Интересная Москва
Вавилов дол
➜ главная Домика
Вы не залогинились! Ваш статус в этом ДоМиКе - гость.
В домике онлайн: 0, замечено за сутки: 2
вернуться на 92 стр. списка тем
Анонимка [1]
Вавилов дол
Вавилов дол
Борьбу с религиозными культами советская власть начала почти сразу же после Октябрьского переворота, увидев в них серьезного идеологического соперника, способного, как тогда говорили, отвлечь трудящихся от строительства светлого будущего. Правовой базис под такую борьбу властями был подведен в 1926 году, когда в очередную редакцию Уголовного кодекса РСФСР включили печально известную 58-ю статью ( контрреволюционная деятельность).
ХУТОРСКИЕ ИЗУВЕРЫ
Своего наивысшего накала антирелигиозная истерия в СССР достигла в конце 20-х начале 30-х годов, когда в упомянутой выше статье появился пункт 58-10 ( религиозная контрреволюционная пропаганда). Под ее действие в то время мог попасть практически любой служитель культа. Пример тому так называемое "дело Вавилова дола", которое началось летом 1928 года.
Вавилов ( Авилкин) дол памятник истории и природы всероссийского значения, который находится близ границ Саратовской и Самарской областей и представляет собой глубокий овраг посреди открытой степи. Здесь еще в конце XIX века был основан монастырь с несколькими часовнями, а пещеры на склоне оврага стали монашескими кельями. В течение десятилетий сюда со всего Поволжья потоком шли верующие с надеждой получить благословение от святых людей.
Однако событие, ставшее затем формальным поводом для начала следствия по этому делу, произошло вовсе не здесь, а за сто с лишним верст от монастырской обители на хуторе Горно-Шишканском Большеглушицкого района Самарской области, ныне уже не существующем. Сюда однажды пришел святой старец, называвший себя "отцом Кондратием" ( по документам Кондратий Федорович Молодых, 58 лет), который устроил моление, изгонял бесов из всех желающих, освящал еду и воду, а затем мылся в бане с местными молодыми женщинами.
Когда старец ушел с хутора, психически неуравновешенная 33-летняя крестьянка Прасковья Шубина неожиданно для всех тоже объявила себя святой и сама стала изгонять бесов из односельчан. Но 16 июня 1928 года одно "изгнание" закончилось тем, что Шубина с группой своих приверженцев до смерти забила Макриду Нещадину, 55-летнюю жительницу соседнего села. А перед этим несчастная подверглась изуверским истязаниям: ее раздели догола, положили посреди улицы и наотмашь наносили ей удары медным крестом по голове и прочим чувствительным местам, а Шубина в это время мочилась ей в рот. В общей сложности Нещадину избивали несколько человек, в основном родственники Шубиной, и это продолжалось до тех пор, пока истязаемая не скончалась.
ПОХОЖДЕНИЯ "СВЯТОГО СТАРЦА"
На место происшествия приехал следователь Андреев из Пугачевского округа, на территории которого как раз и находился злосчастный хутор. Следователь выявил религиозных фанатиков и по обвинению в убийстве арестовал пятерых участников "изгнания", в том числе Шубину и ее мужа. А в начале августа следствию удалось найти и допросить упомянутого старца Кондратия, который показал следующее:
"Когда я прихожу в какое-либо село, то верующие собираются молиться. Я в чашку опускаю свой крест со словами "Господи благослови". Я даю эту воду как святую, и присутствующие начинают пить, чтобы изгнать бесов. В это время женщины начинают кричать и дерутся за меня, называют меня спасителем, целуют мне ноги и лапти, тогда я им даю пить воды, и они успокаиваются. Я в эту историю не верю, а также я и не верю ни в каких бесов. Я притворяюсь святым для того, чтобы мне больше дали.
Когда я прихожу в село, то мне женщины предлагают их лечить... В бане они раздевают меня, моют и парят. Когда я был моложе, то в бане с женщинами имел часто половые сношения... Когда я у кого-нибудь ночую, то ложусь с молодыми девочками лет по четырнадцати или по пятнадцати, родители против этого не возражают, думают, что со святым отцом поспать есть дело святое... Их я только щупаю. Иногда ложусь спать с 10-12 летними девочками, и с ними так же делаю, как с 15-16-летними".
По словам отца Кондратия, 12 и 13 июня то же самое происходило и на хуторе Горно-Шишканском, но при этом никакого религиозного возбуждения со стороны Шубиной он тогда не наблюдал. Что же касается убийства Нещадиной, то Молодых категорически отрицал свою причастность к этому преступлению, поскольку оно произошло после ухода старца с хутора. Тем не менее его тоже арестовали по обвинению в бродяжничестве и растлении малолетних. По церковным же меркам поведение Кондратия оценивалось не иначе, как хлыстовство.
