Интересная Москва
Архангельское
➜ главная Домика
Вы не залогинились! Ваш статус в этом ДоМиКе - гость.
В домике онлайн: 0, замечено за сутки: 2
вернуться на 99 стр. списка тем
Лана Свет
Архангельское
Архангельское
Лана Свет
Часть 1
Часть 1
Архангельское, вероятно, самая известная из подмосковных усадеб. Самая известная потому, что это - единственный сохранившийся дворцово-парковый Ансамбль Подмосковья ( не считая Останкино и Кускова, которые давно вошли в черту Москвы).
Когда-то таких музеев - усадеб в Подмосковье и во всей России было много, но в 1920 - 1930-е годы они все были уничтожены и разграблены.
В Архангельском же сохранился выдающийся архитектурного - художественный Ансамбль, замечательный памятник русской культуры рубежа XVIII - XIX веков.
Над его созданием работали несколько поколений выдающихся мастеров.
До наших дней усадьба сохранила все основные элементы планировки и застройки. При всей уникальности художественных приёмов, примененных в Архангельском, эта усадьба концентрирует в себе все лучшее, что было создано в русском усадебном искусстве XVIII - XIX веков.
Когда-то таких музеев - усадеб в Подмосковье и во всей России было много, но в 1920 - 1930-е годы они все были уничтожены и разграблены.
В Архангельском же сохранился выдающийся архитектурного - художественный Ансамбль, замечательный памятник русской культуры рубежа XVIII - XIX веков.
Над его созданием работали несколько поколений выдающихся мастеров.
До наших дней усадьба сохранила все основные элементы планировки и застройки. При всей уникальности художественных приёмов, примененных в Архангельском, эта усадьба концентрирует в себе все лучшее, что было создано в русском усадебном искусстве XVIII - XIX веков.
Лана Свет
Часть 2
Часть 2
Первое упоминание об Архангельском относится к 1537 году. В XVII веке его владельцами стали князья Одоевские, при которых на крутом берегу Москвы - реки был поставлен боярский двор с хоромами и каменной церковью Михаила Архангела ( 1667). Она была построена известным зодчим Петром Потехиным при тогдашнем владельце Архангельского боярине Я. Н. Одоевском и отчасти напоминает церковь в расположенном неподалёку Никольском - Урюпине.
Лана Свет
Часть 3
Часть 3
С 1681 по 1703 год вотчина принадлежала князю М. Я. Черкасскому. В 1703 году Архангельское стало владение князя Д. М. Голицына, сподвижника Петра I, а позже члена Верховного тайного совета, управлявшего государством после смерти Петра. В 1730 году после неудачной попытки "верховников" ограничить в свою пользу самодержпвнуютвласть императрицы Анны, Д. М. Голицын ушёл в глухую оппозицию ко двору, удалился в Москву и занялся исключительно устройством своей вотчины. При нем в Архангельском был разбит регулярный парк и построен новый господский дом, о котором известно только, что в нем имелось 13 комнат и зал с камином. Закончить обустройство усадьбы Д. М. Голицыну не удалось: в 1736 году по указу императрицы Анны Иоанновны он был арестован и заключён в Шлиссельбургскую крепость, где и скончался.
Лана Свет
Часть 4
Часть 4
В 1780-х годах его внук князь Н. А. Голицын затеял реконструкцию дедовской усадьбы. При нем в Архангельском были сооружены обширные оранжереи, каменные террасы, павильоны в парке. На месте старого дома по проекту французского архитектора шевалье де Герна был встроен великолепный дворец.
Отделка его помещений была завершена уже при новом владельце Архангельского - князе Н. Б. Юсупове.
Богатый вельможа, известный коллекционер и любитель искусств, Юсупов купил Архангельское в 1810 году для размещения своих коллекций.
Отделочные работы в усадьбе велись под руководством крепостного архитектора В. Я. Стрижакова. Ему же пришлось делать ремонт в усадьбе и после того, как в 1812 году её разграбили наполеоновские войска.
