Интересная Москва
Лев Толстой ( 1828 1910)

СтатьиФорумФотоальбумБиблиотекаЖильцы

➜ главная Домика
Вы не залогинились! Ваш статус в этом ДоМиКе - гость.
В домике онлайн: 1, замечено за сутки: 11

вернуться на 92 стр. списка тем

Анонимка [1]  
Лев Толстой ( 1828 1910)
Анонимка
"Не два, не три раза, а десятки, сотни раз приходил я в эти положения то радости и оживления, то опять отчаяния и сознания невозможности жизни"

Имя Льва Николаевича Толстого известно всему миру. Один из великих русских писателей, он относился к писательству как к 2побочному продукту" своей деятельности. Главным для него было неустанная работа мысли и души, стремление к самосовершенствованию и преображению окружающей действительности. Глубокий мыслитель, Толстой очень верно чувствовал и определял болевые точки современной ему цивилизации. В поиске ответов на те вопросы, что ставили ему история и современность, он обращался к идеям философов эпохи Просвещения, то к трактатам философов древности, то к учению Христа, то к мудрости простого народа. Когда же он обрел свою истину, он не смог оставаться просто ее "обладателем". Выстраданное им миропонимание Толстой желал распространить как можно шире, не считаясь ни с непониманием близких, ни с теми препятствиями, что ставило ему государство.
В наши дни литературное наследие Толстого ставится гораздо выше, чем его идеи, однако нельзя не признать того, что в свое время толстовство играло значительную роль в жизни общества.
Так какой же была жизнь знаменитого автора "Войны и мира" и "Крейцеровой сонаты"?
Анонимка [1]  
Хронология
Анонимка
1828 - Толстой родился в Ясной Поляне
1830 - Смерть матери, Марии Николаевны Толстой ( урожденной Волконской)
1837 - Скоропостижно умирает отец Толстого
1844 Толстой поступает в Казанский университет
1847 Под влиянием идей Руссо Толстой бросает учебы и возвращается в Ясную Поляну, чтобы стать помещиком.
1851 Толстой едет на Кавказ к брату Николаю
1852 Журнал "Современник" публикует первую повесть Толстого "Детство"
1853 Начало Крымской войны
1854 Толстой участвует в обороне Севастополя
1857 Первое заграничное путешествие Льва Толстого
1859 В Ясной Поляне открывается школа для крестьянских детей
1861 Отмена крепостного права в России
1862 Женитьба Л. Н. Толстого на С. А. Берс
1863 Толстой приступает к работе над романом "Война и мир"
1869 "Смертный ужас", испытанный Толстым в арзамасской гостинице и положивший начало его духовному кризису
1872 Толстой издает "Азбуку"
1873 - Начало работы над романом "Анна Каренина"
1881 Смерть Ф. М. Достоевского. Переезд семьи Толстых из Ясной Поляны в Москву
1883 Толстой знакомится с В. Г. Чертковым
1884 Основание издательства "Посредник". Первая попытка Толстого уйти из Ясной Поляны
1887 Толстой начинает работу над "Крейцеровой сонатой"
1891 Толстой пишет письмо в редакции "Русских ведомостей" и "Нового времени" с отказом от авторских прав на сочинения, написанные после 1881 года
1899 В журнале "Нива" печатается роман Толстого "Воскресение"
1901 Определение Святейшего Синода об отлучении Толстого от Церкви
1905 Первая русская революция
1910 Толстой уходит из Ясной Поляны и умирает 7 ноября на станции Астапово
Анонимка [1]  
Народная литература
Анонимка
Толстой посвятил много сил развитию народного образования в России. Он был равно против консервативной "петербургской педагогики" и интеллигентского "хождения в народ". Он не считал нужным "развивать" крестьянских детей, вкладывать в их головы отвлеченные понятия, отрывая их тем самым от родной среды."Маленьких мужичков", полагал Толстой, следует образовывать сообразно с тем укладом, которым на протяжении нескольких веков жила русская деревня.
Наиболее значительным плодом "педагогических усилий" графа стали "Азбука", "Новая азбука" и несколько "Русских книг для чтения". Многие из рассказов, вошедших в эти сборники, составляют ныне классику детской литературы.
Всем знакомы, например, такие вещи, как "Лев и собачка", "кавказский пленник", "Филиппок". А многие русские сказки нынешние дети читают именно в переложении Толстого.
Ценность "народной детской литературы", созданный писателем, признавали уже его современники. Так, известный педагог С. А. Рачинский писал Толстому о его "Азбуках" и "Книгах для чтения" : "Нет в мире литературы, которая могла бы похвалиться чем-либо подобным"
Анонимка [1]  
Восстание декабристов
Анонимка
В эпилоге "Войны и мира" одно из самых значительных мест занимает разговор Пьера Безухова и Николая Ростова, в котором речь ведется о некоем "тайном обществе", о "независимости и деятельности" (примечательно, что, судя по датам, указанным Толстым в эпилоге, Безухов ездил в Петербург как раз в то время, когда там произошла так называемая "Семеновская история"). Взгляды Безухова и Ростова, как мы помним, значительно разняться, и, в сущности, можно предположить, что спустя пять лет герои окажутся по разным сторонам баррикад. Особый трагический отсвет ложится на образ юного Николеньки Болконского, восторженного внимающего Пьеру. Страшный сон, который видит он после, до некоторой степени является вещим.
Восстание декабристов, последующие казни и ссылки оказали серьезное влияние на жизнь русского общества, оставили неизгладимые следы в домашних "летописях" многих дворянских семейств. Хотя никто из близких родственников Льва Толстого не участвовал в заговоре, отец его дружил с декабристами Исленьевым и Колошиным. И, возможно, какие-то сведения о 25 декабря 1825 года писатель почерпнул еще в детстве из его рассказов или намеков.
Анонимка [1]  
Гордый ум
Анонимка
Казалось бы жизнь и творчество Льва Толстого изучены в мельчайших подробностях. Но как можно "до конца" понять великого писателя, если и сам он до самой смерти так и не смог дать себе окончательных ответов на мучавшие его вопросы?

ДЕТСКИЕ ГОДЫ

Лев Николаевич Толстой родился 26 августа ( 9 сентября по новому стилю) 1828 года в усадьбе Ясная Поляна Тульской губернии.
Фамилия Толстых была одной из самых знатных в России, а по матери будущий писатель принадлежал к не менее знатному роду князей Волконских.
Отец Л. Н. Толстого Николай Ильич Толстой представлял собою довольно распространенный тип русского аристократа с его бонвиванством, любовью к роскоши, псовой охоте и вольнодумством в разумных пределах. Матери своей, Марии Николаевны, Толстой не помнил: она умерла родами пятого ребенка, когда ему не было еще и двух лет. Но ее нежный образ постоянно освещал его детство о Марии Николаевне часто вспоминали домашние и слуги.
Ранние годы будущего писателя прошли в родовом имении и были вполне безмятежными. В отчасти автобиографической повести "Детство" Толстой писал: "Счастливая, счастливая, невозвратимая пора детства! Как не любить, не лелеять воспоминаний о ней? Воспоминания эти освежают, возвышают мою душу и служат для меня источником лучших наслаждений... Какое время может быть лучше того, когда две лучшие добродетели невинная веселость и беспредельная потребность любви были единственными побуждениями жизни".
Беззаботная жизнь в деревне с играми, прогулками, охотами и неутомительными занятиями с гувернером кончилась в 1837 году.
Семья переехала в Москву: пора было озаботиться серьезным образованием детей. Левинька довольно быстро освоился в новой для него обстановке, и первые полгода в первопрестольной пролетели незаметно. Но в июле 1837 года неожиданно скончался отец. Дети остались на попечении графини Остен-Сакен, родственницы Николая Ильича Толстого. "Близким" же их воспитанием занималась Татьяна Александровна Ергольская ( 1792 1874), также родственница осиротевшим детям по отцу. Собственно, заботы о маленьких Толстых легли на ее плечи еще в 1830 году, когда умерла их мать. Лев Николаевич впоследствии вспоминал о Татьяне Александровне с глубокой признательностью: "Тетинька Татьяна Александровна имела самое большое влияние на мою жизнь. Влияние это было, во-первых, в том, что еще в детстве она научила меня духовному наслаждению любви... Никогда она не учила тому, как надо жить, словами, никогда не читала нравоучений, вся нравственная работа была переработана в ней внутри, а наружу выходили только ее дела и не дела дел не было, а вся ее жизнь, спокойная, короткая, покорная и любящая не тревожной, любующейся на себя. А тихой, незаметной любовью".


