Интересная Москва
КРОКОДИЛ ЗЕМЛИ СЛАВЯНСКОЙ
➜ главная Домика
Вы не залогинились! Ваш статус в этом ДоМиКе - гость.
В домике онлайн: 0, замечено за сутки: 1
вернуться на 108 стр. списка тем
Лана Свет
КРОКОДИЛ ЗЕМЛИ СЛАВЯНСКОЙ
КРОКОДИЛ ЗЕМЛИ СЛАВЯНСКОЙ
В 1549 году были опубликованы "Записки о Московии" на латинском язык. Обширный труд содержал первые подробные сведения о славянских землях, тщательно соранные знаменитым австрийским путешественником и дипломатом Сигизмундом Герберштейном. В основе книги лежал дипломатический отчет о состоянии Московского царства XVI века, перевод на латынь древнерусских лтописей, а также этнографическое описание Московии и окружающих ее земель. Изучая уникальный докумен, современные историки неожиданно для себя обнаружили упоминание... о крокодилах, обитавших на территории современной Белоруссии и средней полосы России!
Лана Свет
АЛЛИГАТОРЫ МИНСКИХ БОЛОТ
АЛЛИГАТОРЫ МИНСКИХ БОЛОТ
Во время путешествия в Московию через Великое княжетво Литовское Герберштейн с удивлением отмечал, что белорусы в качестве божественных покровителей своих домов держат странных змей с четырьмя ногами, черным и жирным телом, около трех пядей ( 45 - 60 сантиметров) в длину. Проезжая по северным областям современной Белоруссии, дипломат записал в своем походном дневнике: "Эта область изобилует рощами и лесами, в которых можно наблюдать страшные явления. Именно там и поныне очень много язычников, которые кормят у себя дома каких-то змей с четырьмя короткими ногами наподобие ящериц, с черным жирным телом. Люди с каким-то страхом благоговейно поклоняются им, выползающим к поставленной пище..."
Может быть, путешественник ошибся, приняв за крокодила или ящера крупную ящерицу? Увы, заподозрить Герберштейна в ошибке или сознательном искажении фактов нельзя, поскольку он не единственный, кто своими глазами видел крокодилов в Белоруссии. Спустя более полувека по тем местам проезжал англичанин Джером Гарсей. На границе между Польшей и современной Белоруссией он неожиданно на берегу реки увидел мертвого "коркодила". Поскольку чудовище не подавало признаков жизни и очевидно было не опасно, путешественник приказал своим слугам копьями вспороть брюхо рептилии. Однако после того, как слуги выполнили приказ, вокруг распространились такой жуткий смрад и зловоние, что англичанин заболел. Надышавшись трупными испарениями, он был вынужден несколько дней провести в постели в одной из ближайших деревень.
Косвенным фактом, подтверждающим наблюдения иностранных путешественников, являются многочисленные детские игры, хоровые пения, а также пляски и приметы, посвященные ящеру Яшке, распространенные в Росссии и Белоруссии. Безусловно, огромный пласт древнего фольклора не мог возникнуть на пустом месте.
Оказывается, даже в центре Минска испокон веков существовало свое крокодилье место. Согласно легенде, неподалеку от современного Дворца спорта, построенное на месте Татарских огородов, где река Свислочь делает поворот, когда-то водились крокодилы. По размерам они уступали африканским, имели черный окрас, однако были не менее агрессивны и прожорливы, чем их африканские родственники. Впрочем. ю просто легендой историю существования минских крокодилов назвать сложно, поскольку она периодически подтверждалась фактами, в том числе неднократной поимкой зубастых чудовищ. Последний раз белорусский крокодил был пойман в Татарском болоте в 1885 году. В последствии чучело несчастного животного доллгое время хранилось в кабинете директора одного из реальных училищ города. К сожалению, во время Гражданской войны оно было безвозвратно утрачено.
Может быть, путешественник ошибся, приняв за крокодила или ящера крупную ящерицу? Увы, заподозрить Герберштейна в ошибке или сознательном искажении фактов нельзя, поскольку он не единственный, кто своими глазами видел крокодилов в Белоруссии. Спустя более полувека по тем местам проезжал англичанин Джером Гарсей. На границе между Польшей и современной Белоруссией он неожиданно на берегу реки увидел мертвого "коркодила". Поскольку чудовище не подавало признаков жизни и очевидно было не опасно, путешественник приказал своим слугам копьями вспороть брюхо рептилии. Однако после того, как слуги выполнили приказ, вокруг распространились такой жуткий смрад и зловоние, что англичанин заболел. Надышавшись трупными испарениями, он был вынужден несколько дней провести в постели в одной из ближайших деревень.
