Интересная Москва
Тайна гибели самолёта "М. Горький"

СтатьиФорумФотоальбумБиблиотекаЖильцы

➜ главная Домика
Вы не залогинились! Ваш статус в этом ДоМиКе - гость.
В домике онлайн: 0, замечено за сутки: 4

вернуться на 101 стр. списка тем

Лана Свет  
Тайна гибели самолёта "М. Горький"
Лана Свет
Рассказывает военный лётчик Л. Вяткин:

Идея построить самолёт - гигант родилась в октябре 1932 года, в связи с 40 - летним юбилеем литературной и общественной деятельности Алексея Максимовича Горького. Инициатором её был известный журналист М. Е. Кольцо. В те годы Сталин заигрывал в своих конъюнктурных интересах с "великим пролетарским писателем" и идею поддержал. В то же время он стал проявлять повышенный интерес к авиации, кстати бурно развивающейся во всех странах Европы и под влиянием первого замнаркома М. Н. Тухачевского. Через газету "Правда" и радио Михаил Кольцов организовал все народный сбор средств на строительство самолёта - гиганта. В короткий срок удалось собрать 6 миллионов рублей, что по тем временам составляло весьма значительную сумму.
Главным руководителем проекта был назначен авиаконструктор Андрей Николаевич Туполев. С помощью конструкторов - руководителей бригад В. М. Петлякова, А. А. Архангельского, Б. А. Саукке, Б. М. Кондорсконо и других самолет - гигант был создан, и это было поистине техническое чудо!
Лана Свет  
Часть 2
Лана Свет
Постройка самолёта "Максим Горький" была начата 4 июля 1933 года, а 3 апреля 1934 года, всего через 10 месяцев, разобравшись каменную вкладку стены заводского цеха (этот цех сохранился), инженеры и рабочие дружно выкатили свое детище на бетонные плиты Ходынского аэродрома.
24 апреля специальная правительственные комиссия приняла самолёт. 17 июня 1934 года лётчик- испытательный М. М. Громов впервые поднял его в воздух. Самолёт хорошо слушал я рублей, был устойчив в полете и через два дня, во время встречи челюскинцев совершил торжественный полет над Красной площадью в сопровождении истребителей, которые рядом с гудящим всеми восемь моторами гигантом казались игрушечными.
Мировая пресса немедленно отреагировала на столь знаменательное событие, отметив, что СССР становится сильной мировой авиационной державой, способной создавать самые современные самолёты, подобные агитсамолету-гиганту "Максим Горький", что было бы невозможно без хорошей научной базы и талантливых конструкторов. Отмечалось также, что в создании флагмана советского авиационного флота принимали участие более ста учреждений и предприятий - смежников, не считая ЦАГИ и ЦИАМ.
Лана Свет  
Часть 3
Лана Свет
Иностранные журналисты, совершивший полет над Москвой, подробно описали внутреннюю и внешнюю конструкцию самолёта, пассажирский салон, отдельные каюты с "прозрачным полом", буфет, центральную телефонную станцию, кино установку, типографию, выпускавшую малотиражную газету прямо в полете, фотолабораториб, пневмопочту, радиостудию и туалет. Кроме 8 членов экипажа, самолёт мог брать на борт 72 пассажира, что было рекордным показателем для данного класса самолётов. Отмечалось и то, что впервые у нас на пассажирском самолёте был установлен автопилот отечественной конструкции. Управление было двойное (дублирование). На самолёте было 14 топлевных баков. Двигатели запускали ь сжатым воздухом. Масса пустого самолёта составляла 28, 5 тонны.
Однако иностранные журналисты не знали того, что гигант в случае необходимости можно было быстро переоборудовать в тяжёлый "ШКАС".
К сожалению, "Максим Горький" просуществовал недолго.
В небе над Москвой произошла страшная катастрофа.
Лана Свет  
Часть 4
Лана Свет
Из не официального сообщения ТАСС:

