Интересная Москва
Как в Москве передвигали дома
➜ главная Домика
Вы не залогинились! Ваш статус в этом ДоМиКе - гость.
В домике онлайн: 0, замечено за сутки: 2
вернуться на 91 стр. списка тем
Анонимка [1]
Как в Москве передвигали дома
Как в Москве передвигали дома
В 1930-е годы, во время коренной реконструкции Москвы, советские строители провели уникальные работы по перемещению многоэтажных зданий весом в десятки тысяч тонн. При этом транспортировка отдельных домов производилась без отключения коммуникаций и выселения жильцов. Такие перемещения объясняли заботой об облике города и его исторических объектах но так ли это на самом деле? И что осталось за рамками хвалебных статей в центральных газетах?
ПЕРВЫЕ ОПЫТЫ
Передвижение архитектурных объектов известно с давних пор. Первая документально засвидетельствованная транспортировка здания состоялась в 1455 году в Болонье когда под руководством архитектора Аристотеля Фиоравати на 13 метров была перенесена деревянная 24-метровая колокольня при церкви Санта-Мария Маджоре, которая мешала постройке новой ратуши. Колокольню заключили в своеобразную клетку из деревянных брусьев, отдели от фундамента и передвигали с помощью системы канатов и блоков.
В 1812 году в Моршанске русский мастер Дмитрий Петров примерно так же почти на 30 метров передвинул деревянную церковь Николы Чудотворца.
А в 1897 году в Москве был перемещен первый кирпичный дом небольшой двухэтажный особняк размером 13 на 18 метров и весом в 1840 тонн. Он принадлежал подданной Британской короны Джейн ( Евгении) Макгилл, владелице цементного завода на Каланчевской улице. Его передвинули, чтобы расширить пути Николаевской железной дороги. Дом отрезали от фундамента и на специальных катках с помощью лошадей перевезли на расстояние в 100 метров. Здание до сих пор стоит на новом месте, его современный адрес: Каланчевская улица, 32/61.
ЛЮБОВЬ К ДЕНАТУРАТУ
Уже в советское время небольшие каменные строения передвигали в Макеевке ( 1934 год, вес здания 1300 тонн) и в Кривом Роге ( 1935 год, вес здания 1500 тонн).
Но по-настоящему масштабно эти работы выполнялись в Москве начиная с середины 1936 года. План генеральной реконструкции столицы предусматривал расширение центральных улиц. Многие дома следовало снести, а некоторые решили передвинуть подальше от проезжей части.
Для такой цели была создана специальная организация Трест по перестройке и перемещению зданий. Главным инженером организации стал специалист немецкого происхождения Эммануил Гендель.
Для приобретения необходимого опыта работники треста передвинули шесть небольших зданий лабораторию завода грампластинок в Апрелевке и пять строений, мешавших спрямлению русла Москвы-реки в районе Серебряного Бора. Это помогло отработать технологии перемещения. Дома с помощью разрезающего троса отделялись от фундамента и становились на мощные домкраты. Под зданиями пробивались многочисленные коридоры, куда укладывали шпалы с рельсами и специальными катками. В нужный момент домкраты чуть опускали здание, чтобы оно оказалось на катках и с помощью лебедок перемещалось в нужном направлении.
Кстати, во время работ возле русла Москвы-реки произошел курьезный случай, о котором в советских газетах, конечно, ничего не сообщалось. Из соображений экономии гидравлические домкраты под зданиями заполняли денатуратом. На водном строительстве трудились в основном заключенные, в том числе и уголовники. В первую же ночь, несмотря на усиленную охрану, денатурат был слит из всех подъемных механизмов. После этого домкраты стали заполнять дорогостоящим глицерином.
БЕЗ ОТСЕЛЕНИЯ
Первой серьезной работой треста стала передвижка дома 77 по улице Осипенко( названой в честь летчицы, Героя Советского Союза Полины Осипенко, в 1994 году улице вернули прежнее название Садовническая). Крыло пятиэтажного Г-образного здания мешало строительству нового моста. Было решено разделить до на две части: короткую оставить на месте, а длинную ( 44 метра, 8500 тонн) переместить и установить на новый фундамент. Крыло дома переместили на 53 метра по 37 железнодорожным путям причем без выселения жильцов. Электро- и газоснабжение, телефон, радио, водопровод и канализация продолжали работать для этого были задействованы шланги и провода. Газета "Правда"в предваряющей переезд объекта статье от 11 июня 1937 года сообщала, что никто из 600 жильцов во время транспортировки дома не испытывал никаких неудобств. А вот о том, что после установки крыла здания на новое место его очень долго подключали к коммуникациям ( в частности, к газовой сети эту часть дома присоединили только через полтора года), в прессе, конечно, не было сказано ни слова.
