Интересная Москва
Прасковья Ковалева...
➜ главная Домика
Вы не залогинились! Ваш статус в этом ДоМиКе - гость.
В домике онлайн: 0, замечено за сутки: 2
вернуться на 101 стр. списка тем
Лана Свет
Прасковья Ковалева...
Прасковья Ковалева...
... Граф Николай Петрович Шереметьев стоял у окна. Он смотрел на аллею, по которой вчера укатили из его останкинского дворца свита императора и сам император Александр I. "Шереметьевский театр с сегодняшнего дня - история", - грустно думал граф.
Стояло лето 1801 года. Граф Шереметьевуже давно задумал распустить свой крепостной театр: кому из актёров жаловал вольную, кого в канцелярию служить определил, поотдавал девушек - актрис замуж...
А вчера... Вчера четырнадцать оставшихся в труппе актёров в последний раз вышли на сцену, чтобы поприветствовать императора Александра I, который только - только короновался на царство. К его приезду весь Шереметьевский дворец, парк и подъездная аллея были так иллюминированы, что "казались огненной рекой". После представления дали бал, следом - ужин, после ужина последовал фейерверк, сопровождавшийся пушечной пальбой и "ревом пятидесяти тысяч ракет", так что "небеса казались отверстыми от искусственных огней в ночном мраке".
Огни Погаси, император уехал, крепостного театра нет. Осталось лишь вспоминать да писать мемуары...
Стояло лето 1801 года. Граф Шереметьевуже давно задумал распустить свой крепостной театр: кому из актёров жаловал вольную, кого в канцелярию служить определил, поотдавал девушек - актрис замуж...
А вчера... Вчера четырнадцать оставшихся в труппе актёров в последний раз вышли на сцену, чтобы поприветствовать императора Александра I, который только - только короновался на царство. К его приезду весь Шереметьевский дворец, парк и подъездная аллея были так иллюминированы, что "казались огненной рекой". После представления дали бал, следом - ужин, после ужина последовал фейерверк, сопровождавшийся пушечной пальбой и "ревом пятидесяти тысяч ракет", так что "небеса казались отверстыми от искусственных огней в ночном мраке".
Огни Погаси, император уехал, крепостного театра нет. Осталось лишь вспоминать да писать мемуары...
Лана Свет
Часть 2
Часть 2
Крепостные театры возникли в России в конце XVII века. Их создавали помещики, любившие театральное искусство и владевшие крепостными людьми. В конце XVII - начале XIX века крепостные театры открылись в столицах и губернскиз городах, а затем - в усадьба крупных помещиков. Вскоре таких театров было уже свыше 170.
Какие только пьесы не ставили в крепостных театрах! И оперы, и балеты, и весёлые интеркомедии, и одноактные пьесы. Их авторами были отечественные и зарубежные писатели, драматургии. Но большинство этих пьес были примитивными, входили в разряд так называемых домашних представлений. Короткая пьеска, сочиненная автором- любителем по случаю какого-либо семейного торжества, разыгрывалась в зале помешичьего дома силами доморощенных актёров.
У тех богатых помещиков, кто вкладывал в крепостной театр не только деньги, но и душу, были почти профессиональные театры. Самое большое количество крепостных театров существовало в Москве и Подмосковье. Театры были у С. Апраксина, А. Столы на, Г. Бибикова, А. Гагарина, П. Волокон кого, Д. Голицын, Н. Юсупова, И. Салтыкова, Н. Шереметьева и у многих других помещиков.
Цифры тоже подтверждают нам это: в один и тот же период в Москве существовало 53 театра, а в Петербурге - 27.
Какие только пьесы не ставили в крепостных театрах! И оперы, и балеты, и весёлые интеркомедии, и одноактные пьесы. Их авторами были отечественные и зарубежные писатели, драматургии. Но большинство этих пьес были примитивными, входили в разряд так называемых домашних представлений. Короткая пьеска, сочиненная автором- любителем по случаю какого-либо семейного торжества, разыгрывалась в зале помешичьего дома силами доморощенных актёров.
У тех богатых помещиков, кто вкладывал в крепостной театр не только деньги, но и душу, были почти профессиональные театры. Самое большое количество крепостных театров существовало в Москве и Подмосковье. Театры были у С. Апраксина, А. Столы на, Г. Бибикова, А. Гагарина, П. Волокон кого, Д. Голицын, Н. Юсупова, И. Салтыкова, Н. Шереметьева и у многих других помещиков.
Цифры тоже подтверждают нам это: в один и тот же период в Москве существовало 53 театра, а в Петербурге - 27.
Лана Свет
Часть 3
Часть 3
Помещики - любители театрального искусства не только строили чудо- здания для своих театров (например, двухярусный театральный зал князя Н. Б. Юсупова вмещал в себя до 400 зрителей, а Останкинский Шереметьев кий театр - до 250 гостей), они приглашали расписывать их знаменитых художников своего времени, выписывали из-за границы учителей, чтобы обучать крепостных талантливых людей тонком актёрском искусству, или великолепные костюмы, строили потрясающие декорации, содержали оркестры... Театры стали смыслом жизни некоторых богатых людей.