"18 мая 1935 года в 12 часов 45 минут в городе Москве, в районе Центрального аэродрома (Ходынское поле), произошла катастрофа с самолётом" Максим Горький ".
Катастрофа произошла при следующих обстоятельствах. Самолёт" Максим Горький " совершал полет под управлением лётчика ЦАГИ т. Журова при втором лётчик из эскадрильи им М. Горького В. Михееве, имел на борту ударников ЦАГИ в количестве 38 человек ( на самом деле 50). В этом полете "Максим Горький" сопровождал тренировочный самолёт ЦАГИ под управлением лётчика Благина. Несмотря на категорически запрет делать какие бы то ни было фигуры высшего пилотаж во время сопровождения, лётчик Благин нарушил этот приказ и стал делать фигуры высшего пилотаж в непосредственной близости от самолёта "Максим Горький" на высоте 700 м.
При выходе из мёртвой петли, лётчик Благин своим самолётом ударил в крыло самолёта "Максим Горький".
Лана Свет  
Часть 5
Лана Свет
Самолёт "Максим Горький" вследствие полученных повреждений от удара самолёта стал разрушать я в воздухе, перешёл в пике и отдельными частями упал на землю в посёлке Сокол в районе аэродрома.
При катастрофе погибло 11 человек экипажа самолёта "Максим Горький" и 36 человек пассажиров - ударников из инженеров, техников и рабочих ЦАГИ, в числе которых было несколько членов их семей. При столкновении погиб также лётчик Благин, пилотировавший тренировочный самолёт.
Похороны погибших приняты на государственный счёт и состоятся 20 мая с. г.
Правительством решено выдать семьям погибших по 10 000 рублей единовременно го пособия и установить повышенное пенсионное обеспечение. Образована комиссия по похоронах в составе: Хрущев, Харламов, Ткачев".
Лана Свет  
Часть 6
Лана Свет
Из сухих строк официального сообщения ТАСС следует, что катастрофа самолёта - гиганта произошла исключительно по вине "воздушного хулигана" Николая Благина. Однако при этом, как считают многие старые авиатор, у которых, как известно, прекрасная память, здесь присутствует некая тайна, доселе нераскрытая.
Старший лётчик Григорий Степанович Малиновский, очевидец гибели "Максима Горького", был убеждён, что всегда дисциплинированного и имевшего прекрасную репутацию лётчика ЦАГИ Николая Благина совершить этот сомнительный "акробатический трюк" в воздухе, ставший для самолёта роковым уговорил некое высокое начальство.
"Самый бесшабашный лихач ни за что не будет подвергать опасности, столь явной, жизни других, - рассказывал об этой катастрофе Малиновский. - А на борту" Максима Горького" было полно пассажиров... И по своей инициативе Благин не стал бы рисковать чужими жизнями... Ведь и кинохронику пригласили! Даже если бы "мертвая петля" вокруг крыла летящего гиганта закончилась благополучно, Благин немедленно бы судили. Но кем-то явно ему была гарантирован безопасность! "
Лана Свет  
Часть 7
Лана Свет
Представляется весьма логичным, что начальство ЦАГИ ( Начальником ЦАГИ был Н. Харламоов, сначала подтвердивший такое указание, но затем в газете "Правда" от 20 мая 1935 года всю вину переложивший на Благина. Полетный лист до сей поры не найден) Благину передало чью-то "интересную идею" : совершить петлю во время полёта в "рекламных" целях перед объективом кинокамеры. Опытному лётчику такая идея не могла прийти в голову, так как петлю по правилам безопасности можно выполнять лишь вокруг не подвижного объекта, скажем, воздушного шара.
Лана Свет  
Часть 8
Лана Свет
Поразительно, что Николай Благин все же выполнил прихоть начальства и совершил невероятное. Помог профессиональный опыт. Он заменил классическую мёртвую петлю неправильной бочкой с большим радиусом. Делалось это так: истребитель Благина со снижением разгонялся и затем шёл на вертикаль и одновременно выполнял бочку с большим радиусом. Оказавшись над флагманом в перевернуто положении и под некоторым углом, Благин пропустил его несколько вперёд и затем совершил эволюцию. При этом, описывая большую кривую, истребитель одновременно переходил от одного крыла к другому. С земли наблюдатели это казалось мёртвой петлёй и выглядело весьма эффектно.
Лётчик - испытательный, Герой Советского Союза М. А. Нюхтиков, видивший несколько лет тому назад фильм в ЦАГИ, говорит, что Благин выполнил благополучно две эволюции и только на третьей таранил "Максима Горького", явно не справившись с управлением.
Известно, что снимал злополучный полет кинооператор Щекутьев, который впоследствии погиб на фронте..
Лана Свет  
Часть 9
Лана Свет
Съемка велась с самолёта Р-5 (конструкции Н. Н. Поликарпова) в довольно сложных условиях из открытой кабины. Перед полётом кинооператор, опасаясь, что истребитель Благина окажется за кадром, попросил пилота: "Ты, давай, получше крути!" Благину не нравились противоречивые указания, и он был мрачен...
Самое поразительно в истории гибели "Максима Горького" началось через четыре месяца после страшной катастрофы.
Выходившая в Париже газета русских эмигрантов "Возрождение" в номере от 12 сентября 1935 года перепечатала из польской газеты "Меч" предсмертное письмо Николая Благина.
Как рассказывает директор научно- мемориального музея Н. Е. Жуковского Владимир Бычков, русский лётчик Николай Павлович Благина был сыном потомственного дворянин, полковника царской армии и получил хорошее образование.
Лана Свет  
Часть 10
Лана Свет
Летом 1920 года он закончил теоретические курсы авиации при дивизионе воздушных кораблей "Илья Муромец", Московскую школу авиации и затем Высшую школу военлетов.
В 1930 году он стал инструктором 1-ого разряда в Научно-испытательном институте ВВС РККА, а в январе 1932 года был принят в ЦАГИ ведущим лётчиком - испытателем при ОКБ А. Н. Туполева.
По отзывам работников ЦАГИ, Николай Благин летал на всех типах самолётов, был прекрасным товарищем, любил летную работу и проявлял склонность к изобретательству.
Лана Свет  
Часть 11
Лана Свет
Благин провел ряд ответственных испытаний авиационного вооружения и стартовых пороховых ускорителей тяжёлого бомбордировщика ТБ - 1, что по тому времени было новинкой.
Он отличался добросовестностью, эрудицией и трудолюбие. Правда, это не спасло Николая Павловича от недремлющего ока НКВД, он был "под колпаком", и приставленный к нему стукач регулярно сообщал "куда следует" обо всех разговорах Благина. Работники ЦАГИ знали, что Благин был независимо в своих суждения и оценках и не любил "политической жвачки"...
Лана Свет  
Часть 12
Лана Свет
О "предсмертном письме лётчика Благина" стало известно недавно. Это вестюьма любопытный документ. Вот его полный текст:

