Интересная Москва
Городские легенды. Марьина роща
➜ главная Домика
Вы не залогинились! Ваш статус в этом ДоМиКе - гость.
В домике онлайн: 0, замечено за сутки: 2
вернуться на 8 стр. списка тем
Лана Свет
Городские легенды. Марьина роща
Городские легенды. Марьина роща
Одно из самых зловещих мест Москвы с древних времен - Марьина роща. Историки утверждают, что ее название происходит от лежащей здесь некогда деревни Марьино. Большинство из них склоняется к тому, что все народные домыслы связаны с сентиментальной повестью Жуковского.
В народе до сих пор бытует мнение, что назван этот район по имени своей негласной "королевы" - разбойницы Марьи, жившей в местном лесу.
Слава у Марьиной рощи в середине XIX века была та еще: здесь жили цыгане, обитало большинство московских воров и бандитов, стояли "убогие дома" для отбросов общества. Массовые гулянья на Русалочьей неделе, центром которых издревле была Марьина роща, трансформировались в буйные пьянки.
Не способствовала положительному восприятию близость Сущевского и Лазарева кладбищ, куда, кстати, обозами свозили трупы в периоды моров, а в обычное время - неопознанные тела убитых.
Исследователи до сих пор спорят, что было первичным - повесть Жуковского или народные легенды. Но одна из легенд гласит, что в крепостное время жили где-то в этом районе девушка Марья и лакей Илья. Любовь у них была несчастной, и Илья со временем стал атаманом разбойничьей шайки. В результате Марья и Илья поселились в землянке в лесу.
Причем Марья была известной знахаркой и ворожеей. Ходило к ней много московского народу, в том числе и богатого, который непременно попадался в руки Ильи. По другой легенде, в здешних краях бесчинствовала банда Маньки Ростокинской. Но, как бы то ни было, народное сознание связывало название "Марьина роща" исключительно с бандитами, убийцами и покойниками. Попадать сюда в темное время суток не рекомендовалось.
Марьина роща - район Москвы, о котором сложено множество легенд и мистических сказаний. До XVIII века местность эту почти сплошь покрывал лес (он тянулся от нынешнего Садового кольца далеко-далеко на север), после вырубки части которого п образовалась Марьина роща, тянувшаяся от Сущева до Останкина. В 1743 году местная деревенька Марьино досталась графу Шереметеву, который и изменил до неузнаваемости облик района.
Вскоре Марьина роща стала одним из излюбленных мест отдыха москвичей. Гулять на природе москвичи начали с почина императрицы Екатерины, которую подбил на это сам Вольтер. Публика почище чинно прохаживалась в центральных парках, а простой народ валил за Сущевский вал. Особенно многолюдно здесь было на Семик - третью неделю от Пасхи, когда на Руси справляли праздник русалок.
Этот церковный праздник Святых отцов непонятно почему ассоциировался у народа с речной нечистью, но именно в эти дни девушки ходили собирать травы, носили по улицам выряженную невестой березку и пускали в воду венки, гадая о женихах. Все это и происходило в Марьиной роще, и ее лесных духов гуляющие тоже не обижали. Пели песню "Нынче Марья у нас именинница", пьянствовали, а уходя, обязательно оставляли на траве пасхальное яичко или кусочек пирога.
Но, с другой стороны, в Марьиной роще побаивались появляться в одиночестве: из страха перед местной нечистой силой предпочитали гулять шумными компаниями. Оно и понятно: ведь согласно народным поверьям, русалками становились самоубийцы, поэтому на Семик ходили туда, где хоронили умерших без покаяния - т. е. к Марьиной роще.
Именно здесь стоял амбар, куда свозили неопознанных мертвецов, которых в большом городе всегда хватало. После эпидемии чумы императрица Екатерина запретила хоронить умерших в пределах города, и там же, на Миусах, возникло первое в Москве чумное кладбище. А в Марьине долго ходили жуткие истории о покойниках, которые прохода не дают одинокому путнику.
В 1880-х годах Шереметевы избавились от остатков своих владений, в этом месте поселился рабочий люд. Последние деревья в роще были срублены, мистический смысл названия почти забылся.
Однако в 1920 - 1930-е гг., когда в этом районе скопилось немало бандитского сброда, имя "Марьина роща" вновь приняло "нехороший" оттенок. У всех на устах были имена Кольки Хрящика, Бориса Бондаря и других блатных, наводивших ужас на всю Москву, но сгинувших в северных лагерях.
