Интересная Москва
Тайна старца Федора Кузьмича
➜ главная Домика
Вы не залогинились! Ваш статус в этом ДоМиКе - гость.
В домике онлайн: 0, замечено за сутки: 0
вернуться на 47 стр. списка тем
Лана Свет
Тайна старца Федора Кузьмича
Тайна старца Федора Кузьмича
20 января 1984 года сторож, охранявший заброшенные постройки Алексеевского монастыря, что в городе Томске, увидел на стене изображение неизвестного старца. Прибывшие на место историки и археологи из Томского университета объявили, что странный лик удивительно похож на хрестоматийное изображение Федора Кузьмича, лекцию о котором профессора читали а факультативном курсе по истории Отечества.
Личность этого реально жившего в XIX веке человека является, пожалуй, одной из самых загадочных в российской истории, в отношении которой на протяжении последних полутора веков не прекращаются споры среди историков и биографов династического дома Романовых, многие из которых считают старца ни кем иным, как императором Александром I.
НЕЗНАКОМЕЦ БЛАГОРОДНОГО ПРОИСХОЖДЕНИЯ
Осенью 1836 ода на окраине уральского города Красноуфимска объявился высокий бородатый старик-крестьянин, обладавший хорошими манерами и необычно правильной речью. Бдительный кузнец, встретивший необычного старика, задержал его и сдал в местное отделение полиции. На допросе крестьянин, назвавшийся Федором Кузьмичом, пояснил, что он бродяга, не помнящий родства. Объявившегося бродягу высекли плетьми и сослали в Сибирь, куда он прибыл вместе с партией каторжан в марте 1837 года в село Зерцалы. С этого времени и начинается известный историкам почти тридцатилетний жизненный путь старца Федора Кузьмича.
ЖИТИЕ "БОЖЬЕГО ЧЕЛОВЕКА"
Отличавшийся от других каторжан смирением, высокой грамотностью, незлобивостью и праведностью старец быстро снискал уважение у знавших его вольных людей. Вскоре Федор Кузьмич был приглашен жить к казаку станицы Белоярская С. Н. Сидорову. Но после того, как гостивший у Сидорова казак по фамилии Березин, в молодости служивший в Петербурге, вдруг заявил, что Федор Кузьмич уж больно похож на покойного императора Александра Iстарец был вынужден уйти в енисейскую тайгу простым рабочим на золотые прииски.
В 1849 году Федор Кузьмич поселился у крестьянина из Красноречинска И. Г. Латышева, специально построившего для "божьего человека" маленькую бревенчатую избушку.
Именно в это время по многим уральским станицам распространяется слух о таинственном праведном старце, способном помогать добрым словом страждущим и излечивать больных.
Примерно в это же время вновь появляется человек, признавший в старце покойного императора Александра I. Им оказался один из дворцовых истопников, сосланный на Урал за некую провинность. Однажды серьезно заболев, он по совету своего товарища решил обратиться за помощью к старцу. Однако, увидев Федора Кузьмича, бывший истопник упал, лишившись чувств. Позже он признался, что в избушке старца он встретил покойного императора, при котором ему довелось служить.
Весть об удивительной встрече вскоре разнеслась по окрестным селениям, и старец снова был вынужден менять место своего жительства Он переезжает в деревню Коробейниково, а в 1858 году, поддавшись уговорам томского золотопромышленника С. Ф. Хромова, оседает в г. Томске, где и живет отшельником до своей кончины, которая случилась 20 января 1864 года.
ЦАРЬ ИЛИ НЕ ЦАРЬ?
Исследователь династии Романовых В. Балязин, анализируя жизненный путь Федора Кузьмича и сопоставляя его данные с внешними данными императора Александра I, находит между ними много общего. Во-первых, возраст старца в точности совпадал с возрастом покойного императора, а празднование именин и того и другого приходилось на один и тот же день. Во вторых, старец был глуховат на одно ухо. Известно, что и император Александр I, получив в юности травму во время проведения учебных стрельб, имел подобный недуг. Совершенное знание иностранных языков старцем Федором Кузьмичом, его подробные описания жизни и быта высших сословий Санкт-Петербурга первой четверти XIX века, а также военной компании 1812 года говорят о высокой осведомленности и принадлежности старца к дворянской и политической элите Российской империи тех лет. На сознательный и добровольный отказ от трона императора Александра I указывает и ряд эпизодов его биографии. Так, еще в молодости будущий император, а тогда Великий князь Александр Павлович 10 мая 1796 года писал своему другу юности В. П. Кочубею: "Я знаю, что не рожден для того высокого сана, который ношу теперь, и еще менее для предназначенного мне в будущем, от которого я дал себе клятву отказаться тем или другим способом..".
