Интересная Москва
КТО УБИЛ ЛЕРМОНТОВА?
➜ главная Домика
Вы не залогинились! Ваш статус в этом ДоМиКе - гость.
В домике онлайн: 0, замечено за сутки: 1
вернуться на 108 стр. списка тем
Лана Свет
КТО УБИЛ ЛЕРМОНТОВА?
КТО УБИЛ ЛЕРМОНТОВА?
Лана Свет
НЕУДАЧНАЯ ШУТКА
НЕУДАЧНАЯ ШУТКА
Итак, будем разбираться. 15 июля 1841 года у подножия горы Машука, в четырех верстах от Пятигорска, между шесть. и семью часами пополудни отставной майор Николай мартынов убил на дуэли поручика Михаила Лермонтова.
Это происшествие могло бы считаться вполне заурядным, поскольку поединки гордых представителей дворянского сословия, несмотря на горозный запрет царя, былиобычным явлением. Но тут собый случай: застрелен 27-летний молодой человек, обещавший стать величайшим поэтом в истории русской словесности. Причем повод к поединку был самым пустячным, а сами дуэлянты считались давними друзьями.
В истории этой дуэли слишком много темных пятен, и ученые до сих пор спорят, что это было: трагическое сплетение случайных обстоятельств, замаскироанный способ самоубийства или политическое убийство...
По самой распространеннной версии, причиной дуэли стало злоязычие Лермонтова. Во время пребывания в Пятигорске он постоянно доставал Мартынова далеко не безобидными шутками, больно бьющими по самолюбию довольно-таки посредственной личности. Мартынов уиверждал: " С самого приезда своего в Пятигорск Лермонтов не пропускал ни одного случая, где бы мог он сказать мне что-нибудь неприятное. Остроты, колкости, насмешки на мой счет - одним словом, все, чем только можно досадить человеку, не качаясь его чести. Я показывал ему, как умел, что не намерен служить мешенью для его ума, но он делал вид, как будто не замечает, как я принимаю его шутки".
13 июля 1841 года поэт был в доме генерала Верзилина. Там собрался цвет пятигорского общества. Лермонтом сидел на диване с дочерью хозяйки Эмилией, за которой он приударял в пику своему старинному приятелю Мартынову, который был влюблен в молодую прелестницу. А сам отставной майор, одетый в черкеску с большим кинжалом на поясе, находился рядом и общался с хозяйкой дома.
В другом конце зада играл на фортепьяно князь Трубецкой. Лермонтов казал Эмилии, кивнув на Мартынова, чтобы она была осторожней с этим страшным горцем с таким огромным кинжалом. К несчастью, в этот момент Трубецкой перестал играть, и шутка поэта отчетливо прозвучала в зале. Гости расхохотались.
Мартынов был вне себя от злости. Ведь насмешка прозвучала в присутствии предмета его страсти. Он резко заявил, что больше не намерен терпеть издевок господина Лермонтова.
Когда бывшие приеятели вышли из дома Верзилиных, между ними состоялся разговор на повышенных тонах. Поэту впору бы извиниться перед Мартыновым за допущенную бестактность, погасить конфликт в зародыше, но он этого не сделал. В результате получил вызов на дуэль.
Это происшествие могло бы считаться вполне заурядным, поскольку поединки гордых представителей дворянского сословия, несмотря на горозный запрет царя, былиобычным явлением. Но тут собый случай: застрелен 27-летний молодой человек, обещавший стать величайшим поэтом в истории русской словесности. Причем повод к поединку был самым пустячным, а сами дуэлянты считались давними друзьями.
В истории этой дуэли слишком много темных пятен, и ученые до сих пор спорят, что это было: трагическое сплетение случайных обстоятельств, замаскироанный способ самоубийства или политическое убийство...