СВЯЩЕННИКИ-КОНТРРЕВОЛЮЦИОНЕРЫ
Следствие было почти закончено в начале апреля 1929 года, но затем ситуация резко изменилась. По распоряжению обкома ВКП (б) производство по "делу религиозных фанатиков" принимала на себя Средне-Волжская областная прокуратура, руководству которой поступило прямое указание о необходимости использовать факт убийства в Большеглушицком районе для усиления борьбы с религией. Именно тогда в рамках этого уголовного дела впервые появились показания о связи Кондратия, который действительно посещал Вавилов дол три-четыре раза в год, и здешней монастырской общины. Данный факт старший следователь прокуратуры Чепура счел достаточным для предъявления старцу обвинения в контрреволюционной деятельности.
Правда, сам "старец" к тому моменту уже несколько лет не имел ничего общего с Русской православной церковью, поскольку неоднократно был уличен в хлыстовстве и нечистом отношении к женщинам и малолетним. Поэтому, как сказано в материалах дела, "Кондратий был отлучен от Церкви впредь до покаяния".
Оставалось лишь подобрать "идейных вдохновителей расправы над Нещадиной". Их нашли в мае 1929 года, когда прокуратура предъявила десятерым священникам из общины Вавилова дола обвинение в пособничестве Шубиной и ее родственникам, совершившим убийство. Среди подследственных оказались попечитель церкви Вавилова дола 65-летний Федор Малов, священник церкви ближайшего села Ивановка 52-летний Иван Журавлев, священник церкви Вавилова дола 53- летний Анисим Пряхин и другие служители культа. Поначалу никаких конкретных фактов им предъявить не смогли, однако после того как следствие "поднажало" на обвиняемых и свидетелей, некоторые из них стали давать нужные показания. Вот, что в частности, сообщил на допросе хлебопек монастыря Иван Галкин:
"Когда у нас бывало скопление публики богомольцев, то попечитель церкви Малов тотчас же начинал говорить проповеди такого содержания: сейчас очень тяжелое время. Так как сатана был связан Богом на 1 000 божьи лет, а сейчас развязался, то власть теперешняя, советская и есть власть сатаны. Далее Малов все время говорил, что сейчас настало последнее время и что скоро придет конец света". Примерно то же самое показали монах Иван Дорофеев и другие лица, проходившие по делу.
Довольно быстро в антисоветской деятельности признались почти все обвиняемые. Например, священнослужитель Малов на следствии показал следующее: "В своих проповедях я действительно говорил верующим, что советская власть есть власть сатанинская, что хлебозаготовки разоряют крестьян и что под личиной коммунистов на земле появились слуги антихриста.". Что именно его заставило так жестоко оговорить себя об этом материалы дела умалчивают.
СУД ИСТОРИИ
В конце июня 1929 года это уголовное дело с обвинительным заключением в отношении десяти служителей культа и пятерых лиц, участвовавших в убийстве на хуторе Горно-Шашканском, поступило в Средне-Волжский областной суд. Его слушание проходило с 17 июля по 1 августа под руководством председателя облсуда В. В. Сорокина.
Решением суда шестеро священнослужителей во главе с Маловым были признаны виновными в совершении преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 58-10 УК РСФСР ( религиозная контрреволюционная пропаганда), и приговорены к высшей мере наказания расстрелу. Прочих лиц, причастных к деятельности общины Вавилова дола, суд признал виновными по ч. 2 ст. 17-58-10 УК РСФСР ( совершение обманных действий с целью распространения суеверия), и они получили лишение свободы на срок от 3 до 8 лет. А участники убийства были признаны виновными по ч. 2 ст. 142 УК РСФСР ( нанесение тяжких телесных повреждений), и приговорены к наказанию от 2 до 8 лет лишения свободы. Сразу же после завершения судебного процесса церковь, часовни и монастырь в этой степной обители были снесены специальными подразделениями НКВД. В отношении смертников приговор почти сразу же был приведен в исполнение.
В 1995 году на основании ст. 3 и ст. 5 Закона РСФСР "О реабилитации жертв политических репрессий", принятого 18 октября 1991 года, большинство лиц, осужденных по "Делу Вавилова дола", были полностью реабилитированы. В отношении Шубиной и других убийц, а также Кондратия Молодых в реабилитации было отказано.