Косвенным фактом, подтверждающим наблюдения иностранных путешественников, являются многочисленные детские игры, хоровые пения, а также пляски и приметы, посвященные ящеру Яшке, распространенные в Росссии и Белоруссии. Безусловно, огромный пласт древнего фольклора не мог возникнуть на пустом месте.
Оказывается, даже в центре Минска испокон веков существовало свое крокодилье место. Согласно легенде, неподалеку от современного Дворца спорта, построенное на месте Татарских огородов, где река Свислочь делает поворот, когда-то водились крокодилы. По размерам они уступали африканским, имели черный окрас, однако были не менее агрессивны и прожорливы, чем их африканские родственники. Впрочем. ю просто легендой историю существования минских крокодилов назвать сложно, поскольку она периодически подтверждалась фактами, в том числе неднократной поимкой зубастых чудовищ. Последний раз белорусский крокодил был пойман в Татарском болоте в 1885 году. В последствии чучело несчастного животного доллгое время хранилось в кабинете директора одного из реальных училищ города. К сожалению, во время Гражданской войны оно было безвозвратно утрачено.
Лана Свет
"КОРКОДИЛЫ" МОСКОВИИ
"КОРКОДИЛЫ" МОСКОВИИ
На Руси слово "крокодил" встречается как минимум с начала XII века. Современным историкам известно Послание митрополита Киевского Никифора Владимиру Мономаху, в котором присутствует упоминание крокодила: "И вероваша в животныя, в коркодилы, и в козлы, и в змие". В не менее известной Ипатьевской летописи автор, восхваляя Романа Мстиславовича Галицкого, сравнивает его со львом, рысью, туром и... крокодилом: "Устремил бо ся бяше на поганыя яко и лев, сердит же бысть яко и рысь, и губяше яко и коркодил, и прехожаше землю их яко и орел, храбор бо бе яко и тур".
Можно было бы предположить, что на Руси за крокодила принимали какое-то иное животное. Однако подобная версия полностью разбивается, если принять во внимание многочисленные факты путешествий, совершенных по святым местам Египта русскими князьями, купцами, монахами, а также простыми паломниками. В вязи с этим славянские путешественники вряд ли могли перепутать крокодила с кем-либо иным. В частности, необычный инциндент, связанный с этими животными, приведен в Псковской летописи, датированной 1582 годом. В историческом документе описывается внезапное нашествие крокодилов на Новгород: " В лета 7090 поставиша город Земляной в Новгороде. Того же лета изыдоша коркодили лютии зверии из реки, и путь затвориша; людей много поядоша, и ужасошася людие и молиши бога по всей земли; и паки спряташася, а иних избиша".
К сожалению, что за река кишела плотоядныи тварями, в маанускрипте не говорится. Историки в свою очередь утверждают, что текст летописи был записан с чужих слов в более позднее время. Однако сам факт нашествия на город аллигаторов, по их мнению, действительно имел место. Один из наиболее авторитетных отечественных историков, занимавшийся изучением жизни и быта средневековых славян, академик Б. А. Рыбаков, был уверен в реальности нашествия речных ящеров на город. По мнению ученого, это косвенно подтверждается существованием устойчивого культа ящера в Великом Новгороде и других городах Севера Руси.
Можно было бы предположить, что на Руси за крокодила принимали какое-то иное животное. Однако подобная версия полностью разбивается, если принять во внимание многочисленные факты путешествий, совершенных по святым местам Египта русскими князьями, купцами, монахами, а также простыми паломниками. В вязи с этим славянские путешественники вряд ли могли перепутать крокодила с кем-либо иным. В частности, необычный инциндент, связанный с этими животными, приведен в Псковской летописи, датированной 1582 годом. В историческом документе описывается внезапное нашествие крокодилов на Новгород: " В лета 7090 поставиша город Земляной в Новгороде. Того же лета изыдоша коркодили лютии зверии из реки, и путь затвориша; людей много поядоша, и ужасошася людие и молиши бога по всей земли; и паки спряташася, а иних избиша".