В 1960 - 1980-е гг. район превратился в обычный спальный район столицы со стандартными "хрущевскими" домами, но молва о "страшной Марьиной роще" все еще изредка всплывает в памяти москвичей.
В народе до сих пор бытует мнение, что назван этот район по имени своей негласной "королевы" - разбойницы Марьи, жившей в местном лесу.
Слава у Марьиной рощи в середине XIX века была та еще: здесь жили цыгане, обитало большинство московских воров и бандитов, стояли "убогие дома" для отбросов общества. Массовые гулянья на Русалочьей неделе, центром которых издревле была Марьина роща, трансформировались в буйные пьянки.
Не способствовала положительному восприятию близость Сущевского и Лазарева кладбищ, куда, кстати, обозами свозили трупы в периоды моров, а в обычное время - неопознанные тела убитых.
Исследователи до сих пор спорят, что было первичным - повесть Жуковского или народные легенды. Но одна из легенд гласит, что в крепостное время жили где-то в этом районе девушка Марья и лакей Илья. Любовь у них была несчастной, и Илья со временем стал атаманом разбойничьей шайки. В результате Марья и Илья поселились в землянке в лесу.
Причем Марья была известной знахаркой и ворожеей. Ходило к ней много московского народу, в том числе и богатого, который непременно попадался в руки Ильи. По другой легенде, в здешних краях бесчинствовала банда Маньки Ростокинской. Но, как бы то ни было, народное сознание связывало название "Марьина роща" исключительно с бандитами, убийцами и покойниками. Попадать сюда в темное время суток не рекомендовалось.
Марьина роща - район Москвы, о котором сложено множество легенд и мистических сказаний. До XVIII века местность эту почти сплошь покрывал лес (он тянулся от нынешнего Садового кольца далеко-далеко на север), после вырубки части которого п образовалась Марьина роща, тянувшаяся от Сущева до Останкина. В 1743 году местная деревенька Марьино досталась графу Шереметеву, который и изменил до неузнаваемости облик района.
Вскоре Марьина роща стала одним из излюбленных мест отдыха москвичей. Гулять на природе москвичи начали с почина императрицы Екатерины, которую подбил на это сам Вольтер. Публика почище чинно прохаживалась в центральных парках, а простой народ валил за Сущевский вал. Особенно многолюдно здесь было на Семик - третью неделю от Пасхи, когда на Руси справляли праздник русалок.
Этот церковный праздник Святых отцов непонятно почему ассоциировался у народа с речной нечистью, но именно в эти дни девушки ходили собирать травы, носили по улицам выряженную невестой березку и пускали в воду венки, гадая о женихах. Все это и происходило в Марьиной роще, и ее лесных духов гуляющие тоже не обижали. Пели песню "Нынче Марья у нас именинница", пьянствовали, а уходя, обязательно оставляли на траве пасхальное яичко или кусочек пирога.
Но, с другой стороны, в Марьиной роще побаивались появляться в одиночестве: из страха перед местной нечистой силой предпочитали гулять шумными компаниями. Оно и понятно: ведь согласно народным поверьям, русалками становились самоубийцы, поэтому на Семик ходили туда, где хоронили умерших без покаяния - т. е. к Марьиной роще.
Именно здесь стоял амбар, куда свозили неопознанных мертвецов, которых в большом городе всегда хватало. После эпидемии чумы императрица Екатерина запретила хоронить умерших в пределах города, и там же, на Миусах, возникло первое в Москве чумное кладбище. А в Марьине долго ходили жуткие истории о покойниках, которые прохода не дают одинокому путнику.
В 1880-х годах Шереметевы избавились от остатков своих владений, в этом месте поселился рабочий люд. Последние деревья в роще были срублены, мистический смысл названия почти забылся.
Однако в 1920 - 1930-е гг., когда в этом районе скопилось немало бандитского сброда, имя "Марьина роща" вновь приняло "нехороший" оттенок. У всех на устах были имена Кольки Хрящика, Бориса Бондаря и других блатных, наводивших ужас на всю Москву, но сгинувших в северных лагерях.
В 1960 - 1980-е гг. район превратился в обычный спальный район столицы со стандартными "хрущевскими" домами, но молва о "страшной Марьиной роще" все еще изредка всплывает в памяти москвичей.
Тук-тук-тук! Кто в домике живет? Наверное, мышка-норушка, как всегда... Ну там еще зайчик-побегайчик, лисичка-сестричка... А вас тама, похоже, нет!
Почему? Да потому что на Мейби нужно сначала зарегистрироваться, а потом подать заявку на прописку в ДоМиКе.