По самой распространеннной версии, причиной дуэли стало злоязычие Лермонтова. Во время пребывания в Пятигорске он постоянно доставал Мартынова далеко не безобидными шутками, больно бьющими по самолюбию довольно-таки посредственной личности. Мартынов уиверждал: " С самого приезда своего в Пятигорск Лермонтов не пропускал ни одного случая, где бы мог он сказать мне что-нибудь неприятное. Остроты, колкости, насмешки на мой счет - одним словом, все, чем только можно досадить человеку, не качаясь его чести. Я показывал ему, как умел, что не намерен служить мешенью для его ума, но он делал вид, как будто не замечает, как я принимаю его шутки".
13 июля 1841 года поэт был в доме генерала Верзилина. Там собрался цвет пятигорского общества. Лермонтом сидел на диване с дочерью хозяйки Эмилией, за которой он приударял в пику своему старинному приятелю Мартынову, который был влюблен в молодую прелестницу. А сам отставной майор, одетый в черкеску с большим кинжалом на поясе, находился рядом и общался с хозяйкой дома.
В другом конце зада играл на фортепьяно князь Трубецкой. Лермонтов казал Эмилии, кивнув на Мартынова, чтобы она была осторожней с этим страшным горцем с таким огромным кинжалом. К несчастью, в этот момент Трубецкой перестал играть, и шутка поэта отчетливо прозвучала в зале. Гости расхохотались.
Мартынов был вне себя от злости. Ведь насмешка прозвучала в присутствии предмета его страсти. Он резко заявил, что больше не намерен терпеть издевок господина Лермонтова.
Когда бывшие приеятели вышли из дома Верзилиных, между ними состоялся разговор на повышенных тонах. Поэту впору бы извиниться перед Мартыновым за допущенную бестактность, погасить конфликт в зародыше, но он этого не сделал. В результате получил вызов на дуэль.
Лана Свет
РУССКИЙ БАЙРОН
РУССКИЙ БАЙРОН
Дурной характер Лермонтова был хорошо известен. В пятигорском обществе гео вообще называли "ядовитой гадиной". Особенности характера Михаили Юрьевича отчетливо проявились в Григорие Печерине из "Героя нашего времени". Многие критики вообще усматривают в этом персонаже кальку с автора произведения.
Заметим. что кумиром Михаила Юрьевича, как и многих молодых людей его поколения был английский поэт Джордж Гордон Байрон. Впрочем, сам Лермонтов заявлял: " Нет, я не Байрон, я другой". И действительно, он был не Байроном, а русским мальчиком, заигравшиимся в Байрона, но кончившим жизнь столь же трагически, как его кумир.
Впрочем, вернемся к дуэли. Она вызывает много вопросов. Условия поединка, учитывая незначительность оскорбления, были невероятно жесткими. Стреляться следовало - в случае взаимных промахов - до трех раз, при барьере в 15 шагов. Причем стрелялись не гладкоствольными дуэльными пистолетами Лепажа, а нарезными системы Кухенройтера, которые по убойной силе не уступают винтовке, пробивая грудную клетку насквозь. То есть как минимум один из дуэлянтов был, в сущности, обречен.
Заметим. что кумиром Михаила Юрьевича, как и многих молодых людей его поколения был английский поэт Джордж Гордон Байрон. Впрочем, сам Лермонтов заявлял: " Нет, я не Байрон, я другой". И действительно, он был не Байроном, а русским мальчиком, заигравшиимся в Байрона, но кончившим жизнь столь же трагически, как его кумир.
Впрочем, вернемся к дуэли. Она вызывает много вопросов. Условия поединка, учитывая незначительность оскорбления, были невероятно жесткими. Стреляться следовало - в случае взаимных промахов - до трех раз, при барьере в 15 шагов. Причем стрелялись не гладкоствольными дуэльными пистолетами Лепажа, а нарезными системы Кухенройтера, которые по убойной силе не уступают винтовке, пробивая грудную клетку насквозь. То есть как минимум один из дуэлянтов был, в сущности, обречен.