С легкой руки журналистов передвижку зданий стали рассматривать как одно из достижений советской власти.
Уже гораздо позже, в 1967 году, в этом доме на улице Осипенко произошла страшная трагедия. Вечером 25 декабря внутри здания раздалось сразу два оглушительных взрыва. Очевидцы говорили, что три верхних этажа отделились, поднялись вверх, зависли в воздухе и только потом рухнули вниз и развалились. Погибли 147 человек. Официальная версия взрыв бытового газа. Почему люди слышали два взрыва и связана ли трагедия с тем, что дом когда-то передвигали, - неизвестно. Но в архивах сохранились документы комиссии, расследовавшей обстоятельства катастрофы. В них указано, что перемещенное крыло было поставлено на сваи лишь частично из-за этого дом оседал неравномерно, и данный фактор мог повлиять на нормальную работу газопровода.
ДОГНАТЬ АМЕРИКУ
В СССР транспортировке зданий придавали важнейшее политическое значение. Большевики хотели доказать огромные индустриальные возможности нового строя.
В 1930 году в американском Идианаполисе переместили восьмиэтажное здание телефонной компании весом в 11 тысяч тонн. Работами руководил инженер Курт Воннегут старший ( отец знаменитого американского писателя). Транспортировка длилась около месяца, на объекте продолжали работать 600 сотрудников, которые входили и выходили по подвижному мосту и продолжали круглосуточное обслуживание 170 тысяч абонентов. Именно здесь были впервые применены гибкие коммуникации.
Переплюнуть Америку стало для большевиков делом чести. Поэтому из передвигающихся домов не отселяли жильцов хотя по технике безопасности это следовало сделать: мало ли что могло случиться с поставленным на рельсы зданием.
Советской стране нужен был впечатляющий мировой рекорд. И такой случай представился в конце 1937 года. При расширении улицы Горького встал вопрос о сносе дома 24, так называемого Саввинского подворья. Когда-то он принадлежал Саввино-Сторожевскому монастырю в качестве доходного конторско-гостиничного здания; среди его дореволюционных арендаторов были кинофирма Александра Ханжонкова и редакция православного журнала "Душеполезное чтение". Жители направили в адрес главы Моссовета Николая Булганина письмо с просьбой сохранить архитектурный шедевр в неорусском стиле. Послание попало к первому секретарю Московского городского комитета ВКП(б) Никите Хрущеву. Тот понял: это шанс показать себя. Ведь передвижение здания весом в 23 тысячи тонн не только рекорд на все времена, но и достойный вклад в продолжение личной карьеры.
ВМЕСТЕ С ЖИЛЬЦАМИ
К тому времени сотрудники треста под руководством Эммануила Генделя уже переместили восемь крупных архитектурных объектов, так что необходимый опыт был наработан. Подготовка к транспортировке здания длилась четыре месяца. Дом срезали с фундамента, под него завели стальные балки. К концу работ здание оказалось на 2100 катках, размещенных на 36 рельсовых путях.
Жильцы, зная, что дом вот-вот будут передвигать, просили назвать точную дату транспортировки, чтобы на это время покинуть здание. Но по указанию сверху строители намеренно указывали ложные сроки. Побить мировой рекорд американцев следовало в таких же условиях.
В итоге дом переместили за одну ночь с 3 на 4 марта 1938 года. Пресса протрубила о новом рекорде, прославившем индустриальную мощь советской страны.
Никита Хрущев, правда, наблюдал за работами уже издалека в феврале 1938 года он стал первым секретарем ЦК Украины. Но это было серьезное повышение и подготовка к мировому достижению, о которой говорили в га зетах, тоже помогла скачку по карьерной лестнице.
РЕКОРД СКОРОСТИ
Всего в Москве переместили почти 70 архитектурных объектов, в том числе здание Моссовета, которое в 1940 году на 14 метров отодвинули от проезжей части. Всем чиновникам также было дано указание оставаться на своих местах. Здание весело меньше, чем Саввинское подворье, но в данном случае устанавливался другой рекорд самая быстрая транспортировка. Дом передвинули всего за 41 минуту. Правда, после этого в стенах и перекрытиях появились многочисленные трещины, здание пришлось реконструировать и встраивать в него 24 металлические колонны.
После войны транспортировка сооружений резко пошла на убыль. Последний "переехавшим" объектом стало здание МХАТ имени Чехова в Камергерском переулке. В 1983 году часть, где находилась сцена, отрезали и отодвинули, чтобы увеличить вместимость зала и служебных помещений.