К сожалению, что за река кишела плотоядныи тварями, в маанускрипте не говорится. Историки в свою очередь утверждают, что текст летописи был записан с чужих слов в более позднее время. Однако сам факт нашествия на город аллигаторов, по их мнению, действительно имел место. Один из наиболее авторитетных отечественных историков, занимавшийся изучением жизни и быта средневековых славян, академик Б. А. Рыбаков, был уверен в реальности нашествия речных ящеров на город. По мнению ученого, это косвенно подтверждается существованием устойчивого культа ящера в Великом Новгороде и других городах Севера Руси.
Лана Свет
ТО ЛИ ВЫДРА, ТО ЛИ ТЮЛЕНЬ
ТО ЛИ ВЫДРА, ТО ЛИ ТЮЛЕНЬ
В свете приведенных фактов возникает вопрос: если в Средневековье подобные рептилии действительно существовали на территории средней полосы России и в Белоруссии, то почему биологи до сих пор не классифицировали этих животных? Оказывается, это не так. Современные ученые на основе летописных источников и рассказов очевидцев, вплоть до конца XIX века встречавших крокодилов в средней полосе, достаточно точно установили, какое животное принимали за аллигатора наши предки. На самом деле это был вовсе не крокодил - тот действительно не мог обитать в нашем климате. Биологи склоняются к версии, что это была ихтиостега. Внешне это животное похоже на нечно среднее между крупной рыбой и амфибией.
Любопытно, что у ряда славянских племен существовало даже собственное название крокодилов - живойты. Им поклоняли литвины, белорусы, кривичи, западные балты и многие другие народности и племена. В 2012 году ученые создали 3D - модель ихтиостеги. Оказалось, что это животное не могло полноценно передвигаться на четырех ногах и перемещалось по суше подобно тюленю.
Журнал Nature подобно описал процесс составления объемной модели животного на основе строения его скелета с помощью микротомографии. Выяснилось, что ихтиостега является родственником сразу пяти животным, дожившим до нащих дней: саламандре, крокодилу, утконосу, тюленю и выдре. Причем именно это существо, по мнению палеонтологов, могло стать промежуточным эволюционным звеном между водными и сухопутными позвоночными. Местом обитания ихтиостег были болота, в которых они могли добывать себе пищу, при этом задние конечности животное использовало для плавания, а передние для перемещения по суше.
Любопытно, что у ряда славянских племен существовало даже собственное название крокодилов - живойты. Им поклоняли литвины, белорусы, кривичи, западные балты и многие другие народности и племена. В 2012 году ученые создали 3D - модель ихтиостеги. Оказалось, что это животное не могло полноценно передвигаться на четырех ногах и перемещалось по суше подобно тюленю.
Журнал Nature подобно описал процесс составления объемной модели животного на основе строения его скелета с помощью микротомографии. Выяснилось, что ихтиостега является родственником сразу пяти животным, дожившим до нащих дней: саламандре, крокодилу, утконосу, тюленю и выдре. Причем именно это существо, по мнению палеонтологов, могло стать промежуточным эволюционным звеном между водными и сухопутными позвоночными. Местом обитания ихтиостег были болота, в которых они могли добывать себе пищу, при этом задние конечности животное использовало для плавания, а передние для перемещения по суше.
Лана Свет
Информация
Информация
Лана Свет
ПОСЛЕСЛОВИЕ
ПОСЛЕСЛОВИЕ
Ихтиостега имела ноги, хвост, ее тело было поерыто чешуей. В целом она и правда сильно походила на крокодила в понимании наших предков, к тому же отличалась крайне агрессивным нравом. Неудивительно, что славяне, знавшие о настоящих крокодилах лишь по описанию путешественников, совершивших паломничество в Северную Африку, в ряде летописных документов именовали ее именно так. Возможно некоторые представители этих древних существ надолго пережили древонский период, но в Средневековье были перебиты местными жителями. Причиной изменения отношения славян к ихтиостегам могла стать смена язычества на христианство.
Дон Румата
А где хоть один
А где хоть один
14 воин
смешно, для этого
смешно, для этого
Тук-тук-тук! Кто в домике живет? Наверное, мышка-норушка, как всегда... Ну там еще зайчик-побегайчик, лисичка-сестричка... А вас тама, похоже, нет!
Почему? Да потому что на Мейби нужно сначала зарегистрироваться, а потом подать заявку на прописку в ДоМиКе.