Автор: Валерий Ерофеев
Еженедельник: "Тайны ХХ века" 35 август 2018 год
Старца Кондратия, расстрелянного в НКВД, который в перерывах между странствиями подолгу жил в пещерах в Вавиловом долу вместе с другими здешними монахами, верующие ныне считают святым мучеником.
ХУТОРСКИЕ ИЗУВЕРЫ
Своего наивысшего накала антирелигиозная истерия в СССР достигла в конце 20-х начале 30-х годов, когда в упомянутой выше статье появился пункт 58-10 ( религиозная контрреволюционная пропаганда). Под ее действие в то время мог попасть практически любой служитель культа. Пример тому так называемое "дело Вавилова дола", которое началось летом 1928 года.
Вавилов ( Авилкин) дол памятник истории и природы всероссийского значения, который находится близ границ Саратовской и Самарской областей и представляет собой глубокий овраг посреди открытой степи. Здесь еще в конце XIX века был основан монастырь с несколькими часовнями, а пещеры на склоне оврага стали монашескими кельями. В течение десятилетий сюда со всего Поволжья потоком шли верующие с надеждой получить благословение от святых людей.
Однако событие, ставшее затем формальным поводом для начала следствия по этому делу, произошло вовсе не здесь, а за сто с лишним верст от монастырской обители на хуторе Горно-Шишканском Большеглушицкого района Самарской области, ныне уже не существующем. Сюда однажды пришел святой старец, называвший себя "отцом Кондратием" ( по документам Кондратий Федорович Молодых, 58 лет), который устроил моление, изгонял бесов из всех желающих, освящал еду и воду, а затем мылся в бане с местными молодыми женщинами.
Когда старец ушел с хутора, психически неуравновешенная 33-летняя крестьянка Прасковья Шубина неожиданно для всех тоже объявила себя святой и сама стала изгонять бесов из односельчан. Но 16 июня 1928 года одно "изгнание" закончилось тем, что Шубина с группой своих приверженцев до смерти забила Макриду Нещадину, 55-летнюю жительницу соседнего села. А перед этим несчастная подверглась изуверским истязаниям: ее раздели догола, положили посреди улицы и наотмашь наносили ей удары медным крестом по голове и прочим чувствительным местам, а Шубина в это время мочилась ей в рот. В общей сложности Нещадину избивали несколько человек, в основном родственники Шубиной, и это продолжалось до тех пор, пока истязаемая не скончалась.
ПОХОЖДЕНИЯ "СВЯТОГО СТАРЦА"
На место происшествия приехал следователь Андреев из Пугачевского округа, на территории которого как раз и находился злосчастный хутор. Следователь выявил религиозных фанатиков и по обвинению в убийстве арестовал пятерых участников "изгнания", в том числе Шубину и ее мужа. А в начале августа следствию удалось найти и допросить упомянутого старца Кондратия, который показал следующее:
"Когда я прихожу в какое-либо село, то верующие собираются молиться. Я в чашку опускаю свой крест со словами "Господи благослови". Я даю эту воду как святую, и присутствующие начинают пить, чтобы изгнать бесов. В это время женщины начинают кричать и дерутся за меня, называют меня спасителем, целуют мне ноги и лапти, тогда я им даю пить воды, и они успокаиваются. Я в эту историю не верю, а также я и не верю ни в каких бесов. Я притворяюсь святым для того, чтобы мне больше дали.
Когда я прихожу в село, то мне женщины предлагают их лечить... В бане они раздевают меня, моют и парят. Когда я был моложе, то в бане с женщинами имел часто половые сношения... Когда я у кого-нибудь ночую, то ложусь с молодыми девочками лет по четырнадцати или по пятнадцати, родители против этого не возражают, думают, что со святым отцом поспать есть дело святое... Их я только щупаю. Иногда ложусь спать с 10-12 летними девочками, и с ними так же делаю, как с 15-16-летними".
По словам отца Кондратия, 12 и 13 июня то же самое происходило и на хуторе Горно-Шишканском, но при этом никакого религиозного возбуждения со стороны Шубиной он тогда не наблюдал. Что же касается убийства Нещадиной, то Молодых категорически отрицал свою причастность к этому преступлению, поскольку оно произошло после ухода старца с хутора. Тем не менее его тоже арестовали по обвинению в бродяжничестве и растлении малолетних. По церковным же меркам поведение Кондратия оценивалось не иначе, как хлыстовство.