БЕЗУМСТВА ЮНОСТИ

В 1841 году в Оптиной пустыни умерла опекунша юных Толстых графиня Остен Сакен. Дети поступили под опеку другой своей родственницы, Пелагеи Ильиничны Юшковой. Судя по некоторым отзывам, Пелагея Ильинична "была недалекой светской дамой", однако заботясь о подопечных, она проявила недюжинное рвение в частности, забрала их из-под крыла Татьяны Александровны Ергольской и увезла в Казань, где служил ее муж. В Москве остался лишь старший брат Льва Толстого Николай, студент Московского университета.
В 1844 году Толстой поступил на философский факультет Казанского университета. Учился он без особенной охоты, пропускал лекции и в итоге не был допущен к переводным экзаменам. В 1845 году молодой повеса перевелся на юридический факультет университета, но и здесь не отличался прилежанием. В особенности ему претили занятия историей. Однажды он заметил одному из знакомых: "История это не что иное, как собрание басен и бесполезных мелочей, пересыпанных массой ненужной цифр и собственных имен..."
Зато светская жизнь пустой ему не казалась, и он предавался ей безудержно, считая всех, кто не аристократ, не " comme il faut", достойными презрения.
"Я не уважал бы ни знаменитого артиста, ни ученого, ни благодетеля рода человеческого, если бы он не был comme il faut... Мне кажется даже, что еже ли бы у нас был брат, мать или отец, которые бы не были comme il faut, я бы сказал, что это несчастие, но что уж между мной и ими не может быть ничего общего," - признается Николай Иртеньев в "Юности", и эти слова можно считать признанием самого Толстого.
12 апреля 1847 года Толстой подал прошение об исключении из университета. Из Казани он уехал в Ясную Поляну. Им владела мысль реформировать хозяйство, обустроить быт своих крепостных. Кроме того, в деревне он рассчитывал пройти "весь курс юридических наук", чтобы сдать экзамены экстерном, а также изучить "практическую медицину", географическую статистику и языки, написать диссертацию и "достигнуть высшей степени совершенства в музыке и живописи".
Разумеется очень скоро Толстой разочаровался в этих идеях. Свой юношеский опыт хозяйствования он изложил спустя десятилетие в повести "Утро помещика": "И ему почему-то вспомнилось, что соседи, как он слышал от няни, называли его недорослем; что денег у него в конторе ничего уже не оставалось; что выдуманная им новая молотильная машина, к общему смеху мужиков, только свистела, а ничего не молотила, когда ее в первый раз, при многочисленной публике, пустили в ход в молотильном сарае; что со дня на день надо было ожидать приезда земского суда для описи имения, которое он просрочил, увлекшись различными новыми хозяйственными предприятиями. И вдруг так же живо, как прежде представилась ему деревенская прогулка по лесу и мечта о помещичьей жизни, так же живо представилась ему его московская студенческая комнатка... Как совсем иначе представлялась будущность молодому студенту!"
Уже осенью 1847 года Толстой уехал из деревни "в столицы" ( сначала в Москву, а затем в Петербург). В этот период он вел неопределенную жизнь: то готовился к кандидатским экзаменам, то впадал в религиозный экстаз, то хотел стать юнкером, то думал начать чиновничью карьеру, по большей же части кутил и играл в карты. В семье его считали "самым пустячным малым", а карточные долги Толстой смог отдать лишь через много лет.


НА ВОЕННОЙ СЛУЖБЕ

В 1851 году старший брат Николай уговорил Льва Николаевича толстого ехать на Кавказ, где шла тогда русско-чеченская война. Поначалу Кавказ не оказал на него того "живительного воздействия", на которое он рассчитывал. 11 июня 1851 года Толстой записал в дневнике:" Уже дней пять я живу здесь и одержим уже давно забытой мною ленью. Дневник вовсе бросил. Природа, на которую я больше всего надеялся, имея намерение ехать на Кавказ, не представляет до сих пор ничего завлекательного. Лихость, которая, я думал, развернется во мне здесь, тоже не оказывается". Тем не менее, в январе 1852 года писатель поступил в артиллеристы и участвовал во многих сражениях. В свободное время он работал над повестью "Детство".
На Кавказе Толстой продолжил составлять для себя "правила" и "планы" ( этим он начал заниматься еще в Петербурге): " Будь прям, хотя и резок, но откровенен со всеми, но не детским откровенен без необходимости. Воздерживайся от вина и женщин...". Впрочем, исполнять свои правила Толстому было труднее, чем составлять их. Временами его охватывали сомнения в собственных силах, временами он верил в свое высокое призванье, а временами просто отдавался своим излюбленным увлечениям, из которых одно из первых мест занимала охота. Очень показательна дневниковая запись от 28 августа 1852 года: " Мне 24 года, а я еще ничего не сделал. Я чувствую, что недаром вот уже восемь лет, что я боюсь с сомнением и страстями. Но на что я назначен? Это откроет будущность. Убил трех бекасов.".
2 июля 1852 года Толстой записал в дневнике: "Завтра кончу "Детство" и решу его судьбу". Окончив повесть, писатель-артиллерист послал ее в журнал "Современник", возглавлявшийся в то время Некрасовым. "Детство" вышло в девятом номере журнала за 1852 год под названием "История моего детства" ( его предложил Некрасов). Имя автора читателю не раскрывалось: в журнале стояли лишь инициалы "Л. Н.".
Повесть имела большой успех и заставила говорить читающую публику о появлении в русской литературе нового многообещающего таланта. Впечатление, произведенное на читателей и критиков "Детством", еще более усилилось к 1855 году, когда Толстой окончил и опубликовал "Отрочество" и очерки "Севастополь в декабре" и "Севастополь в мае". В столицах "графа Толстого" чествовали как надежду российской словесности. Критик и мемуарист П. В. Анненков вспоминал, что в это время Толстого "превозносили в один голос", и особенно отмечал первый его "рассказ "Детство и отрочество", поразивший всех поэтическим реализмом своим и картиной провинциальной семьи, гордо живущей со своими недостатками и ограниченностью как явление вполне самостоятельное".
В 1854 году Лев Толстой получил назначение в Дунайскую армию, в Бухарест. Штабная жизнь показалась ему скучной ( "Три месяца праздности и жизни, которой я не могу быть доволен"). Вскоре Толстой подал рапорт о переводе его в Крымскую армию, и 7 ноября был уже в осажденном Севастополе, где пробыл до конца осады. В мае 1855 года его назначили командиром горного дивизиона, спустя три месяца принявшего участие в битве при Черной речке.
Сослуживцы вспоминали о Толстом как о добром товарище и храбром офицере. Однако его душевные движения и порывы были не всегда понятны им. Вот что рассказывал один из тех, кто знал писателя во время осады Севастополя: "Толстой своими рассказами и наскоро набросанными куплетами одушевлял всех и каждого в трудные минуты боевой жизни. Он был в полном смысле душой нашего общества. Толстой с нами и мы не видим, как летит время, и нет конца общему веселью; нет графа, укатил в Симферополь, - и все носы повесили. Пропадает день, другой, третий. Наконец возвращается, ну точь-в-точь блудный сын, - мрачный, исхудалый, недовольный собою. Отведет меня в сторону подальше и начнет покаяние. Все расскажет: как кутил, играл, где проводил дни и ночи, и при этом, верите ли, казнится и мучится, как настоящий преступник. Даже жалко смотреть на него, - так убивается. Вот это какой человек! Одним словом, странный и не совсем для меня понятный, а с другой стороны, это был редкий товарищ, честнейшая душа, и забыть его решительно невозможно".
27 августа ( 9 сентября по новому стилю) 1855 года Севастополь был оставлен русскими войсками. В ноябре Толстой вернулся в Петербург.


