Интересная Москва
Пять домов литературных персонажей в Москве
➜ главная Домика
Вы не залогинились! Ваш статус в этом ДоМиКе - гость.
В домике онлайн: 0, замечено за сутки: 2
вернуться на 78 стр. списка тем
Лана Свет
Пять домов литературных персонажей в Москве
Пять домов литературных персонажей в Москве
Сюжеты повестей и романов так или иначе вымышлены, а вот города, улицы и здания, как правило, настоящие. Авторы не упускают случая сделать местом действия дом, где им самим довелось пережить драму или радостное событие.
1. Дом из "Записок на манжетах"
Сретенский бульвар, 6/1
Среди учреждений, размещенных в доме, был Литературный отдел (Лито) и редакция газеты "Гудок", где некоторое время работал Михаил Булгаков. Он описал дом в "Записках на манжетах", где здание выступает одним из символов загадочного хаоса, охватившего сознание героя. "В сущности говоря, я не знаю, почему я пересек всю Москву и направился именно в это колоссальное здание... Та бумажка, которую я бережно вывез из горного царства, могла иметь касательство ко всем шестиэтажным зданиям, а вернее, не имела никакого касательства ни к одному из них. В 6-м подъезде - У сетчатой трубы мертвого лифта. Отдышался. Дверь. Две надписи. "Кв. 50". Другая загадочная: "Худо". Отдышаться".
2. Театр, где побывал Чацкий
улица Большая Никитская, 26/2
У этого дома долгая и непростая история: он был построен еще в XVIII веке и с тех пор неоднократно перестраивался. Некоторое время зданием владел Григорий Орлов, а затем его купил Петр Поздняков, заядлый театрал, основавший в этих стенах собственный театр, где играли крепостные актеры и актрисы. Любопытно, что первым режиссером театра стал петербургский комический актер Сила Сандунов - впоследствии основатель и собственник знаменитых Сандуновских бань. Для москвичей это был театр номер один: дворянские семьи ездили сюда ежемесячно на спектакли и балы.
3. Здание, где преподавал герой "Скучной истории"
улица Рождественка, 11
"В без четверти десять нужно идти к моим милым мальчикам читать лекцию", - думает профессор Николай Степанович, который преподает в клиниках медицинского факультета Московского университета. Сам Чехов проходил тут практику - и описал в повести "Скучная история" собственные впечатления об университете: "А вот мрачные, давно не ремонтированные университетские ворота; скучающий дворник в тулупе, метла, кучи снега... На свежего мальчика, приехавшего из провинции и воображающего, что храм науки - в самом деле храм, такие ворота не могут произвести здорового впечатления. Вообще ветхость университетских построек, мрачность коридоров, копоть стен, недостаток света, унылый вид ступеней, вешалок и скамей в истории русского пессимизма занимают одно из первых мест на ряду причин предрасполагающих". В настоящее время в здании располагается Архитектурный институт.
4. Гостиница "Мадрид" из рассказа Бунина
Леонтьевский переулок, 26
До революции здесь находились две знаменитые гостиницы - "Лувр" и "Мадрид": в первой селились известные артисты и богачи, во второй, чьи меблированные комнаты были гораздо проще, - небогатые актеры и литераторы. Останавливался здесь и Иван Бунин, выбравший номер в этом отеле местом действия рассказа, который назван именем самой гостиницы. Главный герой "Мадрида" приглашает в номер 17-летнюю уличную проститутку Полю и, сошедшись с ней, задумывается, как спасти девушку от дальнейшего падения.
5. Дом, где работал учитель танцев Наташи Ростовой
улица Поварская, 11
Как упоминает Толстой, Ростовы никогда не пропускали балов, устраиваемых Иогелем по праздникам. Он организовывал танцевальные вечера и по просьбе первых лиц Москвы. Так, на его балу в доме московского градоначальника Кологривова (Тверской бульвар, 22) Пушкин впервые увидел юную Наталью Гончарову. В разные периоды своей деятельности Иогель жил и преподавал в разных московских домах. В здании на Поварской, о котором идет речь, он давал уроки в конце 1820-х - начале 1830-х годов. На зиму дом арендовала Екатерина Столыпина - невестка бабушки Михаила Лермонтова, а дети столыпинской родни и друзей семейства приходили сюда учиться танцевать.