СВЯЩЕННИКИ-КОНТРРЕВОЛЮЦИОНЕРЫ
Следствие было почти закончено в начале апреля 1929 года, но затем ситуация резко изменилась. По распоряжению обкома ВКП (б) производство по "делу религиозных фанатиков" принимала на себя Средне-Волжская областная прокуратура, руководству которой поступило прямое указание о необходимости использовать факт убийства в Большеглушицком районе для усиления борьбы с религией. Именно тогда в рамках этого уголовного дела впервые появились показания о связи Кондратия, который действительно посещал Вавилов дол три-четыре раза в год, и здешней монастырской общины. Данный факт старший следователь прокуратуры Чепура счел достаточным для предъявления старцу обвинения в контрреволюционной деятельности.
Правда, сам "старец" к тому моменту уже несколько лет не имел ничего общего с Русской православной церковью, поскольку неоднократно был уличен в хлыстовстве и нечистом отношении к женщинам и малолетним. Поэтому, как сказано в материалах дела, "Кондратий был отлучен от Церкви впредь до покаяния".
Оставалось лишь подобрать "идейных вдохновителей расправы над Нещадиной". Их нашли в мае 1929 года, когда прокуратура предъявила десятерым священникам из общины Вавилова дола обвинение в пособничестве Шубиной и ее родственникам, совершившим убийство. Среди подследственных оказались попечитель церкви Вавилова дола 65-летний Федор Малов, священник церкви ближайшего села Ивановка 52-летний Иван Журавлев, священник церкви Вавилова дола 53- летний Анисим Пряхин и другие служители культа. Поначалу никаких конкретных фактов им предъявить не смогли, однако после того как следствие "поднажало" на обвиняемых и свидетелей, некоторые из них стали давать нужные показания. Вот, что в частности, сообщил на допросе хлебопек монастыря Иван Галкин:
"Когда у нас бывало скопление публики богомольцев, то попечитель церкви Малов тотчас же начинал говорить проповеди такого содержания: сейчас очень тяжелое время. Так как сатана был связан Богом на 1 000 божьи лет, а сейчас развязался, то власть теперешняя, советская и есть власть сатаны. Далее Малов все время говорил, что сейчас настало последнее время и что скоро придет конец света". Примерно то же самое показали монах Иван Дорофеев и другие лица, проходившие по делу.
Довольно быстро в антисоветской деятельности признались почти все обвиняемые. Например, священнослужитель Малов на следствии показал следующее: "В своих проповедях я действительно говорил верующим, что советская власть есть власть сатанинская, что хлебозаготовки разоряют крестьян и что под личиной коммунистов на земле появились слуги антихриста.". Что именно его заставило так жестоко оговорить себя об этом материалы дела умалчивают.
СУД ИСТОРИИ
В конце июня 1929 года это уголовное дело с обвинительным заключением в отношении десяти служителей культа и пятерых лиц, участвовавших в убийстве на хуторе Горно-Шашканском, поступило в Средне-Волжский областной суд. Его слушание проходило с 17 июля по 1 августа под руководством председателя облсуда В. В. Сорокина.
Решением суда шестеро священнослужителей во главе с Маловым были признаны виновными в совершении преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 58-10 УК РСФСР ( религиозная контрреволюционная пропаганда), и приговорены к высшей мере наказания расстрелу. Прочих лиц, причастных к деятельности общины Вавилова дола, суд признал виновными по ч. 2 ст. 17-58-10 УК РСФСР ( совершение обманных действий с целью распространения суеверия), и они получили лишение свободы на срок от 3 до 8 лет. А участники убийства были признаны виновными по ч. 2 ст. 142 УК РСФСР ( нанесение тяжких телесных повреждений), и приговорены к наказанию от 2 до 8 лет лишения свободы. Сразу же после завершения судебного процесса церковь, часовни и монастырь в этой степной обители были снесены специальными подразделениями НКВД. В отношении смертников приговор почти сразу же был приведен в исполнение.
В 1995 году на основании ст. 3 и ст. 5 Закона РСФСР "О реабилитации жертв политических репрессий", принятого 18 октября 1991 года, большинство лиц, осужденных по "Делу Вавилова дола", были полностью реабилитированы. В отношении Шубиной и других убийц, а также Кондратия Молодых в реабилитации было отказано.
Автор: Валерий Ерофеев
Еженедельник: "Тайны ХХ века" 35 август 2018 год
Старца Кондратия, расстрелянного в НКВД, который в перерывах между странствиями подолгу жил в пещерах в Вавиловом долу вместе с другими здешними монахами, верующие ныне считают святым мучеником.
Тук-тук-тук! Кто в домике живет? Наверное, мышка-норушка, как всегда... Ну там еще зайчик-побегайчик, лисичка-сестричка... А вас тама, похоже, нет!
Почему? Да потому что на Мейби нужно сначала зарегистрироваться, а потом подать заявку на прописку в ДоМиКе.