейского рейда, которые начались в ночь на 28 июня 1969 года в гей-баре «Стоунволл-инн» в Гринвич-Виллидж, Нью-Йорк). Эти столкновения приводятся в качестве первого случая в истории, когда представители гей-сообщества оказали сопротивление узаконенной государством системе преследования геев)

В третьих, понимание идентичности как процесса и дискурсивного эффекта, а не сущности или состояния: одна из пионерок квир-теории Джудит Батлер определяет это через концепцию перформативности, то есть процесса (обычно неосознанного) цитирования нормы, производящего эффект непрерывной самости – «женской», «мужской», «лесбийской» и т.д. Выход из этого круга дискурсивной детерминации Батлер видит в политическом потенциале пародии, т.е. игр со значением и контекстом, сдвигов и метонимических смещений, расшатывающих перформатив изнутри и обнажающих социальную сконструированность гендерных категорий (яркие примеры – травести-культура, дрэг, кроссдрессинг и др.). Наконец, важным аспектом квир-теории является внимание к другим, смежным формам инаковости – например, инвалидности, и процессам маргинализации и исключения на пересечении гендерных, расовых, классовых и других социально значимых признаков.

Литература по квир-теории разнообразна и обширна, но, к сожалению, не на русском языке. Можно отметить изданный несколько лет назад перевод «Введения в квир-теорию» Аннамари Джагоз. Из первоисточников – работы Мишеля Фуко, заложившие методологические основы дискурсаналитической оптики гендерных и квир-исследований (в особенности, три тома «Истории сексуальности»), работы Джудит Батлер (“Gender Trouble”, “Bodies that Matter”), Ив Кософски Седжвик (“Эпистемология чулана”, изданная на русском в практически нечитаемом переводе) и, например, Хосе Эстебана Мундоза (“Cruising Utopia”).
#Ключевые слова: квир, квирит, queer, гендер, пол, Дорогов, Dorogov, SPQR
2019-07-19

Ко всем статьям ДоМиКа

☍ Поделиться

Боже ж мой, дошли до чтения статьей, а так и не решились зарегистрироваться у нас? Как же так? Подводите мышку сюда, и нажимаете! Всего делов!