"Братья и сестры! Вы живёте в стране, зараженной коммунистической чумой, где господствует красный кровавый империализм. Именем ВКП (б) прикрывают я бандиты, убийцы, бродяги, идиоты, сумасшедшие, кретины и дегенераты. И вы должны нести этот тяжкий крест. Никто из вас не должен забывать, что эта ВКП означает второе рабство.
Хорошо запомните имена этих узурпаторов, этих людей, которые взяли на себя труд восхвалять самих себя и которые называют себя мудрым и любимыми народом. Никто из вас не должен забывать голод, который свирепствовал с 1921 по 1933 год, во время которого ели не только собак и кошек, но даже человеческое мясо.
А в это время коммунисты организовали торгсины, чтобы пустить им пыль в глаза, говоря: "Смотрите, как мы хорошо живём!"
В этих торгсинах можно было купить золото и импортные товары за бесценок, но все это было не для вас, братья и сестры. В то время как вы умирали с голода, бандиты - коммунисты экспортировалитза границу нашу лучшую продукцию по самым низким ценам для того, чтобы показать, что в стране Советов все идёт хорошо.
Лана Свет  
Часть 13
Лана Свет
Братья и сестры! Не забывайте, что означает "все идёт хорошо" в действительности. В то время как у нас отбирали последние средства в виде принудительно займов и т. д., бандиты - коммунисты организовывали крупные попойки, танцевальные вечера и другие оргии с проститутками и разбазаривали народные миллионы.
Никогда не забывайте этого, братья и сестры! Не забывайте также и то, почему был убит бандит Киров! Вам прекрасно знакомыигримасыиграбителей - узурпаторов Сталина, Кагановича, Димитрова и других коммунистов. Не забывайте о том, кто в случае войны должен быть убит в первую очередь!
Надо будет воевать, чтобы освободиться от цепей рабства, от тяжёлой кабалы, от кровавоготбольшевизма и сумасшедших коммунистов.
Никогда и нигде в мире не будет покоя до тех пор, пока коммунизм, эта бацилла в теле человечества, не будет уничтожена до последнего болтшевистского убийцы.
Лана Свет  
Часть 14
Лана Свет
И когда эти бандиты уверяют мир в том, что не хотят войны, это наглая ложь. Коммунисты используют каждую предоставленную им возможность, чтобы вселять повсюду волнения, разруху, голод и нищету! И если они не хотят войны, то только потому, что очень хорошо знают, что это будет их последняя битва и что коммунизм исчезнет с лица земли, как заразная бацилла.
Братья и сестры! Помните это и мстители за себя до последней капли крови тем, кто выступает за Советский Союз, управляемый бандитами - коммунистами!
Власть находиться в руках коммунистов - евреев, которые распространили свое господство также и на музыку, литературу, искусство и т. д.
Необходимо бороться с коммунистической заразой, используя её собственные методы, т. е. прокламации!
Лана Свет  
Часть 15
Лана Свет
Братья и сестры! Завтра я поведу свою крылатую машину и протараню самолёт, который носит имя негодяя Максима Горького!
Таким способом я убью десяток коммунистов - бездельников, "ударников" ( коммунистической гвардейцев) , как они любят себя называть.
Этот аэроплан, построенный на деньги, которые вас вынудили отдать, упадёт на вас! Но поймите, братья и сестры, всякому терпению приходит конец!
Перед лицом смерти я заявляю, что все коммунисты и их прихвостни - вне закона! Я скоро умру, но вы вечно помните о мстителей Николае Благине, погибшим за русский народ!
Москва, 17 мая 1935 года
Николай Благин, летчик"
Лана Свет  
Часть16
Лана Свет
Это так называемое "посмертно письмо лётчика Благина, в 1992 году опубликовала научный сотрудник Л. Кудрявцева, которая указывает, что редактор варшавское газеты" Меч"гарантировал его подлинность. Более того, она пишет:" За несколько дней до происшествия по всей Москве упорно распространялись слухи, что Сталин намеревается занять место в" Максим Горьком" в компании Молотова, Кагановича, Орджоникидзе и других высокопоставленных лиц...". Казалось, ситуация на кануне полёта Благина выглядит вполне правдоподобно, и злой умысел Благина, таким образом, получает логическое объяснение.
Лана Свет  
Часть 17
Лана Свет
Но так кажется только на первый взгляд. Вдова Благина Клавдия Васильевна заявила, что о существовании столь странного воззвания, более похожего на письмо японского лётчика - смертника "камикадзе", она слышит впервые. А сам стиль письма совершенно не свойственно Николаю Павлович.
Действительно, анализ показывает, что в письме имеются явные несу разности, говорящие о том, что перед нами письмо - фальшивка, рассчитанные на сенсационность. Похоже, оно написано политическим эмигрантов - журналистом с целью использовать гибель флагмана авиации в политических целях.
Достаточно для этого сопоставить несколько абзацев из письма с фактамм: "Таким способом я убью десяток коммунистов - бездельников..". Эти строки не мог написать Благин, так как он отлично ( по именам) знал многих пассажиров. Это были его сослуживцы, работники ЦАГИ, их жены и дети ( детей шестеро - от 8 до 15 лет). Многие из них не были коммунистам, а уж бездельниками тем более...
Кроме того, если бы Благин накануне решил покончить с "Максимом Горьким", он бы перед объективом кинокамеры совершил свой "акт возмездия" куда как более решительно, а не после двух "примерочных" бочек вокруг флагмана.
Лана Свет  
Часть 18
Лана Свет
Перед полётом 18 мая Николай Благин явно нервничал. ( Накануне он сказал жене: "Не нравится мне эта затея..."). Оператор кино хроники запечатлён суету перед вылетом, возбуждены пассажиров, смущённо улыбающийся экипад: командира корабля Ивана Михеева, второго лётчика Николая Журова, бортинженера Матвеенко, механика Медведева и остальных членов экипажа: Лакрузо, Власова, Фомина ( всего 11 человек).
Орденоносца лётчика Ивана Михеева знала вся страна. Бывший авиамеханик, он чтобы научиться летать, переделал одноместный старыйи"Моран - Ж" в двухместный. В 1925 году Михеева участвовал в рекордно переплёте Москва - Пекин, в 1926 году был командиром авиотряда по борьбе с саранчой, а в последующие годы освоил полёты на новых машинах АНТ - 9 и пятимоторномтАНТ - 14.
Михеев, Благин, Рыбушкин уточнили задание, стоя под громадный крылом "Максима Горького". Затем последовал полет над Москвой в сопровождении самолётов - истребителей И - 5. Самолёты летели плотным строем "крыло в крыло". Громкоговорящая установка "голос с неба" передавала марши..
Лана Свет  
Часть 19
Лана Свет
Далее предоставим слово лётчику - испытателем НИИ ВВС В. В. Рыбушкину. Эти показания записал корреспондент "Правды", и они наверняка имеются в материалах расследования НКВД, но до них до сей поры никто не добрался...