АПОЛОГЕТ СЕМЕЙСТВЕННОСТИ

Петербургская жизнь, в каковую Толстой окунулся, вернувшись из действующей армии, не могла дать ему того, что было нужно для развития его душевных сил. Из Петербурга он отправился в Ясную Поляну, где, впрочем, тоже пробыл недолго. В начале 1857 года писатель поехал за границу. Побывал в Италии, Франции, Германии, Швейцарии, осенью он вернулся в Москву.
Заграничное путешествие оставило в Толстом двойственное впечатление. С одной стороны, он радовался новизне, о чем свидетельствуют слова В. П. Боткина: " Письмо Толстого ко мне занимает всего только одну страничку, но исполнено свежести и бодрости. Германия очень заинтересовала его, и он хочет потом поближе узнать ее. Через месяц он едет в Рим". С другой стороны, тяжелый след оставил в душе Толстого виденная им в Париже смертная казнь ("обличившая" ему "всю шаткость суеверий прогресса"). В это же время умер его любимый старший брат Николай, страдавший чахоткой. "Ничто в жизни не делало на меня такого впечатления. Правду он говаривал, что хуже смерти ничего нет. А как хорошенько подумать, что она все-таки конец всего, то и хуже жизни ничего нет... Для чего хлопотать, стараться, коли от того, что был Николай Николаевич Толстой, ничего не осталось!.." - говорил впоследствии Лев Николаевич.
В 1859 году, после возвращения из-за границы, Толстой открыл в Ясной Поляне школу для крестьянских детей, а также помог организовать двадцать подобных школ в ближайшей округе. Занятие это настолько увлекло его, что в 1860 году он предпринял еще одно путешествие за границу, чтобы ознакомится с европейскими педагогическими система. По приезде в Россию писатель изложил свои взгляды в статьях, утверждениях, что основой учебного процесса должна быть "свобода учащегося", и предлагая отказаться от практики "педагогического насилия". В 1862 году Толстой издал педагогический журнал "Ясная Поляна", приложением к которому выходили книжки для детского и народного чтения, ставшие впоследствии образцом подобного рода литературы. В том же году, в отсутствие Толстого в Ясной Поляне, полиция произвела обыск ( искали подпольную типографию).
Школа после обыска была закрыта.
В сентябре 1862 года Лев Николаевич женился на юной Софье Андреевне Берс, дочери московского врача. Вскоре после свадьбы молодые уехали в Ясную Поляну. 25 сентября Толстой записывает в дневнике: "Неимоверное счастье". И дальше: "Не может быть, чтобы это все кончилось только жизнью".
Казалось, день ото дня счастье супругов лишь упрочивалось. К январю 1863 года оно вошло в обыкновенную колею, утратив остроту первых месяцев семейной жизни. И примерно в это время Толстой задумывается о писательской работе: "Счастье семейное поглощает меня всего, а ничего не делать нельзя". Несколько позже: "Правду мне сказал, кто-то, что я дурно делаю, пропуская время писать. Давно я не помню в себе такого сильного желания и спокойного самоуверенного желания писать". Осенью 1863 года Толстого захватил замысел нового романа, условно называвшегося пока "Тысяча восемьсот пятый год". Через некоторое время этот замысел трансформировался в эпопею "Война и мир". Первая редакция "Войны и мира" выходила по частям в 1865-69 годах. Читатели и критики высоко оценили мастерство Толстого-психолога, Толстого художника, но Толстой философ и историк оказался многим непонятен.
В конце 1860-х начале 1970-х годов Толстой пережил мучительный духовный кризис. В 1869 году он поехал смотреть имение в Пензенской губернии, которое хотел купить, а по дороге остановился на ночлег в арзамасской гостинице. Той ночью ему явственно представилось, что он сейчас умрет. О своем "арзамасской ужасе" он писал: " Я устал страшно, хотелось спать и ничего не болело. Но вдруг на меня нашла тоска, страх, ужас такие, каких я никогда не испытывал". "Арзамасский ужас", нашедший отражение в неоконченных "Записках сумасшедшего", определил направление дальнейших духовных поисков писателя. Ощущение пустоты и бессмысленности жизни преследовало его на протяжении нескольких лет, не раз подталкивая к мыслям о самоубийстве.
По-своему преодолел кризис писатель лишь на рубеже 1870-80-х годов. Об этом преодолении он рассказал в "Исповеди", опубликованной в 1884 году.


ОТ ИСКУССТВА К ПРОПОВЕДИ

Как вероятно, помнит читатель, слова "мне отмщение, и Аз воздам" из Второзакония Толстой поставил эпиграфом к "Анне Карениной". Над этим романом он работал в 1873-77 годах, живя в Ясной Поляне и продолжая учить крестьянских детей. Работа шла трудно. В 1874 году неожиданно умерли двухлетний сын Толстого и его любимая тетушка Татьяна Александровна. В свое время заменившая ему мать. В феврале 1875 года умер еще один сын Толстых Николенька, а в ноябре новорожденная дочь Варя. В письмах этого периода ясно прослеживается смятенное состояние Толстого. Ниже приведены отрывки из его писем к А. А. Фету.
24 марта 1874 года: "Вы хвалите Каренину. Мне очень приятно, да и, как я слышу ее хвалят, но, наверно, никогда не было писателя, столь равнодушного к своему успеху, как я. С одной стороны, школьного дела, с другой страшное дело - сюжет нового писания, овладевший мною именно в самое тяжелое врем болезни ребенка, и самая эта болезнь, и смерть!".
1 марта 1876 года: "У нас все не совсем хорошо. Жена не оправляется с последней болезни, и нет у нас в доме благополучия и во мне душевного спокойствия, которое мне особенно нужно теперь для работы. Конец зимы и начало весны всегда мое самое рабочее время, да и надо кончить надоевший мне роман".
"Анна Каренина" вызвала широкий отклик среди читающей публики. Выводы, сделанные писателем в этом романе, многим казались небесспорными, но тем более заинтересованно следили читатели за развитием образов и сюжетных линий в романе.
В 1879 -82 годах Толстой написал "Исповедь", где со свойственной ему категоричностью и убийственной логикой описал историю своего обретения смысла жизни. Произведение это начинается так: " Я был крещен и воспитан в православной христианской вере. Меня учили ей и с детства и во все время моего отрочества и юности. Но когда я 18-ти лет вышел со второго курса университета, я не верил уже ни во что из того, чему меня учили.". Далее автор описывает свою "духовную биографию" как смену этапов, приведшую его к простому и страшному вопросы: "Зачем?". Зачем все, если единственная неопровержимая реальность это смерть? "Я как будто жил-жил, шел-шел и пришел к пропасти и ясно увидал, что впереди ничего нет, кроме погибели".
В итоге Толстой сформулировал собственное понимание христианства как религии рациональной, религии "Царства Божия на земле". Отрицая то непознаваемое, что содержится в догмах веры, упрекая церковь за "оправдание насилия", писатель пересмотрел всю свою жизнь и жизнь своего сословия и сделал вывод, что она "не есть жизнь, а только подобие жизни". Но толстому мало было понять он хотел совершенно "переработать" свое существование соответственно тому новому знанию, что открывалось ему. Сделать это ему не удавалось, и его дневники этого времени полны язвительных и горьких контрастов: "У бабы грудница есть, три девчонки есть, а хлеба нет. В 4-м часу еще не ели... У нас обед огромный с шампанским..."
В 1882 году Толстой купил дом в Москве в Долго-Хамовническом переулке. Эта покупка сделана была им не для себя: подросшим детям нужно было давать образование. Сын Толстого составил в это время гораздо более "радикальный" план жизни: "Жить в Ясной... Прислуги держать только столько, сколько нужно, чтобы помочь нам переделать и научить нас и то на время, приучаясь обходиться без них. Жить всем вместе, мужчинам в одной, женщинам и девочкам в другой комнате... По воскресеньям обеды для нищих и бедных и чтение и беседы... все лишнее: фортепьяно, мебель, экипажи продать, раздать". "Фортепьяно и мебель", однако, присутствовали в хамовническом доме Толстых, причем большую часть мебели писатель покупал сам. Кроме того, имелся здесь и довольно обширный сад ( собственно, хамовническая "резиденция" Толстых представляла собой не столько городской особняк, сколько "полудеревенскую" усадьбу, какие еще сохранились в тогдашней Москве).