Помимо Стрижакова в Архангельском работали известные архитекторы той поры О. И. Бове, С. П. Мельников, Е. Д. Тюрин.
Последний при участии итальянских мастеров восстанавливаю дворец после пожара, случившегося в 1820 году.
Отделка его помещений была завершена уже при новом владельце Архангельского - князе Н. Б. Юсупове.
Богатый вельможа, известный коллекционер и любитель искусств, Юсупов купил Архангельское в 1810 году для размещения своих коллекций.
Отделочные работы в усадьбе велись под руководством крепостного архитектора В. Я. Стрижакова. Ему же пришлось делать ремонт в усадьбе и после того, как в 1812 году её разграбили наполеоновские войска.
Помимо Стрижакова в Архангельском работали известные архитекторы той поры О. И. Бове, С. П. Мельников, Е. Д. Тюрин.
Последний при участии итальянских мастеров восстанавливаю дворец после пожара, случившегося в 1820 году.
Лана Свет
Часть 5
Часть 5
Въезд на парадный двор оформляет триумфальная арка с кованными, изящного рисунка, воротами французской работы. В центре двора - клуба со скульптур ой " Менелай с телом Патрокла" - копией с античного оригинала. Двор охватывают мощные колоннады, которые объединяют величественный двухэтажный, увенчанный бельведером дворец с боковыми флигилями. Фасад дворца украшает четырехколонный плртик. Колоннады галерей, оформляющих с боков парадный двор, придают ему вид миниатюре ого римского форума.
Лана Свет
Часть 6
Часть 6
При входе во дворец расположен вестибюль, расписанный в технике гризайль - живопись, имитирующая барельефную лепку.
Через вестибюль можно попасть в парадный Овальный зал, предназначавшийся для балов, приёмов и концертов. На высоких хорах, поддерживаемых шестнадцать коринфскими колоннами, размещался оркестр. Всего во дворце 16 комнат.
Верхний этаж был жилым, семейным, Нижний - парадный, предназначенным для приёмов гостей.
Здесь, в частности, размещал ась богатейшая коллекция произведений искусства, собранная Н. Б. Юсуповым.
Она включает в себя полотна западной - европейских художников конца XVII - начала XVIII века.
Ведущее место в галерее Юсупова занимала французская живопись - Ж. Тассель, А. Манже, Г. Ф. Дуайен, А. Ш. Карафф, Ф. Буше, Н. де Куртейль, панно и картины работы Клода Жозефа Верне и Гюбера Роберта - художников, скоторыми князь Н. Б. Юсупов познакомился, сопровождал в 1782 году наследника Павла Петровича и его жену Марию Фёдоровна, путешествовавших по Европе под именем графа и графин и Северных.
Из итальянских живописцев здесь можно видеть полотна Дж. Б. Тьеполо, Г. Гандольфи, Ф. Тревизани, П. Ротари, Ф. Тирони, из голландских - Ванн Дейка, К. Берхема, Ф. Воувермана.
Русской живописи в собрании Архангельского мало.
Через вестибюль можно попасть в парадный Овальный зал, предназначавшийся для балов, приёмов и концертов. На высоких хорах, поддерживаемых шестнадцать коринфскими колоннами, размещался оркестр. Всего во дворце 16 комнат.
Верхний этаж был жилым, семейным, Нижний - парадный, предназначенным для приёмов гостей.
Здесь, в частности, размещал ась богатейшая коллекция произведений искусства, собранная Н. Б. Юсуповым.
Она включает в себя полотна западной - европейских художников конца XVII - начала XVIII века.
Ведущее место в галерее Юсупова занимала французская живопись - Ж. Тассель, А. Манже, Г. Ф. Дуайен, А. Ш. Карафф, Ф. Буше, Н. де Куртейль, панно и картины работы Клода Жозефа Верне и Гюбера Роберта - художников, скоторыми князь Н. Б. Юсупов познакомился, сопровождал в 1782 году наследника Павла Петровича и его жену Марию Фёдоровна, путешествовавших по Европе под именем графа и графин и Северных.