После этого транспортировка крупных архитектурных строений прекратилась. Началась перестройка, и государство перестало финансировать подобные проекты.
Автор: Светлана Савич
Еженедельник: "Тайны ХХ века" 35 август 2018 год
ПЕРВЫЕ ОПЫТЫ
Передвижение архитектурных объектов известно с давних пор. Первая документально засвидетельствованная транспортировка здания состоялась в 1455 году в Болонье когда под руководством архитектора Аристотеля Фиоравати на 13 метров была перенесена деревянная 24-метровая колокольня при церкви Санта-Мария Маджоре, которая мешала постройке новой ратуши. Колокольню заключили в своеобразную клетку из деревянных брусьев, отдели от фундамента и передвигали с помощью системы канатов и блоков.
В 1812 году в Моршанске русский мастер Дмитрий Петров примерно так же почти на 30 метров передвинул деревянную церковь Николы Чудотворца.
А в 1897 году в Москве был перемещен первый кирпичный дом небольшой двухэтажный особняк размером 13 на 18 метров и весом в 1840 тонн. Он принадлежал подданной Британской короны Джейн ( Евгении) Макгилл, владелице цементного завода на Каланчевской улице. Его передвинули, чтобы расширить пути Николаевской железной дороги. Дом отрезали от фундамента и на специальных катках с помощью лошадей перевезли на расстояние в 100 метров. Здание до сих пор стоит на новом месте, его современный адрес: Каланчевская улица, 32/61.
ЛЮБОВЬ К ДЕНАТУРАТУ
Уже в советское время небольшие каменные строения передвигали в Макеевке ( 1934 год, вес здания 1300 тонн) и в Кривом Роге ( 1935 год, вес здания 1500 тонн).
Но по-настоящему масштабно эти работы выполнялись в Москве начиная с середины 1936 года. План генеральной реконструкции столицы предусматривал расширение центральных улиц. Многие дома следовало снести, а некоторые решили передвинуть подальше от проезжей части.
Для такой цели была создана специальная организация Трест по перестройке и перемещению зданий. Главным инженером организации стал специалист немецкого происхождения Эммануил Гендель.
Для приобретения необходимого опыта работники треста передвинули шесть небольших зданий лабораторию завода грампластинок в Апрелевке и пять строений, мешавших спрямлению русла Москвы-реки в районе Серебряного Бора. Это помогло отработать технологии перемещения. Дома с помощью разрезающего троса отделялись от фундамента и становились на мощные домкраты. Под зданиями пробивались многочисленные коридоры, куда укладывали шпалы с рельсами и специальными катками. В нужный момент домкраты чуть опускали здание, чтобы оно оказалось на катках и с помощью лебедок перемещалось в нужном направлении.
Кстати, во время работ возле русла Москвы-реки произошел курьезный случай, о котором в советских газетах, конечно, ничего не сообщалось. Из соображений экономии гидравлические домкраты под зданиями заполняли денатуратом. На водном строительстве трудились в основном заключенные, в том числе и уголовники. В первую же ночь, несмотря на усиленную охрану, денатурат был слит из всех подъемных механизмов. После этого домкраты стали заполнять дорогостоящим глицерином.
БЕЗ ОТСЕЛЕНИЯ
Первой серьезной работой треста стала передвижка дома 77 по улице Осипенко( названой в честь летчицы, Героя Советского Союза Полины Осипенко, в 1994 году улице вернули прежнее название Садовническая). Крыло пятиэтажного Г-образного здания мешало строительству нового моста. Было решено разделить до на две части: короткую оставить на месте, а длинную ( 44 метра, 8500 тонн) переместить и установить на новый фундамент. Крыло дома переместили на 53 метра по 37 железнодорожным путям причем без выселения жильцов. Электро- и газоснабжение, телефон, радио, водопровод и канализация продолжали работать для этого были задействованы шланги и провода. Газета "Правда"в предваряющей переезд объекта статье от 11 июня 1937 года сообщала, что никто из 600 жильцов во время транспортировки дома не испытывал никаких неудобств. А вот о том, что после установки крыла здания на новое место его очень долго подключали к коммуникациям ( в частности, к газовой сети эту часть дома присоединили только через полтора года), в прессе, конечно, не было сказано ни слова.
С легкой руки журналистов передвижку зданий стали рассматривать как одно из достижений советской власти.