Лана Свет
ПОЕДИНОК С ЛЕТАЛЬНЫМ ИСХОДОМ
ПОЕДИНОК С ЛЕТАЛЬНЫМ ИСХОДОМ
Общепризнанная версия описывает этот поединок следующим образом. К 18 часам к месту дуэли прибыли сами дуэлянты и два секунданта Мартынова - Глебов и Васильчиков. Секунданты поэта - Столыпин и Трубецкой - опаздывали. Неожиданно поднялся сильный ветер, пошел дождь. Надвигалась гроза. Мартынов предложил стреляться, не дожидаясь опаздывающих офицеров. Лермонтов согласился. Так Глебов и Васильчиков стали секундантами обоих дуэлянтов. По их сигналу Мартынов подошел к барьеру, а Лермонтов остался на месте. Он якобы сказал, что не станет стрелять в этого дурака, поднял руку с пистолетов вверх и выстрелил в воздух. Это еще больше взбесило Мартынова, он тщательно прицелилися и выстрелил. Пуля попала в грудь поэт и пробила ее насквозь.
На месте дуэли не было ни врача, ни повозки. Хлынул ливень с громом и молнией, участники дуэли ринулись прочь, оставив Глебова рядом с телом убитого. Вернулись назад уже в сумерках, но без врача. Лермонтова похоронили на другой день при огромном стечении народа на Пятигорском кладбище, а на следующий год Николай I, благодаря хлопотам бабушки поэта, оазрешил перевезти гроб в село Тарханы, нде находилс фамильный склеп.
На месте дуэли не было ни врача, ни повозки. Хлынул ливень с громом и молнией, участники дуэли ринулись прочь, оставив Глебова рядом с телом убитого. Вернулись назад уже в сумерках, но без врача. Лермонтова похоронили на другой день при огромном стечении народа на Пятигорском кладбище, а на следующий год Николай I, благодаря хлопотам бабушки поэта, оазрешил перевезти гроб в село Тарханы, нде находилс фамильный склеп.
Лана Свет
ТРЕТИЙ ВЫСТРЕЛ
ТРЕТИЙ ВЫСТРЕЛ
В 1952 году Константин Паустовский написал повесть о Лермонтове "Разливы рек". Интересен странный намек в конце повести: "Одновременно с выстрелом Мартынова ему ( Лермонтову) почудился второй выстрел, из кустов под обрывом, над которым он стоял". Так выстрел почудился или был на самом деле?
В акте освидетельствования тела Лермонтова записано, что пуля попала в правый бок под нижнее, 12-е ребро, а вышла между 5-м и 6-м ребрами с противоположной, левой стороны грудной клетки, почти у левого плеча навылет под углов около 35 градусов к горизонту.
Но как это могло быть, если противники стояли напротив друг друга? Возможно только одно объяснение: кто-то неизвестный стреляля в Лемонтова, находясь снизу и сбоку.
Известный актер и режиссер Николай Бурляев, снявший в 1986 году фильм "Лермонтов", убежден, что это была не дуэль, а убийство. Было три выстрела! Кто же стрелял третьим?
Константин Паустовский рассказывал6 "В Пятигорске служил солдат, зарекомендовавший себя отлличным стрелком. И как-то раз его вызвал к себе полковник. Он сообщил парню, что завтра на горе Машук на дуэли будет стреляться государственный преступник, который неприменно должен погибнуть.
Полковник объяснил, где ему следует спрятаться, чтобы выстрелить во время поединка. СОлдат, не привыкший обдумывать распоряжения командирова, согласился и сделал все так, как ему было велено. Уже на следующий день он был переведен в другой гарнизон, а еще спустя какое-то время досрочно демобилизован и отправлен домой, на Кубань.