И на небосводе славы и истории засияли такие звезды, как композиторы и музыканты С. А. Дегтярев, Г. Я. Ломакин, "русский Страдивари" - инструментальный мастер И. А. Батов, актрисы Т. В. Шлыкова- Гранатова, П. И. Ковалева- Жемчугова, режиссёр и драматург В. Г. Вороблевский. Крепостными актёрами были и отец знаменитого П. С. Мочалова - С. Ф. Мочалова, и великий русский талант М. С. Щепкин, и актриса Е. С. Семёновна, чьё искусство высоко ценил А. С. Пушкин.
И на небосводе славы и истории засияли такие звезды, как композиторы и музыканты С. А. Дегтярев, Г. Я. Ломакин, "русский Страдивари" - инструментальный мастер И. А. Батов, актрисы Т. В. Шлыкова- Гранатова, П. И. Ковалева- Жемчугова, режиссёр и драматург В. Г. Вороблевский. Крепостными актёрами были и отец знаменитого П. С. Мочалова - С. Ф. Мочалова, и великий русский талант М. С. Щепкин, и актриса Е. С. Семёновна, чьё искусство высоко ценил А. С. Пушкин.
Лана Свет
Часть 4
Часть 4
Принято считать, что тех, кто работал в крепостных театрах, нещадно угнетали тираны- хозяева. Не везде и не всегда это было так. Например, в крепостное театре А. Р. Воронцова актёры получали общее и специальное образование, им платили жалованье. Кстати, ставили в воронцовском театре образцы отечественной драматургии - произведения Фонвизина, Княжнина, Сумарокова, Крылова...
Профессиональные русские театры пополнялись за счёт крепостных. Так, Дирекция император коих театров в 1800 году приобрела крепостную балетную труппу С. Г. Зорича. В 1806 году была куплена труппа А. Её. Столыпина, которая вошла в труппу Большого театра в Москве. А в 1828 году та же Дирекция приобрела крепостной оркестр графа Чернышева из 27 музыкантов.
Легендой крепостного театра стала певица Прасковья Ивановна Ковалева, которую на сцене звали Жемчуговой. Такова была традиция: выступая на сцене Шереметьев кого театра, крепостные актрисы получали вторую сценическую фамилию по названию какого-либо драгоценного камня.
Профессиональные русские театры пополнялись за счёт крепостных. Так, Дирекция император коих театров в 1800 году приобрела крепостную балетную труппу С. Г. Зорича. В 1806 году была куплена труппа А. Её. Столыпина, которая вошла в труппу Большого театра в Москве. А в 1828 году та же Дирекция приобрела крепостной оркестр графа Чернышева из 27 музыкантов.
Легендой крепостного театра стала певица Прасковья Ивановна Ковалева, которую на сцене звали Жемчуговой. Такова была традиция: выступая на сцене Шереметьев кого театра, крепостные актрисы получали вторую сценическую фамилию по названию какого-либо драгоценного камня.
Лана Свет
Часть 5
Часть 5
Парашу Ковалева взяли обучаться театральном делу с семи лет, а двенадцати летним подростком она уже выступала на сцене Кусковского театра.
Прасковья Ивановна Коватева-Жемчугова обладала необыкновенный голосом (сопрано) и талантом драматического актрисы.
Она стала славой Шереметьев коих театров: подчас богатые люди съезжались в Останкино и Кусково к графу Шереметьеву, чтобы послушать эту актрису, насладиться её талантливой игрой.
Прасковья Ивановна и граф Николай Петрович Шереметьев полюбили друг друга. Граф подписал вольную своей возлюбленной, а в 1801 году тайно с ней обвенчался. Подобный брак то время был редчайшим и обсуждался в дворянский, аристократических кругах.
Прасковья Ивановна Коватева-Жемчугова обладала необыкновенный голосом (сопрано) и талантом драматического актрисы.
Она стала славой Шереметьев коих театров: подчас богатые люди съезжались в Останкино и Кусково к графу Шереметьеву, чтобы послушать эту актрису, насладиться её талантливой игрой.
Прасковья Ивановна и граф Николай Петрович Шереметьев полюбили друг друга. Граф подписал вольную своей возлюбленной, а в 1801 году тайно с ней обвенчался. Подобный брак то время был редчайшим и обсуждался в дворянский, аристократических кругах.
Лана Свет
Часть 6
Часть 6
Прасковья Ковалева - Жемчугова скончалась в возрасте 34 лет от туберкулёза, оставив мужу-графу грудного сына...
И все же с русским крепостным театром связаны не только грусть и печаль. Они, эти театры, несли России прекрасное, доброе, вечное; они облагораживали глухую глубину, прокладывали дорогу профессиональному драматическому российскому театру и в конце концов стали одной из замечательных страниц русской истории
И все же с русским крепостным театром связаны не только грусть и печаль. Они, эти театры, несли России прекрасное, доброе, вечное; они облагораживали глухую глубину, прокладывали дорогу профессиональному драматическому российскому театру и в конце концов стали одной из замечательных страниц русской истории
Лана Свет
Информация
Информация
Тук-тук-тук! Кто в домике живет? Наверное, мышка-норушка, как всегда... Ну там еще зайчик-побегайчик, лисичка-сестричка... А вас тама, похоже, нет!
Почему? Да потому что на Мейби нужно сначала зарегистрироваться, а потом подать заявку на прописку в ДоМиКе.