1. Дом из "Записок на манжетах"
Сретенский бульвар, 6/1
Среди учреждений, размещенных в доме, был Литературный отдел (Лито) и редакция газеты "Гудок", где некоторое время работал Михаил Булгаков. Он описал дом в "Записках на манжетах", где здание выступает одним из символов загадочного хаоса, охватившего сознание героя. "В сущности говоря, я не знаю, почему я пересек всю Москву и направился именно в это колоссальное здание... Та бумажка, которую я бережно вывез из горного царства, могла иметь касательство ко всем шестиэтажным зданиям, а вернее, не имела никакого касательства ни к одному из них. В 6-м подъезде - У сетчатой трубы мертвого лифта. Отдышался. Дверь. Две надписи. "Кв. 50". Другая загадочная: "Худо". Отдышаться".
2. Театр, где побывал Чацкий
улица Большая Никитская, 26/2
У этого дома долгая и непростая история: он был построен еще в XVIII веке и с тех пор неоднократно перестраивался. Некоторое время зданием владел Григорий Орлов, а затем его купил Петр Поздняков, заядлый театрал, основавший в этих стенах собственный театр, где играли крепостные актеры и актрисы. Любопытно, что первым режиссером театра стал петербургский комический актер Сила Сандунов - впоследствии основатель и собственник знаменитых Сандуновских бань. Для москвичей это был театр номер один: дворянские семьи ездили сюда ежемесячно на спектакли и балы.
3. Здание, где преподавал герой "Скучной истории"
улица Рождественка, 11
"В без четверти десять нужно идти к моим милым мальчикам читать лекцию", - думает профессор Николай Степанович, который преподает в клиниках медицинского факультета Московского университета. Сам Чехов проходил тут практику - и описал в повести "Скучная история" собственные впечатления об университете: "А вот мрачные, давно не ремонтированные университетские ворота; скучающий дворник в тулупе, метла, кучи снега... На свежего мальчика, приехавшего из провинции и воображающего, что храм науки - в самом деле храм, такие ворота не могут произвести здорового впечатления. Вообще ветхость университетских построек, мрачность коридоров, копоть стен, недостаток света, унылый вид ступеней, вешалок и скамей в истории русского пессимизма занимают одно из первых мест на ряду причин предрасполагающих". В настоящее время в здании располагается Архитектурный институт.
4. Гостиница "Мадрид" из рассказа Бунина
Леонтьевский переулок, 26
До революции здесь находились две знаменитые гостиницы - "Лувр" и "Мадрид": в первой селились известные артисты и богачи, во второй, чьи меблированные комнаты были гораздо проще, - небогатые актеры и литераторы. Останавливался здесь и Иван Бунин, выбравший номер в этом отеле местом действия рассказа, который назван именем самой гостиницы. Главный герой "Мадрида" приглашает в номер 17-летнюю уличную проститутку Полю и, сошедшись с ней, задумывается, как спасти девушку от дальнейшего падения.
5. Дом, где работал учитель танцев Наташи Ростовой
улица Поварская, 11
Как упоминает Толстой, Ростовы никогда не пропускали балов, устраиваемых Иогелем по праздникам. Он организовывал танцевальные вечера и по просьбе первых лиц Москвы. Так, на его балу в доме московского градоначальника Кологривова (Тверской бульвар, 22) Пушкин впервые увидел юную Наталью Гончарову. В разные периоды своей деятельности Иогель жил и преподавал в разных московских домах. В здании на Поварской, о котором идет речь, он давал уроки в конце 1820-х - начале 1830-х годов. На зиму дом арендовала Екатерина Столыпина - невестка бабушки Михаила Лермонтова, а дети столыпинской родни и друзей семейства приходили сюда учиться танцевать.
Тук-тук-тук! Кто в домике живет? Наверное, мышка-норушка, как всегда... Ну там еще зайчик-побегайчик, лисичка-сестричка... А вас тама, похоже, нет!
Почему? Да потому что на Мейби нужно сначала зарегистрироваться, а потом подать заявку на прописку в ДоМиКе.