ИСКУПЛЕНИЕ
Летом 1819 года после маневров в Красном Селе Александр I во всеуслышание объявил о своем намерении передать трон брату Николаю. Желание оставить ненавистный престол было вызвано, во многом, ощущением "неизбывного греха". Этот грех заключался в участии Александра Павловича в заговоре по свержению и убийству своего отца императора Павла IЧувство вины за это преступление император Александр I пронес через всю свою оставшуюся жизнь, и многие трагедии, происходившие, как в его семье ( ранняя смерть внебрачной дочери Софьи Нарышкиной), так и в государстве, в том числе и наполеоновское нашествие на Россию и известное наводнение в Санкт-Петербурге, он считал наказанием за содеянное...
Смерть императора Александра I в Таганроге 19 ноября 1825 года, связанная с рядом загадочных обстоятельств, подверглась сомнению тремя версиями, получившими распространение в те годы. По одной из них вместо Александра I в гроб был положен солдат Таганрогского гарнизона, умерший накануне. По другой, поддержанной Л. Н. Толстым и высказанной им в незавершенной повести "Посмертные записки старца Федора Кузьмича", за умершего императора был выдан забитый шпицрутенами солдат, имевший большое сходство с императором. И по третьей, им был некий фельдъегерь Масков, умерший 18 ноября и уже 29 ноября положенный в постель вместо Александра.
ЧУДЕСА ПОСЛЕ СМЕРТИ
Еще большую известность таинственная личность Федора Кузьмича обрела после своей смерти. Сохранился ряд достоверных свидетельств о чудесах, происходящих на могиле старца в Алексеевском монастыре Томска. Так, по воспоминаниям трех настоятелей, руководивших этой мужской обителью с 1864 по 1919 годы, в день святого преподобного Александра Невского над невысоким могильным холмом, над которым возвышался скромный деревянный крест, наблюдалось таинственное явление в виде прозрачного голубоватого свечения, поднимавшегося из земли высоко в небо...
Поздней осенью 1915 года на кладбище томского Алексеевского мужского монастыря появилась необычная делегация. Возглавлял ее невысокий мужчина, одетый в длинное дорогое пальто с капюшоном, из-за которого лица его никто разглядеть не мог. Гости посетили могилу Федора Кузьмича, похороненного здесь более полувека назад. Вставший на колени неизвестный мужчина в пальто долго и исступленно молился, после чего разразился рыданиями. Когда через час делегация убыла, то служители кладбища заметили на деревянном кресте, установленном над могилой старца, таинственным образом выступившие кровавые потеки, которые через некоторое время смыл шедший проливной дождь. Вскоре по городу пошел слух, что могилу благословенного старца тайно посетил сам император Николай II, отчаянно искавший в то смутное время способ, как уберечь Россию от надвигавшейся катастрофы...
По материалам статьи : С. Кожушко
Личность этого реально жившего в XIX веке человека является, пожалуй, одной из самых загадочных в российской истории, в отношении которой на протяжении последних полутора веков не прекращаются споры среди историков и биографов династического дома Романовых, многие из которых считают старца ни кем иным, как императором Александром I.
НЕЗНАКОМЕЦ БЛАГОРОДНОГО ПРОИСХОЖДЕНИЯ
Осенью 1836 ода на окраине уральского города Красноуфимска объявился высокий бородатый старик-крестьянин, обладавший хорошими манерами и необычно правильной речью. Бдительный кузнец, встретивший необычного старика, задержал его и сдал в местное отделение полиции. На допросе крестьянин, назвавшийся Федором Кузьмичом, пояснил, что он бродяга, не помнящий родства. Объявившегося бродягу высекли плетьми и сослали в Сибирь, куда он прибыл вместе с партией каторжан в марте 1837 года в село Зерцалы. С этого времени и начинается известный историкам почти тридцатилетний жизненный путь старца Федора Кузьмича.
ЖИТИЕ "БОЖЬЕГО ЧЕЛОВЕКА"
Отличавшийся от других каторжан смирением, высокой грамотностью, незлобивостью и праведностью старец быстро снискал уважение у знавших его вольных людей. Вскоре Федор Кузьмич был приглашен жить к казаку станицы Белоярская С. Н. Сидорову. Но после того, как гостивший у Сидорова казак по фамилии Березин, в молодости служивший в Петербурге, вдруг заявил, что Федор Кузьмич уж больно похож на покойного императора Александра Iстарец был вынужден уйти в енисейскую тайгу простым рабочим на золотые прииски.
В 1849 году Федор Кузьмич поселился у крестьянина из Красноречинска И. Г. Латышева, специально построившего для "божьего человека" маленькую бревенчатую избушку.
Именно в это время по многим уральским станицам распространяется слух о таинственном праведном старце, способном помогать добрым словом страждущим и излечивать больных.
Примерно в это же время вновь появляется человек, признавший в старце покойного императора Александра I. Им оказался один из дворцовых истопников, сосланный на Урал за некую провинность. Однажды серьезно заболев, он по совету своего товарища решил обратиться за помощью к старцу. Однако, увидев Федора Кузьмича, бывший истопник упал, лишившись чувств. Позже он признался, что в избушке старца он встретил покойного императора, при котором ему довелось служить.