Уже гораздо позже, в 1967 году, в этом доме на улице Осипенко произошла страшная трагедия. Вечером 25 декабря внутри здания раздалось сразу два оглушительных взрыва. Очевидцы говорили, что три верхних этажа отделились, поднялись вверх, зависли в воздухе и только потом рухнули вниз и развалились. Погибли 147 человек. Официальная версия взрыв бытового газа. Почему люди слышали два взрыва и связана ли трагедия с тем, что дом когда-то передвигали, - неизвестно. Но в архивах сохранились документы комиссии, расследовавшей обстоятельства катастрофы. В них указано, что перемещенное крыло было поставлено на сваи лишь частично из-за этого дом оседал неравномерно, и данный фактор мог повлиять на нормальную работу газопровода.
ДОГНАТЬ АМЕРИКУ
В СССР транспортировке зданий придавали важнейшее политическое значение. Большевики хотели доказать огромные индустриальные возможности нового строя.
В 1930 году в американском Идианаполисе переместили восьмиэтажное здание телефонной компании весом в 11 тысяч тонн. Работами руководил инженер Курт Воннегут старший ( отец знаменитого американского писателя). Транспортировка длилась около месяца, на объекте продолжали работать 600 сотрудников, которые входили и выходили по подвижному мосту и продолжали круглосуточное обслуживание 170 тысяч абонентов. Именно здесь были впервые применены гибкие коммуникации.
Переплюнуть Америку стало для большевиков делом чести. Поэтому из передвигающихся домов не отселяли жильцов хотя по технике безопасности это следовало сделать: мало ли что могло случиться с поставленным на рельсы зданием.
Советской стране нужен был впечатляющий мировой рекорд. И такой случай представился в конце 1937 года. При расширении улицы Горького встал вопрос о сносе дома 24, так называемого Саввинского подворья. Когда-то он принадлежал Саввино-Сторожевскому монастырю в качестве доходного конторско-гостиничного здания; среди его дореволюционных арендаторов были кинофирма Александра Ханжонкова и редакция православного журнала "Душеполезное чтение". Жители направили в адрес главы Моссовета Николая Булганина письмо с просьбой сохранить архитектурный шедевр в неорусском стиле. Послание попало к первому секретарю Московского городского комитета ВКП(б) Никите Хрущеву. Тот понял: это шанс показать себя. Ведь передвижение здания весом в 23 тысячи тонн не только рекорд на все времена, но и достойный вклад в продолжение личной карьеры.
ВМЕСТЕ С ЖИЛЬЦАМИ
К тому времени сотрудники треста под руководством Эммануила Генделя уже переместили восемь крупных архитектурных объектов, так что необходимый опыт был наработан. Подготовка к транспортировке здания длилась четыре месяца. Дом срезали с фундамента, под него завели стальные балки. К концу работ здание оказалось на 2100 катках, размещенных на 36 рельсовых путях.
Жильцы, зная, что дом вот-вот будут передвигать, просили назвать точную дату транспортировки, чтобы на это время покинуть здание. Но по указанию сверху строители намеренно указывали ложные сроки. Побить мировой рекорд американцев следовало в таких же условиях.
В итоге дом переместили за одну ночь с 3 на 4 марта 1938 года. Пресса протрубила о новом рекорде, прославившем индустриальную мощь советской страны.
Никита Хрущев, правда, наблюдал за работами уже издалека в феврале 1938 года он стал первым секретарем ЦК Украины. Но это было серьезное повышение и подготовка к мировому достижению, о которой говорили в га зетах, тоже помогла скачку по карьерной лестнице.
РЕКОРД СКОРОСТИ
Всего в Москве переместили почти 70 архитектурных объектов, в том числе здание Моссовета, которое в 1940 году на 14 метров отодвинули от проезжей части. Всем чиновникам также было дано указание оставаться на своих местах. Здание весело меньше, чем Саввинское подворье, но в данном случае устанавливался другой рекорд самая быстрая транспортировка. Дом передвинули всего за 41 минуту. Правда, после этого в стенах и перекрытиях появились многочисленные трещины, здание пришлось реконструировать и встраивать в него 24 металлические колонны.
После войны транспортировка сооружений резко пошла на убыль. Последний "переехавшим" объектом стало здание МХАТ имени Чехова в Камергерском переулке. В 1983 году часть, где находилась сцена, отрезали и отодвинули, чтобы увеличить вместимость зала и служебных помещений.
После этого транспортировка крупных архитектурных строений прекратилась. Началась перестройка, и государство перестало финансировать подобные проекты.
Автор: Светлана Савич
Еженедельник: "Тайны ХХ века" 35 август 2018 год
Тук-тук-тук! Кто в домике живет? Наверное, мышка-норушка, как всегда... Ну там еще зайчик-побегайчик, лисичка-сестричка... А вас тама, похоже, нет!
Почему? Да потому что на Мейби нужно сначала зарегистрироваться, а потом подать заявку на прописку в ДоМиКе.