ТОЛСТОВСТВО

"Исповедь" Толстого была воспринята в русском обществе неоднозначно. Наиболее радикально настроенная его часть( то была, прежде всего, студенческая молодежь) встретила ее почти восторженно. Подогревало интерес к "Исповеди" и то, что цензура запретила ее издание. Планировалось, что она выйдет в пятом номере журнала "Русская мысль" за 1882 год с заголовком "Вступление к ненапечатанному сочинению", но сочинение вырезали почти из всего тиража. Читающая общественность знакомилась с ним в копиях с корректурных оттисков.
В 1884 -86 и 1887-89 годах соответственно из-под пера Толстого вышли "Смерть Ивана Ильича" и "Крейцерова соната". Эти вещи показали скептикам, что и "новый Толстой" не умер как писатель и свои "странные идеи" облекает в прекрасную художественную форму.
В это t время Л. Н. Толстой работал над пьесой "Власть тьмы, или Коготок увяз всей птичке пропасть". Она была издана в 1887 год и явилась первым драматургическим опытом писателя ( хотя подобные замыслы возникали у него еще в 1850-е годы). В основу этой пьесы Толстой положил уголовное дело крестьянина Тульской губернии Ефрема Колоскова. Как и следовала ожидать, театральная цензура не пропустила "Власть тьмы". Тогда поклонники таланта Толстого решились на чрезвычайные меры: в начале 1887 года Стахович читал ее у министра императорского двора в присутствии Александра III. Царю драма понравилась он даже выразил желание присутствовать на генеральной репетиции. "Власть тьмы" была принята к постановке в Александровском театре. Приближалась премьера. И здесь в дело вмешался обер-прокурор Синода К. П. Победоносцев. Он написал Александру III : "Я только что прочел новую драму Л. Толстого и не могу прийти в себя от ужаса... Какое отсутствие, больше того, отрицание идеала, какое унижение нравственного чувства, какое оскорбление вкуса... День, в который драма Толстого будет поставлена на императорских театрах будет днем решительного падения нашей сцены". Доверившись авторитету Победоносцева, царь запретил пьесу.
О толстовстве как о заметном явлении в русской общественно религиозной жизни заговорили в 1890-е годы, однако появилось оно десятилетием раньше. Основы этого учения Толстой изложил в "Исповеди", "В чем моя вера?", "Крейцеровой сонате". Одним из его первых " идейных последователей" стал В. Г. Чертков. Чертков происходил из знатной и богатой семьи, служил в Конногвардейском полку, но 1881 году, пережив духовный кризис, вышел в отставку. В 1883 году бывший офицер познакомился с Толстым и, восторженно восприняв его учение, сделался пропагандистом толстовства. В 1884 году при деятельном участии Толстого Чертков организовал издательство "Посредник". Основной целью издательства был выпуск качественной и дешевой литературы для простого народа ( взамен лубков, которыми торговали на ярмарках офени). "Посредник" издавал во множестве произведения самого Толстого, а также вещи Гаршина, Короленко, горького и других русских и иностранных писателей.
Движение толстовцев, между тем, ширилось и росло. Толстовцы организовывали колони, так называемые "культурные скиты", где старались жить в соответствии с заповедями автора "Крейцеровой сонаты". Они не пили вина, не курили табака, не ели мяса и добывали хлеб трудами рук своих. Проводя в жизнь идею "непротивления злу насилием", они отказывались служить в армии, что, конечно, не встречало понимания у властей. В 1897 году толстовство объявили "вредной сектой", а Черткова выслали за пределы страны.
"Идейных братьев" толстовцы нашли в лице представителей некоторых сект, распространенных тогда на территории России. В частности, близок толстовцам оказался уклад духоборов. Эта секта крайнего протестантского толка зародилась в западных российских губерниях в XVIII столетии. Духоборы считали себя избранным народом, призванным жить в духе божьей правды. Преследования духоборов со стороны правительства носили спорадический характер временами о них как бы "забывали", но затем вспоминали опять и принимались теснить их с новой силой. В 1998 1900 годах Л. Н. Толстой помог духоборам переселиться в Канаду, где их общины существуют и по сей день.

ПОСЛЕДНЯЯ ТРАГЕДИЯ

"Сущность богослужения состояла в том, что предполагалось, что вырезанные священником кусочки и положенные в вино, при известных манипуляциях и молитвах, превращаются в тело и кровь, что священник равномерно, несмотря на то, что этому мешал надетый на него парчовый мешок, поднимал обе руки кверху и держал их так, потом опускался на колени и целовал стол и то, что было на нем. Самое же главное действие было то, когда священник, взяв обеими руками салфетку, равномерно и плавно махал ею над блюдцем и золотой чашей. Предполагалось, что в это самое время из хлеба и вина делается тело и кровь, и потому это место богослужения было обставлено особенной торжественностью".
Выше приведен отрывок из нашумевшего в свое время романа Толстого "Воскресение" ( 1899). В отрывке этом описывается Божественная литургия в тюремном храме. Сочинения Толстого, направленные против Церкви, заставили Святейший Синод пойти на крайнюю меру: в феврале 1901 года он отлучил писателя от церковного общения. В определении, распространенном Синодом, в частности, говорилось: "Бывшие же к его ( Толстого) вразумлению попытки не увенчались успехом. Посему Церковь не считает его свои членом и не может считать доколе он не раскается и не восстановит своего общения с нею".
Нужно сказать, что сам Толстой отнесся к своему отлучению очень спокойно и даже опубликовал в газетах ответ на определение Синода, где признавал, что действительно "то, что я отрекся от Церкви называющей себя Православной, это совершенно справедливо". Итак, писатель был совершенно спокоен. Но зато была возмущенна Софья Андреевна. После публикации послания Синода она написала Антонию, митрополиту Санкт Петербургскому и Ладожскому, письмо, где обвиняла Церковь в жестокости. Митрополит Антоний отвечал ей: "Милостивая государыня графиня София Андреевна! Не то жестоко, что сделал Синод, объявив об отпадении от Церкви Вашего мужа, а жестоко то, что сам он с тобою сделал, отрекшись от веры в Иисуса Христа, Сына Бога Живого, Искупителя и Спасителя нашего. На это-то отречение и следовало давно излиться Вашему горестному негодованию. И не от клочка, конечно, печатной бумаги гибнет муж Ваш, а от тог, что отвратился от Источника жизни вечной".
В последние годы своей жизни Толстой был духовным учителем для очень большого числа людей. К нему в Ясную Поляну стекались сотни и тысячи "паломников", жаждавших получить от него совет и вразумление. Но в доме Толстых было неладно. Атмосфера вечного, непрекращающегося раздора между его домашними и близкими ему по духу людьми ( прежде всего, между Софьей Андреевной и В. Г. Чертковым), в которой жил Лев Николаевич, тяготила его. Угнетал писателя и! барский" уклад яснополянской жизни. "Жизнь здесь, в Ясной Поляне, вполне отравлена", - писал он в "тайном" дневнике 1908 года ( зная о том, что Софья Андреевна читает его дневники, Толстой завел "тайный" дневник, а потом "дневник для одного себя"). Мысль об уходе из усадьбы присутствует в дневниках Толстого задолго до ухода: "Опять хочется уйти. И не решаюсь. Но и не отказываюсь". К уходу из дома Льва Николаевича подталкивали его сторонники толстовцы.
Кризис назрел к конце октября 1910 года. Секретарь Толстого, В. Ф. Булгаков, свидетельствует: "С вечера 27-го числа в яснополянском доме чувствовалось особенно тяжелое и напряженное настроение. Около двенадцати часов ночи Лев Николаевич, лежавший в постели в своей спальне, заметил сквозь щель в двери свет в своем кабинете и услыхал шелест бумаги. Это Софья Андреевна искала доказательств томивших ее подозрений о составлении завещания и т. д. ее ночное посещение было последней каплей, переполнившей чашу терпения Льва Николаевича. Решение уйти сложилось у него вдруг и непреложно.".
Из дома Толстой в сопровождении своего врача, Д. П. Маковицкого, отправился сначала в Оптину пустынь, а затем в Шамардино, где монашествовала его сестра, Мария Николаевна.
Дальнейший путь оказался писателю не по силам. 31 октября он вынужден был сойти с поезда на станции Астапово Рязано-Уральской железной дороги и остановиться в доме начальника станции. Врачи определили у Толстого воспаление легких.
7 ноября в 6 часов 45 минут утра он скончался.
Анонимка [1]  
Несостоявшееся примирение
Анонимка
Уйдя из Ясной Поляны, проездом в Шамардино, Толстой побывал в Оптиной пустыни. Об этом свидетельствует "Летопись скита во имя св. Иоанна Предтечи и Крестителя Господня, находящегося при Козельской Введенской Оптиной пустыни". Интересно, что уже в Шамардине Толстой в разговорах с сестрой с большим одушевлением отзывался об Оптиной и высказывал намерение побеседовать на другой день со скитскими старцами, но был спешно увезен из Шамордина дочерью Александрой Львовной.
Дальше события развивались таким образом: когда в первых числах ноября Синод узнал о болезни графа, он через Калужского Преосвященного назначил ехать оптинскому иеромонаху о. Иосифу на станцию Астапово "для предложения ему духовной беседы" и религиозного утешения в целях примирения с Церковью". Вместо о. Иосифа, который сам был серьезно болен, к умирающему писателю поехал игумен о. Варсонофий. Но к Толстому его не допустили врачи.
Лев Николаевич умер без покаяния.
Анонимка [1]  
Посмертная судьба идей Толстого
Анонимка
Романы, повести, рассказы и пьесы Льва Толстого давно вошли в золотой фонд мировой литературы. Они переведены практически на все языки, о них написано множество книг. Но не меньшей популярностью пользовались и философские идеи Толстого, легшие в основу учения "толстовства". Не потеряли они своей актуальности и до наших дней.