Из итальянских живописцев здесь можно видеть полотна Дж. Б. Тьеполо, Г. Гандольфи, Ф. Тревизани, П. Ротари, Ф. Тирони, из голландских - Ванн Дейка, К. Берхема, Ф. Воувермана.
Русской живописи в собрании Архангельского мало.
Лана Свет
Часть 7
Часть 7
О владельца усадьбы, о старой дворянской жизни с её вкусами и интересами рассказывают комнаты, оставленные дворцовой мебелью, бронзой, увешанные картинами, убранные фарфором, мелочами - сувенирами, осветительными приборами.
Большой интерес представляет коллекция скульптуры, в том числе античной, мебели и уникальные коллекции фарфора и фаянса XVII - XIX веков. Помимо севрского и мейсенского фарфора здесь можно видеть фарфор юсуповского завода в Архангельском, работавшего в 1818 - 1839 годах. Этот фарфоровые завод, конечно, не имел никакого промышленного значения - то была одна из роскошных затей, удовлетворявших высокому вкусу европейских образованного князя.
С этой же целью - не для дохода, а "для души" - в ковровых мастерских ткались ковры, в саду сражались редкие растения и цветы.
"Как Архангельское не есть доходная деревня, - писал Юсупов, - а расходная, и для веселия, а не для прибыли, то стараться... то заводить, что редко, и чтобы все было лучше, нежели у других".
Большой интерес представляет коллекция скульптуры, в том числе античной, мебели и уникальные коллекции фарфора и фаянса XVII - XIX веков. Помимо севрского и мейсенского фарфора здесь можно видеть фарфор юсуповского завода в Архангельском, работавшего в 1818 - 1839 годах. Этот фарфоровые завод, конечно, не имел никакого промышленного значения - то была одна из роскошных затей, удовлетворявших высокому вкусу европейских образованного князя.
С этой же целью - не для дохода, а "для души" - в ковровых мастерских ткались ковры, в саду сражались редкие растения и цветы.
"Как Архангельское не есть доходная деревня, - писал Юсупов, - а расходная, и для веселия, а не для прибыли, то стараться... то заводить, что редко, и чтобы все было лучше, нежели у других".
Лана Свет
Часть 8
Часть 8
Даже небольшие комнаты или гостиные дворца в Архангельском превращены в за конченные парадный помещения, оставленные редчайшей мебелью, проникнутые Духом величественности и торжественно стих.
На втором этаже находились жилые комнаты и библиотека, которая насчитывала 24 тысячи томов. В конце 1920 - х годов часть книг была вывезена из усадьбы и передана в госфонды Государственной библиотеки СССР ( ныне Российская государственная библиотека).
На втором этаже находились жилые комнаты и библиотека, которая насчитывала 24 тысячи томов. В конце 1920 - х годов часть книг была вывезена из усадьбы и передана в госфонды Государственной библиотеки СССР ( ныне Российская государственная библиотека).
Лана Свет
Часть 9
Часть 9
Два боковых флигиля первоначально были одноэтажными.
При Голицыных в правом флигеле размещался крепостной театр. При Юсупове здесь была устроена картинная галерея, а потом библиотека. Левый флигель занимала кухня.
Обширный парк Архангельского принёс усадьбе славу " Подмосковного Версаля". По проекту итальянского архитектора Д. Тромбаро перед дворцом в 1790 - х годах были устроены три террасы с мраморными балюстрадами. На терраса разбиты цветник, балюстрады украшены ваза и, статуя и, бюстами античных богов, героев и философов. От верхней террасы дом, стоящий на низком фундаменте, будто бы вырастает прямо из зелени стриженного газона.
По сторонам центральной дорожки симметрично посажены лиственницы и расставлены большие беломраморные вазы.