Весть об удивительной встрече вскоре разнеслась по окрестным селениям, и старец снова был вынужден менять место своего жительства Он переезжает в деревню Коробейниково, а в 1858 году, поддавшись уговорам томского золотопромышленника С. Ф. Хромова, оседает в г. Томске, где и живет отшельником до своей кончины, которая случилась 20 января 1864 года.
ЦАРЬ ИЛИ НЕ ЦАРЬ?
Исследователь династии Романовых В. Балязин, анализируя жизненный путь Федора Кузьмича и сопоставляя его данные с внешними данными императора Александра I, находит между ними много общего. Во-первых, возраст старца в точности совпадал с возрастом покойного императора, а празднование именин и того и другого приходилось на один и тот же день. Во вторых, старец был глуховат на одно ухо. Известно, что и император Александр I, получив в юности травму во время проведения учебных стрельб, имел подобный недуг. Совершенное знание иностранных языков старцем Федором Кузьмичом, его подробные описания жизни и быта высших сословий Санкт-Петербурга первой четверти XIX века, а также военной компании 1812 года говорят о высокой осведомленности и принадлежности старца к дворянской и политической элите Российской империи тех лет. На сознательный и добровольный отказ от трона императора Александра I указывает и ряд эпизодов его биографии. Так, еще в молодости будущий император, а тогда Великий князь Александр Павлович 10 мая 1796 года писал своему другу юности В. П. Кочубею: "Я знаю, что не рожден для того высокого сана, который ношу теперь, и еще менее для предназначенного мне в будущем, от которого я дал себе клятву отказаться тем или другим способом..".
ИСКУПЛЕНИЕ
Летом 1819 года после маневров в Красном Селе Александр I во всеуслышание объявил о своем намерении передать трон брату Николаю. Желание оставить ненавистный престол было вызвано, во многом, ощущением "неизбывного греха". Этот грех заключался в участии Александра Павловича в заговоре по свержению и убийству своего отца императора Павла IЧувство вины за это преступление император Александр I пронес через всю свою оставшуюся жизнь, и многие трагедии, происходившие, как в его семье ( ранняя смерть внебрачной дочери Софьи Нарышкиной), так и в государстве, в том числе и наполеоновское нашествие на Россию и известное наводнение в Санкт-Петербурге, он считал наказанием за содеянное...
Смерть императора Александра I в Таганроге 19 ноября 1825 года, связанная с рядом загадочных обстоятельств, подверглась сомнению тремя версиями, получившими распространение в те годы. По одной из них вместо Александра I в гроб был положен солдат Таганрогского гарнизона, умерший накануне. По другой, поддержанной Л. Н. Толстым и высказанной им в незавершенной повести "Посмертные записки старца Федора Кузьмича", за умершего императора был выдан забитый шпицрутенами солдат, имевший большое сходство с императором. И по третьей, им был некий фельдъегерь Масков, умерший 18 ноября и уже 29 ноября положенный в постель вместо Александра.
ЧУДЕСА ПОСЛЕ СМЕРТИ
Еще большую известность таинственная личность Федора Кузьмича обрела после своей смерти. Сохранился ряд достоверных свидетельств о чудесах, происходящих на могиле старца в Алексеевском монастыре Томска. Так, по воспоминаниям трех настоятелей, руководивших этой мужской обителью с 1864 по 1919 годы, в день святого преподобного Александра Невского над невысоким могильным холмом, над которым возвышался скромный деревянный крест, наблюдалось таинственное явление в виде прозрачного голубоватого свечения, поднимавшегося из земли высоко в небо...
Поздней осенью 1915 года на кладбище томского Алексеевского мужского монастыря появилась необычная делегация. Возглавлял ее невысокий мужчина, одетый в длинное дорогое пальто с капюшоном, из-за которого лица его никто разглядеть не мог. Гости посетили могилу Федора Кузьмича, похороненного здесь более полувека назад. Вставший на колени неизвестный мужчина в пальто долго и исступленно молился, после чего разразился рыданиями. Когда через час делегация убыла, то служители кладбища заметили на деревянном кресте, установленном над могилой старца, таинственным образом выступившие кровавые потеки, которые через некоторое время смыл шедший проливной дождь. Вскоре по городу пошел слух, что могилу благословенного старца тайно посетил сам император Николай II, отчаянно искавший в то смутное время способ, как уберечь Россию от надвигавшейся катастрофы...
По материалам статьи : С. Кожушко
Тук-тук-тук! Кто в домике живет? Наверное, мышка-норушка, как всегда... Ну там еще зайчик-побегайчик, лисичка-сестричка... А вас тама, похоже, нет!
Почему? Да потому что на Мейби нужно сначала зарегистрироваться, а потом подать заявку на прописку в ДоМиКе.