СМЕРТЬ

"До сих пор помню тот день, тот час, - пишет Бунин в "Освобождении Толстого", - когда ударил не в глаза крупный шрифт газетной телеграммы:
"Астапово, 7 ноября. В 6 часов 5 минут утра Лев Николаевич Толстой тихо скончался".
Газетный лист был в траурной раме. Посереди его чернел всему миру известный портрет старого мужика в мешковатой блузе, с горестно сумрачными глазами и большой косой бородой...
Я вскоре возвратился в Москву. Там только и было разговору, что о нем. Те, что были на его похоронах, рассказывали, "какое это было удивительное грандиозное зрелище, истинно народное, несмотря на все меры, предпринятые правительством, дабы помешать ему быть таким", как везли тело со станции Астапово на Козлову Засеку, как в сопровождении огромной толпы, на руках несли гроб по полям к Ясной Поляне, и я рад был, что ничего этого не видел собственными глазами: хоронили его "благодарные крестьяне", хоронила "студенческая молодежь" и "вся русская передовая интеллигенция", - люди, чуждые ему всячески, восхищавшиеся только его обличениями церкви и правительства и на похоронах испытавшие в глубине душ даже счастье: тот экстаз театральности, что всегда охватывает "передовую" толпу на всяких "гражданских" похоронах, в которых всегда есть некоторый революционный вызов и это радостное сознание, что вот настал такой миг, когда никакая полиция не смеет ничего тебе сделать, когда чем больше этой полиции, принужденной терпеть "огромный общественный подъем", тем лучше...".
Жестокие слова Бунина во многом справедливы. Толстой был слишком известным человеком в России, чтобы к его идеям и самому факту смерти большинство современников отнеслось глубоко. Всякий "выдерживал" из Толстого что-то для собственной "концепции", не давая себе труда осмыслить толстовский путь путь, который можно воспринимать и как трагедию, и как по мысли Бунина освобождение. Впрочем, современникам всегда в этом отношении сложнее, чем потомкам, поэтому судить "студенческую молодежь" и "всю русскую передовую интеллигенцию" было бы неразумно.

ТОЛСТОВЦЫ В СССР

Как мы уже говорили, в первой половине 1920-х годов советская власть относилась к толстовцам вполне терпимо. Многие из них даже работали в образовательных учреждениях, что впоследствии, когда все школы и интернаты перешли в ведение Наркомпроса, сделалось невозможным.
С конца 1920-х годов власти взяли курс на ликвидацию толстовских коммун. Первой из подмосковных общин подобного рода была закрыта "Тайнинская сельскохозяйственная артель" в Перловке, затем Новоиерусалимская коммуна. В Подмосковье началась поголовная коллективизация. Толстовцам предлагали входить в колхозы и даже приглашали их на руководящие должности, но они неизменно отказывались, обосновывая это тем, что вхождение в колхоз должно быть добровольным, а не принудительным.
Самой крупной и успешной с хозяйственной точки зрения была в то время коммуна "Жизнь и труд". Поняв, что дольше оставаться в Подмосковье нельзя, коммунары приняли решение переселяться в Сибирь. К весне 1931 года это переселение завершилось. Коммуна обустроилась на реке Томь, неподалеку от Кузнецка. Спустя два года в коммуне насчитывалось 110 взрослых членов и 190 детей. Естественно, очень остро стоял вопрос образования и воспитания подрастающего поколения. Школа, которую толстовцы организовали для своих детей, была признана властями вне закона: от коммунаров требовали, чтобы их дети учились по общегосударственной программе, а коммунары в свою очередь были готовы принять программу "лишь постольку, поскольку она не противоречит взглядам Л. Н. Толстого". в 1934 году здание школы, построенное членами коммуны, опечатали, но школа просуществовала на "бродячем" положении еще до 1936 года, когда многие учителя были арестованы. В это же время начались аресты членов совета коммуны и рядовых коммунаров. Почти всем им дали сначала небольшие лагерные сроки, которые, однако, через несколько лет были увеличены( обычная практика НКВД). С 1 января 1939 года последняя толстовская коммуна в ССР прекратила свое существование.
Наличие у толстовцев "частной школы" было только одним из многих камней преткновения в отношениях последователей Льва Николаевича с советской властью. На самом деле все претензии, предъявлявшие толстовцам государственными органами, являлись лишь поводами к устранению толстовства как сколько-нибудь значительного движения. Существование коммун, подобных коммуне "Жизнь и труд", было немыслимо в условиях СССР, когда государство взяло под свой контроль все стороны бытия граждан. Толстовцы в 1930-е годы расценивались властями как "опасная секта" - наравне с духоборами, молоканами, субботниками и т. п.
Мирный и, в общем вполне лояльный по отношения к советскому строю характер коммун в счет не шел. Толстовцы отказывались от участия в выборах, несения военной службы, уплаты налогов. Этого было вполне достаточно для того, чтобы считать их уклад жизни "подрывающим основы государственности". К 1937 году на свободе осталось считанное число толстовцев. Б. В. Мазурин, руководитель коммуны "Жизнь и труд", так писал об этом времени: "Подумать только! Ровно за сто лет до этого злополучного 1937 года известный русский критик В. Г. Белинский писал: "Завидую я внукам и правнукам нашим, которые будут жить через сто лет..." Веря в грядущие века свободы и разума, Белинский даже помыслить себе не мог, что злодейств, с которыми воочию столкнуться его "внуки и правнуки", по своим масштабам, беспримерной массовости применения и изощренной жестокости превзойдут все виды зверств царских палачей и жандармов..."