При Голицыных в правом флигеле размещался крепостной театр. При Юсупове здесь была устроена картинная галерея, а потом библиотека. Левый флигель занимала кухня.
Обширный парк Архангельского принёс усадьбе славу " Подмосковного Версаля". По проекту итальянского архитектора Д. Тромбаро перед дворцом в 1790 - х годах были устроены три террасы с мраморными балюстрадами. На терраса разбиты цветник, балюстрады украшены ваза и, статуя и, бюстами античных богов, героев и философов. От верхней террасы дом, стоящий на низком фундаменте, будто бы вырастает прямо из зелени стриженного газона.
По сторонам центральной дорожки симметрично посажены лиственницы и расставлены большие беломраморные вазы.
Лана Свет
Часть 10
Часть 10
Лестница с террасы спускается в обширный регулярный парк. Здесь над береговым обрывом Москвы - реки когда-то стояли беседки - "миловиды", от которых открывался далёкий вид на за речные луга и леса, Лимонная и Лавровая оранжереи, уничтоженных в 1937 году.
С правой стороны от главного дворца стоит изящный, украшенный четырехколонный портиком малый дворец " Каприз", построенный на рубеже XVIII - XIX веков для жены князя Н. А. Голицына и позднее настроенный на один этаж. Рядом расположены павильоны " Чайный домик" (1829) и построенный в 1819 году " Храм Екатерины" с бронзовой статей Екатерины II в образе Фемиды, богини правосудия.
В левой части парка, над фонтаном с мраморной группой "Мальчик с гусем", в 1850-х годах была сооружена Розовая беседка, отделанная искусственным мрамором.
С правой стороны от главного дворца стоит изящный, украшенный четырехколонный портиком малый дворец " Каприз", построенный на рубеже XVIII - XIX веков для жены князя Н. А. Голицына и позднее настроенный на один этаж. Рядом расположены павильоны " Чайный домик" (1829) и построенный в 1819 году " Храм Екатерины" с бронзовой статей Екатерины II в образе Фемиды, богини правосудия.
В левой части парка, над фонтаном с мраморной группой "Мальчик с гусем", в 1850-х годах была сооружена Розовая беседка, отделанная искусственным мрамором.
Лана Свет
Часть 11
Часть 11
Здесь же, на одной из аллей, стоит памятник А. С. Пушкину. Поэт побывал в Архангельском дважды, в 1827 и 1830 годах, и посвятил владельцу Архангельского князю Н. Б. Юсупову стихотворение " К вельможе" :
... увижу сей дворец,
Где циркуль зодчего, палитра и резец
Учёной прихоти твоей повиноваличсь
И, вдохновленные, в волшебство состязались.
... Ступив за твой порог,
Я вдруг переношусь во дни Екатерины.
Книгохранилище, кумиры и картины,
И стройные сады свидетельствуют мне,
Что благосклонствуешь ты музам в тишине...
В 1890 году в парке Архангельского был установлен памятник А. С. Пушкину.
... увижу сей дворец,
Где циркуль зодчего, палитра и резец
Учёной прихоти твоей повиноваличсь
И, вдохновленные, в волшебство состязались.
... Ступив за твой порог,
Я вдруг переношусь во дни Екатерины.
Книгохранилище, кумиры и картины,
И стройные сады свидетельствуют мне,
Что благосклонствуешь ты музам в тишине...
В 1890 году в парке Архангельского был установлен памятник А. С. Пушкину.
Лана Свет
Часть 12
Часть 12
В восточной части усадьбы по проекту архитектора Р. И. Клейна в 1916 году была построена в стили неоклассицизма величественная усыпальница Юсуповых - так называемая Колоннада. Её облик навевает в памяти образ Казанского собора в Петербурге.
За усыпальницей находится овраг, за которым на горе стоит старое сооружение усадьбы - церковь Михаила Архангела, построенная ещё при Одоевские. У её стен находились могилы некоторых владельцев усадьбы.