"Задание я получил в 5 часов вечера 17 мая вместе с лётчиком Благиным. (Полет не был проигранной на земле). Мне было приказано взять на борт кино оператора Щекутьева... Я поднялся первым, за мной взлетел Благин. Затем поднялся" Максим Горький ". Я пристроился слева от него. Благин - справа.
На втором круге "Максим Горький" сделал разворот влево и пошёл по направлению к аэродром. Я поднялся немного выше и шёл метрах в пятидесяти от левого крыла самолёта. Смотрю, Благин, находясь на правом крыле, сделал правую "бочку" и отошёл по инерции вправо от самолёта. Затем он перешёл на левое крыло; я немного отошёл в сторону и поднялся выше, решив, что он будет делать левую "бочку", и его самолёт отнесет влево. ( На самом деле, судя по кадрам фильма, Рыбушкин взял понижение и съемка велась на фоне неба).
Благин прибавил газу, вышел вперёд и стал делать новую фигуру высшего пилотаж. Это было очень опасно, так как его по инерции могло затащить на "Максима Горького". Фигура у него не получилась, он потерял скорость и врезался в правое крыло "Максима Горького", около среднего мотора. Видимо, он ударился в масляные баки ( ибо взвилсяиклуб чёрного дыма), пробил мотором верхнюю и нижнюю обшивки крыла и сломал лонжероны.
Лана Свет  
Часть 20
Лана Свет
Удар был чудовищной силы, " Максим Горький" накренился вправо, от него отделился чёрный капот и куски тренировочного самолёта. "Максим Горький" пролетел по инерции ещё 10 - 15 секунд, крен все увеличивая, и он начал падать на нос. Затем оторвалась часть правого крыла, потом отлетела часть фюзеляжа с хвостом, самолёт перешёл в опасное пикирование и перевернулся на спину.
Машина ударилась о сосны, стала сносить деревья и окончательно рассыпалась на земле.. Я сбавил газ и круто планировал над местом катастрофы... "
Далее в рассказе Рыбушкина следует нечто невероятное, свидетельствующее о том, что вышеприведенный текст подвергся изрядно праве с добавлением большой дозы самого вульгарного вранья:

" В этот момент кино оператор, перепугавшись, схватил менятза горло, начал душить и тащить назад, я потерял управление(?!), и самолёт начал штопорить. Мне пришлось сильно ударить оператора в лицо, и только после этого он сел на свое место и не двигаясь сидел до посадки. Сделав два круга над местом аварии, я ушёл на посадку".
Лана Свет  
Часть 21
Лана Свет
Проанализируем эти прелюбопытнейшие события. Во-первых, душить лётчика в полете, находясь во второй кабине, невозможно. Расстояние между ними довольно велико (около 2 метров), и кинооператору Щекотьеву пришлось бы, отстегнув привязанный ремни и избавившись оттгромозекой кинокамеры, и, вероятно, смнадетым парашютом, полностью вылезать из кабины и через плексиглазовый козырёк дотянуться "до горла" лётчика. При этом его неминуемо сдуло бы набегающим потоком воздуха, как пушинку. Во - вторых, лётчику легко "усмирить" в задней кабине кого угодно: для этого достаточно несколько раз создать отрицательные перегрузки. Если пассажир не привязан ремнями, он попросту вылетит из неё.
Наконец, в - третьих, штопор на этой довольно небольшой высоте самолета Рыбушкина не зафиксирован. Так что драма в воздухе на Р - 5 после гибели "Максима Горького" явно вымышлена.
Лана Свет  
Часть 22
Лана Свет
При этом уместен вопрос, кто это мог придумать? Главный редактор газеты "Правда" Н. Бухарин?
Причина этих вымыслов одна - для советских людей цензура спешно подгоняла всю информацию под одну версию, сделав "козлом отпущения" Николая Благина, который уже не мог себя защитить и оправдаться перед общественностью. Горькая судьба этого человека - быть оклеветанным на долгие годы...
Трупы людей вместе с обломками самолёта усеяли сады в посёлке Сокол. Туда были посланы курсанты военных училище и милиции, части НКВД. А фильм? Он был арестован и засекречен.
На похоронах жертв воздушной катастрофы многие обратили внимание на удивительное "снисхождение", проявленное к погибшему главному виновнику страшной катастрофы Николаю Благину: его похоронили вместе со всеми на Новодевичьем кладбище, а семье выплатили единовременно пособие и обеспечили пенсией. Такое решение могли принять только "на самом верху", то есть на уровне правительства. Говорят, Н. Хрущев звонил И. Сталину и спросил: "Как быть с телом Благина?". Сталин после долгой паузы сказал: "Хороните вместе со всеми". И положил трубку.
Лана Свет  
Часть 23
Лана Свет
После гибели самолёта "Максим Горький" было решено построить аналог АНТ - 20. Главный конструктор Андрей Николаевич Туполева внёс в конструкцию ряд улучшений, поставил более мощные моторы. Самолёт испытал М. С. Громов, и затем на нем перевозили пассажиров по маршруту Москва - Минеральные Воды. Во время войны на АНТ- 20транспортировали грузы, пока в одном из рейсов в декабре 1942 года он не разбился при посадке..
Ветераны - авиатор до сей поры с сожалением и любовью вспоминают красавца "Максима Гтрького". Им когда-то любовалась вся страна. Авиацию тогда любил весь народ, особенно молодёжь.
Лана Свет  
Часть 24
Лана Свет
На "Максиме Горьком" 17 мая совершил полет Антуан де Сент-Экзюпери и дал самолёту высокую оценку:

"Я летал на самолёте" Максим Горький ". Эти коридоры, этот салон, эти каюты, этот мощный гул восьми моторов, эта внутренняя телефонная связь - все было не похоже на привычную для меня воздушную обстановку. Но ещё больше, чем техническим совершенство самолёта, я восхищался молодым экипажем и тем прорывом, который был общимидлямвсех этих людей. Я восхищался их серьёзность и той внутренней радостью, с которой они работали. Чувства, которые обуревали этих людей, казались мне более мощной движущей силой, нежели сила восьми великолепных моторов гиганта.
... Я знаю, что эта трагедия вызвана не технической ошибкой, не невежество создателей или оплошность экипажа. Эта трагедия не является одной из тех трагедий, которые могут людей заставить усомниться в своих силах. Не стало самолёта - гиганта. Но страна и люди, его создавший, сумеют вызвать к жизни ещё более изумительные корабли - чудеса техники".
Лана Свет  
Часть 25
Лана Свет
После гибели "Максима Горького" был брошен клич по сбору средств на а постройку 16 самолётов типа "Максима Горького". За короткий срок было собрано 68 миллионов рублей. Но построили только один самолёт - гигант, о котором шла речь выше. Куда ушли остальные миллионы - неизвестно.
Сталин стал недолюбливать авиаконструктора Туполева и обвинили его в "гигантищме" - стремлении строить только большие самолёты, что не соответствовал действительности. А затем Туполева был объявлен "врагом народа"...
Лана Свет  
Информация
Лана Свет
Автор : Н. Николаев
Книга: ТАСС уполномочен промолчать

вернуться на 101 стр. списка тем

☍ Поделиться

Тук-тук-тук! Кто в домике живет? Наверное, мышка-норушка, как всегда... Ну там еще зайчик-побегайчик, лисичка-сестричка... А вас тама, похоже, нет!

Почему? Да потому что на Мейби нужно сначала зарегистрироваться, а потом подать заявку на прописку в ДоМиКе.