ИНДИЙСКИЙ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬ ТОЛСТОГО

Идеи Толстого получили широкое распространении за рубежом. Многие деятели науки и искусства отчасти разделяли их, но в большой политике они казались неприменимыми. Единственным политиком, признававшим себе духовным учеником Льва Толстого, был Мохандас Карамчанд Ганди ( более известный как Махатма Ганди). Он родился в 1869 году в обеспеченной индуистской семье. Высшее образование будущий борец за независимость Индии получил в Лондоне и до 1893 года занимался адвокатской практикой в Бомбе, а в 1893 1914 годах исполнял обязанности юрисконсульта торговой фирмы в Южной Африке. Именно в это время Ганди познакомился с идеями русского писателя, оказавшими на него большое воздействие. Как признавался он впоследствии, сочинения Толстого настолько потрясли его, что все остальные книги показались "ничтожными в сравнении с независимостью мысли, глубокой нравственностью и искренностью Толстого".
В Южной Африке Ганди выработал основные черты своей доктрины, так называемого "гандизма". В основу гандизма был положен принцип ненасильственно сопротивления (сатьяграха), выражавшийся в митингах, забастовках, бойкоте английских товаров и колониальной администрации, отказе от уплаты налогов. Впоследствии эти методы нашли широкое применение в борьбе индусов против англичан-колонизаторов в самой Индии, куда Махатма Ганди вернулся в 1915 году.
По приезде на родину Ганди сблизился с партией "Индийский национальный конгресс" и вскоре стал одним из лидеров борьбы коренного населения Индии против колонизаторов.
Махатма Ганди неоднократно подвергался преследованиям со стороны колониальных властей. Он много раз сидел в тюрьмах по различным обвинениям, причем обычным его методом ненасильственного сопротивления в заключении были голодовки.
30 января 1948 года Махатма Ганди был убит в Нью-Дели своим же соотечественником индуистом-фанатиком.
Таким был этот человек, которому Лев Николаевич Толстой писал:"Братски приветствую вас и радуюсь общению с вами",
Анонимка [1]  
Великий английский драматург Уильям Шекспир
Анонимка
Шекспир, величайший революционер театра, стоит у истоков новейшей европейской драмы. Впрочем, сама его личность до сих пор вызывает споры, многие историки искусства отрицают существование реального лица с фамилией Шекспир, имеющего отношения к пьесам, которые под этой фамилией публикуются. При этом факты официальной биографии великого драматурга в общих чертах таковы.
Родился в небольшом английском городке Стратфорд- Эйвоне в семье торговцев и ремесленников. В 23- летнем возрасте переселился в Лондон, начав там свою драматургическую деятельность. Первые его пьесы относятся к началу 1590-х годов, последняя к 1612 году. Вся лондонская жизнь Шекспира была связана с театром, причем с 1599 года со знаменитым театром "Глобус". Последние годы своей жизни ( с 1610-го) Шекспир провел на родине, отойдя от театра и литературы и проводя свой досуг в кругу семьи.
Широко известно критическое отношение Толстого к Шекспиру ( критика Шекспира Толстым часто дает повод обвинять последнего в "нечувствительности к прекрасному"). В своем очерке "О Шекспире и драме" Лев Николаевич говорит, в частности: " Чем скорее люди освободятся от ложного восхваления Шекспира, тем это будет лучше".
Анонимка [1]  
Другой гений Достоевский
Анонимка
Толстой и Достоевский хорошо знали произведения друг друга и есть достаточной сведений, чтобы говорить о том, что писатели взаимно уважали таланты друг друга, - впрочем, в последние годы жизни Толстой не одобрял "мистицизм" Достоевского ( "И потом какое-то мистическое отношение... Христос, Христос!"). Однако личной встречи у них так и не состоялось, хотя однажды они едва не столкнулись лицом к лицу.
Встреча "не состоялась" 10 марта 1878 года на лекции Владимира Соловьева Толстой, приехавший в Петербург, присутствовал на ней вместе с Н. Н. Страховым, которого настоятельно просил ни с кем его не знакомить. Достоевский был на лекции вместе с женой. страхов добросовестно выполнил взятое на себя обязательство ни с кем не знакомить Толстого. Спустя несколько дней, уже после отъезда графа, он в этом признался Достоевскому. "Как! воскликнул Федор Михайлович. С вами был Толстой. Как я жалею, что его не видал! Разумеется, я не стал бы навязываться на знакомств, если человек этого не хочет. Но зачем вы мне не шепнули, кто с вами? Я бы хоть посмотрел на него!"
Надо думать Страхов переусердствовал ( и для этого у него, очевидно, были свои причины), Ведь и Толстой впоследствии выражал свое сожаление о том, что так и не познакомился с автором "Братьев Карамазовых". Об этом рассказала жена Достоевского, Анна Григорьевна, встретившаяся с Толстым через несколько лет после смерти мужа. Когда же она напомнила Льву Николаевичу о той возможности встречи, что была предоставлена им судьбой в 1878 году, писатель горестно удивился: "Неужели? И ваш муж был на той лекции? Зачем же Николай Николаевич мне об этом не сказал? Достоевский был для меня дорогой человек и, может быть, единственный, которого я мог бы спросить о многом и который бы мне на многое мог ответить!"
Толстому и Достоевскому увидеться так и не довелось. Но зато довольно близко познакомились жены писателей. Вот как пишет об этом А. Г. Достоевская: " С графинею Софией Андреевной Толстой я познакомилась в 1885 году, когда, в один из приездов в Петербург, она, доселе мне незнакомая, пришла просить моих советов по поводу издательства... Графиня произвела на меня чрезвычайно хорошее впечатление, и я с искренним удовольствием посвятила ее во все "тайны" моего издательства, дала ей образцы подписанных книг, объявлений, мною рассылаемых, предостерегла ее от некоторых сделанных мною ошибок и т. д... Частые встречи и беседы с графиней дали нам возможность узнать друг друга и мы дружески сошлись, и я убедилась, что графиня София Андреевна была истинным ангелом хранителем своего гениального мужа. Бывая в Петербурге, графиня посещала меня, я тоже, бывая в Москве, непременно заезжала к графине..."
Анонимка [1]  
Одинокий мечтатель Жан-Жак Руссо
Анонимка
Руссо родился в Женеве в семье часовщика. Молодые годы будущий автор "Эмиля" и "Новой Элоизы" отдал самым разнообразным занятиям: он был учеником гравера, семинаристом, лакеем, осваивал игру на органе. В 1750 году в свет вышло "Рассуждение о науках и искусствах", принесшее Дидро премию Дижонской академии и известность. В этом трактате автор утверждал, что цивилизация ведет к физической и нравственной порче людей, в то время как народы, живущие в естественном состоянии, остаются сильными и добродетельными. В дальнейшем Руссо написал такие произведения, как "Рассуждения о неравенстве" ( 1753), "Юлия, или Новая Элоиза" ( 1761), "Общественный договор" ( 1762), "Эмиль, или О воспитании" (1762). Кроме того, в 1770 году вышла "Исповедь", а в 1776 году Руссо приступил к книге "Прогулки одинокого мечтателя" ( издана уже после его смерти, в 1782 году)
2 июля 1878 года Жан-Жак Руссо скончался от апоплексического удара.
Толстой признавал, что "Руссо и Евангелие" оказали "два самых сильных и благотворных" влияния на его жизнь. Юношеская попытка Толстого поселиться в деревне навеяна, без сомнения, идеями Руссо.
Анонимка [1]  
Охота
Анонимка
Лев Толстой любил охоту страстно. Эту любовь он унаследовал от своего отца. Еще совсем мальчиком будущий писатель имел возможность участвовать в псовой охоте. Впоследствии страсть к ней укрепилась в нем, что ясно видно, например, из соответствующих глав "Детства" и "Войны и мира".
Вот как описывает Толстой охоту в "Детстве": "Вдруг Жиран завыл и рванулся с такой силой, что я чуть было не упал. Я оглянулся. На опушке леса, приложив одно ухо и приподняв другое, перепрыгивал заяц. Кровь ударила мне в голову, и я все забыл в эту минуту: закричал что-то неистовым голосом, пустил собаку и бросился бежать. Но не успел я этого сделать, как уже стал раскаиваться: заяц присел, сделал прыжок, и больше я его не видел".
Искоренить "охотничьи инстинкты" в полной мере Толстой не смог в себе даже тогда, когда охота стала противна его убеждениям.
В последние годы охоту ему отчасти заменяла верховая езда.
Анонимка [1]  
Племянник "Буонапарте" Наполеон III
Анонимка
Наполеон III Шарль Луи Наполеон Бонапарт) был племянником Наполона I- сыном его брата Луи Бонапарта ( Луи Бонапарт был женат, ко всему прочему, на Гортензии Богарне, дочери императрицы Жозефины от первого брака.). Юный Наполеон III воспитывался ха пределами Франции, так как после падения Империи ( в 1815 году) его мать была выслана оттуда. В 1851 году Наполеон IIIв результате государственного переворота и стал императором Франции. Новый император вел достаточно агрессивную внешнюю политику в частности, он поддержал Османскую империю и Англию в войне с Россией. Очевидно, императором владели реваншистские настроения ( он болезненно переживал поражение своего дяди в войне 1812 года) хотя он и не разделял масштабных планов Англии по ослаблению России. Более того, после того как Севастополь был взят, французский император настаивал на прекращении военных действий одним из тех, кто оборонял Севастополь от английских и французских войск, был артиллерийский офицер Лев Толстой. Впечатления, полученные им во время Севастополя нашли отражение в "Севастопольских рассказах". Вскоре после окончания войны Толстой побывал в Париже то был цветущий Париж Второй империи, где совсем недавно прошла Всемирная выставка. Однако молодому писателю он не понравился. Газетные панегирики Наполеону III и восторженные статьи о "Франции впереди планеты всей" раздражали его. "Читал речь Наполеона с неописанным отвращением", - отмечает Лев Николаевич в дневнике от 11 ( 23) февраля 1857 года.
Анонимка [1]  
Последний русский классик
Анонимка
Антон Павлович Чехов ( 1860 1904 )