За усыпальницей находится овраг, за которым на горе стоит старое сооружение усадьбы - церковь Михаила Архангела, построенная ещё при Одоевские. У её стен находились могилы некоторых владельцев усадьбы.
Лана Свет
Часть 13
Часть 13
В западной части усадьбы, в сосновой роще, стоит здание прославленного юсуповского театра. Оно было спроектированно известным московским архитектором О. И. Бове при участии итальянского архитектора и декоратора П. Г. Гонзаго, чьё имя неразрывно связано с историей император сих театров конца XVIII века. Владелец Архангельского по должности своей имел близкое соприкосновения с артистическим миром конца XVIII - началом XIX века.
Последние постановки ставились на сцене Архангельского театра в 1896 году
Последние постановки ставились на сцене Архангельского театра в 1896 году
Лана Свет
Часть 14
Часть 14
Деревянное, оштукатуренное и обработанные "под камень" здание поставлено на высокий кирпичный цокольный этаж. Очень красив театральный зал, выпалненный в палладианском духе, окружённый колоннами и двумя рядами лож.
Славу театру принесли декорации, работы Пьетро Гонзаго, создававшие необычайную иллюзию сводчатых помещений.
Из двенадцати смен декораций до наших дней сохранились четыре. Сохранился и занавес, выполненный по рисунку Гонзаго.
Усадебный театр в Архангельском, вошедший в историю театрального искусства, является памятником мирового значения.
Славу театру принесли декорации, работы Пьетро Гонзаго, создававшие необычайную иллюзию сводчатых помещений.
Из двенадцати смен декораций до наших дней сохранились четыре. Сохранился и занавес, выполненный по рисунку Гонзаго.
Усадебный театр в Архангельском, вошедший в историю театрального искусства, является памятником мирового значения.
Лана Свет
Часть 15
Часть 15
Из служебных построек усадьбы сохранились только две : так называемые "Ворота над оврагом" - двухэтажный флигель конца XVIII века, реконструированный после Отечественной войны 1812 года, и Конторский флигель ( 1822 - 1823), который когда-то венчала 18-метровой высоты башня.
Усадьба сильно пострадала в 1812 году во время французской оккупации.
После войны большинство ее построек подверглись реконструкции с учётом новых веяний в архитектуре.
Усадьба сильно пострадала в 1812 году во время французской оккупации.
После войны большинство ее построек подверглись реконструкции с учётом новых веяний в архитектуре.
Лана Свет
Часть 16
Часть 16
К 1830 году Усадебный ансамбль в Архангельском был окончательно завершён. Спустя год старый князь Н. Б. Юсупов умер. Его наследники уделял усадьбе значительно меньше внимания и даже вывезли отсюда часть картин и скульптур.
Была продана ботаническая коллекция, распущенны оркестр и театральная труппа.
Только при последнем владельце Архангельского, князя Ф. Ф. Юсупове - Сумарокове - Эльстон, к усадьбе вернулась была слава.
В эту пору сюда приезжали художники А. Н. Бенуа, В. А. Серов, К. А. Коровин, К. Е. Маков кий, пианист К. Н. Игумнов и многие другие деятели русской культуры.
Была продана ботаническая коллекция, распущенны оркестр и театральная труппа.
Только при последнем владельце Архангельского, князя Ф. Ф. Юсупове - Сумарокове - Эльстон, к усадьбе вернулась была слава.
В эту пору сюда приезжали художники А. Н. Бенуа, В. А. Серов, К. А. Коровин, К. Е. Маков кий, пианист К. Н. Игумнов и многие другие деятели русской культуры.
Лана Свет
Часть 17
Часть 17
Лана Свет
Информация
Информация
Тук-тук-тук! Кто в домике живет? Наверное, мышка-норушка, как всегда... Ну там еще зайчик-побегайчик, лисичка-сестричка... А вас тама, похоже, нет!
Почему? Да потому что на Мейби нужно сначала зарегистрироваться, а потом подать заявку на прописку в ДоМиКе.