Исполнив приказ, стрелое не испытывал угрызений совести, к тому же он всю жизнь был неграмотным и не имел никакого понятия русской поэзии. И тольуо уогдв ему пошел восьмой десяток лет, он неожиданно узнал от своей внучки историю гибели Лермонтова. Старик крепко задумался и спустя несколько дней сделал неожиданное признание: "А ведь, выходит, внучка, что это я твоего Лермонтова-то и застрелил!" - и поведал ей о своем тайном задании. Как вы уже, наверное, догадались, эту история я услышал от потомков того самого солдата".
Но кто был заказчиком убийства поэта? Николай I? Вряд ли. Он, конечно, был разгневан на Лермонтова из-за стихотворения "Смерть поэта", за что и сослал его на Кавказ. Но армейский поручик, пусть и поэт, слишком ничтожная величина для императора.
Тогда кто? Кому было выгодно погубить человека, претендующего на роль первого поэта в стране, где поэт всегда больше, чем поэт? Врагам России? Но каким именно? Ответ на этот вопрос мы вряд ли когда-нибудь получим.
В акте освидетельствования тела Лермонтова записано, что пуля попала в правый бок под нижнее, 12-е ребро, а вышла между 5-м и 6-м ребрами с противоположной, левой стороны грудной клетки, почти у левого плеча навылет под углов около 35 градусов к горизонту.
Но как это могло быть, если противники стояли напротив друг друга? Возможно только одно объяснение: кто-то неизвестный стреляля в Лемонтова, находясь снизу и сбоку.
Известный актер и режиссер Николай Бурляев, снявший в 1986 году фильм "Лермонтов", убежден, что это была не дуэль, а убийство. Было три выстрела! Кто же стрелял третьим?
Константин Паустовский рассказывал6 "В Пятигорске служил солдат, зарекомендовавший себя отлличным стрелком. И как-то раз его вызвал к себе полковник. Он сообщил парню, что завтра на горе Машук на дуэли будет стреляться государственный преступник, который неприменно должен погибнуть.
Полковник объяснил, где ему следует спрятаться, чтобы выстрелить во время поединка. СОлдат, не привыкший обдумывать распоряжения командирова, согласился и сделал все так, как ему было велено. Уже на следующий день он был переведен в другой гарнизон, а еще спустя какое-то время досрочно демобилизован и отправлен домой, на Кубань.
Исполнив приказ, стрелое не испытывал угрызений совести, к тому же он всю жизнь был неграмотным и не имел никакого понятия русской поэзии. И тольуо уогдв ему пошел восьмой десяток лет, он неожиданно узнал от своей внучки историю гибели Лермонтова. Старик крепко задумался и спустя несколько дней сделал неожиданное признание: "А ведь, выходит, внучка, что это я твоего Лермонтова-то и застрелил!" - и поведал ей о своем тайном задании. Как вы уже, наверное, догадались, эту история я услышал от потомков того самого солдата".
Но кто был заказчиком убийства поэта? Николай I? Вряд ли. Он, конечно, был разгневан на Лермонтова из-за стихотворения "Смерть поэта", за что и сослал его на Кавказ. Но армейский поручик, пусть и поэт, слишком ничтожная величина для императора.
Тогда кто? Кому было выгодно погубить человека, претендующего на роль первого поэта в стране, где поэт всегда больше, чем поэт? Врагам России? Но каким именно? Ответ на этот вопрос мы вряд ли когда-нибудь получим.
Лана Свет
Информация
Информация
Эльвира
А я верю
А я верю
Дон Румата
Какая разница,
Какая разница,
Дон Румата
Был на месте
Был на месте
Дон Румата
Эльвира,
Эльвира,
Эльвира
Румата,
Румата,
Тук-тук-тук! Кто в домике живет? Наверное, мышка-норушка, как всегда... Ну там еще зайчик-побегайчик, лисичка-сестричка... А вас тама, похоже, нет!
Почему? Да потому что на Мейби нужно сначала зарегистрироваться, а потом подать заявку на прописку в ДоМиКе.