Чехов и Толстой познакомились в 1895 году в Ясной Поляне. Впоследствии они виделись в Крыму в 1901-02 годах Толстой несколько месяцев провел в Гаспре, где его гостем часто бывал Чехов, "сосланы" в Крым врачами. Чехов относился ко Льву Николаевичу с огромным уважением. И. А. Бунин приводит в своих воспоминаниях о Чехове такой эпизод: "Весною я приехал в Ялту. Толстому стало лучше, и как-то при мне Чехов собрался его навестить. Волновался сильно: менял брюки, и хотя все время шутил, но все же с трудом подавлял свое волнение.
- боюсь Толстого. Ведь подумайте, это он написал, что Анна сама чувствовала, видела, как у нее блестят глаза. Серьезно, я его боюсь, - говорил он, смеясь и как бы радуясь этой боязни.
И чуть не час решал, в каких штанах поехать к Толстому...
Вернувшись, он сказал:
- Знаете, это какое-то чудо, просто невероятное! Лежит в постели старик, телесно вполне едва живой, краше в гроб кладут, а умственно не только гениальный, сверхгениальный!"
Анонимка [1]  
Русский самодержец, канонизированный церковью
Анонимка
Николай II ( 1868 1918 )

Личность последнего русского императора историки оценивают по-разному. Кто-то говорит о его прекрасных человеческих качествах, о его любви к жене и детям, кто-то указывает на его нерешительность, губительную в государственных делах, на мнительность и безволие.
Применительно к нашей теме следует сказать, что и сам Николай II, и его методы правления не были симпатичны Толстому ( впрочем, едва ли бы он смотрел с симпатией на какую бы то ни было власть). В 1902 году Лев Николаевич написал письмо российскому императору. В этом письме Толстой называет царя "любезным братом" и подчеркивает, что обращается к нему "не столько как к царю, а как к человеку". Перечисляя "язвы России" , писатель с некоторой учительной наивностью объясняет Николаю II: " Самодержавие есть форма отжившая, могущая соответствовать требованиям народа где-нибудь в центральной Африке, отделенной от всего мира, но не требованиям русского народа, который все более и более просвещается общим всему миру просвещением".
Стоит ли говорить о том, что письмо это не было принято к сведению императора.
Анонимка [1]  
Старый ребенок Лао-цзы
Анонимка
В последние годы жизни Толстой очень интересовался религиозно- философской системой, созданной полулегендарным китайским философом Лао цзы ( его еще называют Учителем Лао, Старым Ребенком) Самая ранняя биография Лао-цзы обнаруживается в разделе "Жизнеописания" книги Сыма Цяня ( II I в. до н. э.) "Исторические записки". Сыма Цянь дает несколько вариантов биографии философа и называет его "благородным мужем-отшельником". Главный труд, который приписывается Лао-цзы, - "Дао дэ цзин" ( "Канон пути и благодати"), трактат, легший в основу даосизма.
Толстому были близки многие идеи Лао-цзы в частности, идея о мудром, святом и бездеятельном вожде ( "Кто любит народ и управляет им, тот должен быть бездеятельным"), а также его осуждение попыток насильственного изменения и человеческой природы. Кроме того, считаются, что Лао-цзы критически относился к современному ему правительству ( "Оттого народ голодает, что слишком велики и тяжелы государственные налоги. Это именно причина бедствий народа"). Вне всякого сомнения, Толстой разделял эти взгляды Лао-цзы, хотя мистической стороной даосизма и обожествления Учителя Лао он, конечно, не принимал и не понимал.
Анонимка [1]  
Толстой и его последователи
Анонимка
Лев Толстой потерпел крах: он не смог изменить жизнь своей семьи сообразно со своими взглядами. Но тысячи людей по свей России устраивали свои судьбы в соответствии с учением Толстого. Толстовцы существуют и сейчас причем не только в нашей стране.

