Что если перестать сопротивляться?
Сегодня довольно малому числу людей знакомо имя Моше Фенделькрайза. Между тем, он был известным физиком, работавшим в лаборатории Жолио-Кюри, общался с великими учёными: Альбертом Эйнштейном, Нильсом Бором, Энрико Ферми и Вернером Гейзенбергом. Он также был одним из первых европейцев, которые изучали дзюдо, был учеником основателя дзюдо Дзигоро Кано и даже написал несколько книг по боевым искусствам, которые высоко оценил сам Кано. Но главной работой его жизни стало создание метода лечения, названного методом Фенделькрайза.
Суть этой практики заключается в том, чтобы развивать себя посредством осознанного движения. Фенделькрайз был одним из первых, кто стал говорить о неделимости психики и тела. Его методика показала просто феноменальные результаты в лечении таких заболеваний, как детский церебральный паралич и последствия инсультов. Моше много работал с травмированными людьми, движения которых были ограничены, или изменились под влиянием болезней, при этом он использовал общие принципы, которые выработал за годы работы со своими пациентами и учениками. Один из них гласит: ошибки в движениях неизбежны, и нет единственно правильного способа двигаться, есть лишь более или менее удачные способы. Поэтому Фенделькрайз не исправлял людей, а позволял им найти те движения, которые подходили им. “Не нужно самим решать, как выполнять движение; пусть это решает ваша нервная система. У нее миллионы лет опыта” - говорил он своим ученикам.
Я обратил внимание на один интересный эпизод. Психиатр Норман Дойдж описывал свой опыт практики метода Фенделькрайза в книге “Мозг, исцеляющий себя”. У Дойджа была заученная скованность - он приподнимал одно плечо во время ввода текста на клавиатуре. Нам свойственно следить за своими ошибками и противодействовать им. Чаще всего люди при подобной проблеме стараются проконтролировать себя и опустить плечо, когда замечают этот перекос. Но специалист, работавший с Дойджем сделал прямо противоположное - он приподнял его плечо ещё сильнее, и, спустя минуту напряжение ушло и плечи расслабились сами собой.
Эта идея о работе с движениями не через противодействие, а через действие, очень сильно напоминает идеи Александра Нилла. В школе Саммерхилл он успешно исправлял все пороки своих воспитанников, снимая всякие запреты. Если ребёнок не мылся, то Нилл даже требовал, чтобы он был ещё грязнее, если ученик тайком курил, то при беседе он обязательно предлагал ему сигарету и даже если ребёнок имел склонность к воровству, он отправлялся “на охоту” вместе с ним. В условиях полной свободы исчезали не только негативные пристрастия, но и рождалась жажда к учёбе. Даже в самых запущенных случаях эти изменения происходили безо всякого нажима со стороны взрослых.
Идея обеих методик проста - сопротивляться можно только тому, что является препятствием. Если убрать стену, мы не сможем её толкать. Восхищает, что это принцип применим и в воспитании, и в обучении, и в лечении. Более того, мы можем улучшать сами себя, перестав, наконец запрещать себе то, или иное. Об этом подробно рассказывает книга Джиллиан Райли “Как есть меньше”. Подозреваю, что это далеко не все области применения метода свободы.
Я надеюсь, что мы всё больше будем впитывать понимание этой простой истины и сможем с этим знанием эффективно преодолеть такие вечные беды человечества, как войны, ненависть, коррупцию и нищету.