Лев Николаевич Толстой не принимал "официального" христианства. Церковная жизнь, по его мнению представляла собой лишь набор "магических обрядов и заклинаний". Об этом он говорил часто и настойчиво. Вот, например, выдержки из ответа писателя на определение Священного Синода о его отлучении от церкви: " Я убедился, что учение Церкви есть теоретически коварная и вредная ложь, практически же собрание самых грубых суеверий и колдовства, скрывающего совершенно весь смысл христианского учения... Я действительно отрекся от Церкви, перестал исполнять ее обряды и написал в завещании своим близким, чтобы они, когда я буду умирать, не допускали ко мне церковных служителей и мертвое мое тело убрали бы поскорее, без всяких над ним заклинаний и молитв, как убирают всякую противную и ненужную вещь, чтобы она не мешала живым... То, что я отвергаю непонятную Троицу и басню о падении первого человека, историю о Боге, родившемся от Девы, искупляющем род человеческий, то это совершенно справедливо... Сказано также, что я отвергаю все таинства... Это совершенно справедливо, так как все таинства я считаю низменным, грубым, не соответствующим понятию о Боге и христианскому учению колдовством и, кроме того, нарушением самых прямых указаний Евангелия..."
При этом Толстой считал себя последователем Христа и, хотя не полагал Его Богочеловеком, видел в Нем одного из величайших пророков в истории человечества. В 1879-84 годах Лев Николаевич осуществит масштабный замысел: перевел заново с древнегреческого языка четыре Евангелия и свел их в один текст. При этом он ставил себе цель: вычеркнуть из Четвероевангелия все "ненужно", людское, все "суеверия" и "легенды" ( в частности евангельские строфы, повествующие о воскресении Христа, его явлении апостолам, вознесении и т. д.) и оставить лишь то, что подлинно необходимо. Необходимой Толстой признал прежде всего, Нагорную проповедь, а из всего, заповеданного Иисусом, вывел пять заповедей:
1."Не обижать никого и делать так, чтобы ни в ком не возбудить зла.
2. Не любезничать с женщинами, не оставлять той жены, с какой сошелся.
3. Ни в чем не клясться.
4. Не противиться злу, не судить и не судиться.
5. Не делать различия между своим отечеством и чужим, потому что все люди дети одного Отца".
По мысли Толстого, когда люди станут исполнять эти заповеди, тогда настанет Царство Божие на земле ( чего, как известно, Христос не обещал).
Личного бессмертия граф не признавал, посему "Царство не от мира сего" было для него пустым звуком. Квинтэссенцией учинения Христа Лев Николаевич считал молитву "Отче наш" - правда, переводил и трактовал ее он очень своеобразно. Вот этот перевод: "Человек- сын Бога, Бог есть бесконечное духовное Начало жизни. Да будет свято это Начало жизни.
Да осуществиться Его власть во всех людях. И да совершается воля этого бесконечного Начала как в самом себе так и во плоти. Жизнь временная есть пища жизни истинной.
Жизнь истинная в настоящем. И да не скрывают от нас этой истинной жизни ошибки и заблуждения прошлого, и да не вводят нас в обман. И тогда не будет зла, а будет Твоя власть и сила и разум".
Социальный идеал Толстого, вытекающий из его понимания Евангелия, - это сельскохозяйственные общины, живущие собственным трудом и мирно саботирующие государственные институты ( прежде всего институт армии). Такие общины появились уже в конце XIX века. Состояли они главным образом из представителей образованного сословия ( в одной из толстовских коммун жил некоторое время юный Иван Бунин). После революции состав толстовских общин претерпел существенные изменения: теперь в низ вступали не только интеллигенты, но также крестьяне и рабочие.
Расцвет толстовских коммун относится к началу 1920-х годов. Устав их был просто, что можно увидеть на примере коммуны "Жизнь и труд": "Членами Коммуны могут быть трудящиеся, достигшие 18-летнего возраста, занимающиеся, а равно приступающие к занятию сельским хозяйством или связанным с ним промыслом, разделяющие взгляды Л. Н. Толстого и отрицающие убийство не только человека, но и животного, а также отрицающие употребления дурманов: водки, табака и др., и мяса".
В первые советские годы толстовцев не притесняли. У новой власти было достаточно других забот, и последователей Толстого до времени не замечали: "В начале нас совсем никто не касался, - вспоминал о первой половине 1920-х годов Б. В. Мазурин, руководитель коммуны "Жизнь и труд". Мы не знали ни прописки, ни устава, ни налогов, ни разных сельскохозяйственных инструкций и т. д."
С первыми опытами коллективизации спокойному житью пришел конец на толстовские коммуны была предпринята жестокая массированная атака. Те из толстовцев, кто шел в колхоз, сталкивались с условиями, которые были неприемлемыми: их заставляли забивать скот на мясо, сторожить колхозное добро с ружьем. Для новой власти толстовство было "толстовщиной", которую требовалось "изничтожить". Правда, поначалу делалась оговорка: "в быту и идеологии". Но с развитием репрессивного аппарата становились соответствующими и методы: толстовские коммуны закрывались одна за другой. По иронии судьбы, расправа над толстовством началась в юбилейном году, когда отмечалось столетие со дня рождения Льва Толстого и повсюду раздавались пафосные речи о писателе как "зеркале русской революции".
Условно повезло лишь подмосковной коммуне "Жизнь и труд". Ей позволили перебраться в Западную Сибирь. Однако это было только "отсрочка окончательного приговора". В 1935 году арестовали и вскоре осудили учителей толстовцев. А в 1936-м пришел черед и все коммуне. Коммунаров загнали в лагеря, на Север, в тайгу, в томские болота. Из почти двадцатилетних хождений по мукам мало кто вернулся живым.
Анонимка [1]  
Толстой и Тургенев
Анонимка
Писатели познакомились в Петербурге, когда Толстой приехал из Севастополя.
Отношения их складывались непросто. П. В. Анненков, знавший и того и другого, вспоминал: "В Тургеневе он ( Толстой) распознал многосторонний ум и наклонность к эффекту последнее особенно раздражало его, так как искание жизненной правды и простоты и здравомысленности существования составляло и тогда идеал в его мыслях. Он находил подтверждение своего мнения о Тургеневе даже в физиологических его особенностях и утверждал, например, что он имеет фразистые ляжки".
В 1861 году между Иваном Сергеевичем и Львом Николаевичем произошла серьезная ссора, едва не закончившаяся дуэлью: литераторы поспорили об "опытах воспитания, которым Тургенев подвергает свою дочь, увезенную им за границу" ( слова Анненкова).
Впоследствии Тургенев бывал в Ясной Поляне в 1878, 1880 и 1881 годах.
После его смерти ( в 1883 году) Толстой записал в дневнике: "О Тургеневе все думаю и ужасно люблю его, жалею и все читаю".
Анонимка [1]  
Тринадцать Толстых
Анонимка
Рождение детей
1863 - Сергей
1864 Татьяна
1866 Илья
1869 Лев
1871 - Мария
1872 Петр ( умер в младенчестве)
1874 Николай ( умер в младенчестве)
1875 Варвара ( умерла в младенчестве)
1877 Андрей
1879 Михаил
1881 Алексей ( умер в младенчестве)
1884 Александра
1888 Иван ( умер в младенчестве)

У Льва Николаевича и Софьи Андреевны Толстых родилось тринадцать человек детей. Первый из них, сын Сергей, родился, когда писателю было 35 лет. В последний раз Толстой стал отцом, когда ему было уже шестьдесят. Со всем тем, деятельного внимания он уделял детям сравнительно мало, не умея войти в их дела и заботы. Его жена, обиженная этим обстоятельством, писала в 1884 году своей сестре: " народив кучу детей, он не умеет найти в семье ни дела, ни радости, ни просто обязанностей..."
Впоследствии Софья Андреевна отмечала: "Лев Николаевич берег себя, не мог и не хотел тратить свою энергию и время на семью, - и был прав как художник и мыслитель. Но сделал он для детей, особенно после трех старших, - очень мало, а для меньших ничего".
Анонимка [1]  
Чарльз Диккенс
Анонимка
В молодые годы Лев Толстой относился к Чарльзу Диккенсу (1812 1870 ) с большим благоговением. В особенности же он ценил его роман "Дэвид Копперфилд" ( 1850)русский перевод которого увидел свет в 1851 году. В толстовских дневниках кавказской поры можно встретить такие отметки: "Какая прелесть "Дэвид Копперфилд". Но и в зрелые годы писатель не подверг переоценке творчество Диккенса, считая его одним из крупнейших западных романистов. Последний секретарь Толстого, В. Булгаков приводит такой эпизод: Толстой, говоря о том, что не стоит читать того, что написано в "новейшее время", советует: "Читайте все написанное прежде". И среди прежних писателей перечисляет Пушкина, Гоголя, Достоевского, Руссо, Гюго и Диккенса. Любопытно, что Диккенса высоко ценил и другой великий русский писатель Ф. М. Достоевский.
Лего  
Ну ребёнка
Лего
В семь лет, умеющего читать и писать сложно назвать младенцем. ( я о последнем сыне Толстого- Ванечке) .

вернуться на 92 стр. списка тем

☍ Поделиться

Тук-тук-тук! Кто в домике живет? Наверное, мышка-норушка, как всегда... Ну там еще зайчик-побегайчик, лисичка-сестричка... А вас тама, похоже, нет!

Почему? Да потому что на Мейби нужно сначала зарегистрироваться, а потом подать заявку на прописку в ДоМиКе.