Интересная Москва
БИТВЫ ЗА "ГОСУДАРЕВУ ЧЕСТЬ"

➜ главная Домика
Вы не залогинились! Ваш статус в этом ДоМиКе - гость.
В домике онлайн: 0, замечено за сутки: 4
вернуться на 110 стр. списка тем
Скажем сразу: отличительной чертой московских дипломатов доперовской эпохи была заносчивость. Россия еще не чувствовала себя уверенно на международной арене, а неуверенность компенстровалась грубостью и упрямством.
Иван III впервые годы правления оставался вассалом Орды. По словам западных дипломатов, московский великий князь, "когда приближались татарские послы, выходил к ним на встречу за город и выслушивал их стоя, тогда как они сидели".
Но татрское иго было свергнуто, Иван III стал независимым правителем. Унижения перед татарами остались в прошлом - великий князь превратился в гордого монарха, знающего себе цену.
В 1489 году Москву прибыл агент германского императора Николай Поппель. Он встретился с Иваном III И заяввиося, что было бы хорошо, если бы великий князь попросил у императора королевский титул.
Иван III ответил с достоинством: "Мы божию милостью государи на своей земле изначала, от первых своих прародителей, и поставление имеем от Бога". Иными словами, власть досталась великому князю по праву рождения, и получать ее от какого -то там геранского императора он не желает.
Именно Иван III впервые начал именовать себя царем, а его внук Иван Грозный уже официально венчался на царство.
Московское госдарство все чаще общалось с европейскими странами. Сначала полами назначали греков и итальянцев, состоявших на русской службе. Они были более образованными, лучше знали европейские обычаи. Но со временем появились и русские дипломаты. Например, при Василии III дьяк Дмитрий Герасимов ездил в Рим, в Данию и в Пруссию.
Московские дипломаты смотрели на своих европейских коллег, учились и пернимали опыт. И со времене создали свой обственный "посольский чин". Более того, они решили, что этот "чин" и есть настоящий, самый правильный. "Иных государрств послы и посланники нам не в образец", - говорили дипломаты царя Алексея Михайловича.
Русские послы считали, что их главная задача - оберегать "государеву честь". Они все время думали, как бы кто-нибудь не нанес ущерба престижу русского царя, а значит - и Русского государства. Частеньго оберегание "чести" приобретала комические формы.
Иван III впервые годы правления оставался вассалом Орды. По словам западных дипломатов, московский великий князь, "когда приближались татарские послы, выходил к ним на встречу за город и выслушивал их стоя, тогда как они сидели".
Но татрское иго было свергнуто, Иван III стал независимым правителем. Унижения перед татарами остались в прошлом - великий князь превратился в гордого монарха, знающего себе цену.
В 1489 году Москву прибыл агент германского императора Николай Поппель. Он встретился с Иваном III И заяввиося, что было бы хорошо, если бы великий князь попросил у императора королевский титул.
Иван III ответил с достоинством: "Мы божию милостью государи на своей земле изначала, от первых своих прародителей, и поставление имеем от Бога". Иными словами, власть досталась великому князю по праву рождения, и получать ее от какого -то там геранского императора он не желает.
Именно Иван III впервые начал именовать себя царем, а его внук Иван Грозный уже официально венчался на царство.
Московское госдарство все чаще общалось с европейскими странами. Сначала полами назначали греков и итальянцев, состоявших на русской службе. Они были более образованными, лучше знали европейские обычаи. Но со временем появились и русские дипломаты. Например, при Василии III дьяк Дмитрий Герасимов ездил в Рим, в Данию и в Пруссию.
Московские дипломаты смотрели на своих европейских коллег, учились и пернимали опыт. И со времене создали свой обственный "посольский чин". Более того, они решили, что этот "чин" и есть настоящий, самый правильный. "Иных государрств послы и посланники нам не в образец", - говорили дипломаты царя Алексея Михайловича.
Русские послы считали, что их главная задача - оберегать "государеву честь". Они все время думали, как бы кто-нибудь не нанес ущерба престижу русского царя, а значит - и Русского государства. Частеньго оберегание "чести" приобретала комические формы.
Особое внимание уделялось тому, чтобы европейкие дипломаты правильно именовали российских монархов. Надо сказать, в этом были свои резоны. Да, Иван Грозный стал называть себя царем, а Петр I - императором, но Европа далеко не сразу признала эти титулы.
Русские дипломаы вели настоящие сражения за титулы. Любая описка или оговорка со стороны европейских коллег воспринималась как скандал и ьесчестье."За государскую честь должно нам всем умереть. Прежде всего нужно оберегать государское именование", - говорил французскому королю русский дипломат Петр Потемкин в 1668 году.
По словам Потемкина, русские послы, узнав, что иностранцы допустили ошибку в царском титуле, впадают в сильнейшее расстройство. И не только кушать, но и на белый свет смотреть не могут.
Интересно, что про собственную честь наши послы совсем не думали. Скажем, Григорий Микулин не пошел на обед к мэру Дондона, поскольку должен был сидеть "ниже его места". А это оскорбительно, потому что Микулин не абы кто, а косланник русского царя. И оскорбление, соответственно, наносится царю.
Приэтом Микулин отказался умыть руки из того же сосуда, что и английская королева Елизавета I. Ведь "великий государь наш Елизавету - королевну зовет себбе любительною сестрою, и мне, холопу его, при ней рук умывати не пригодитца".
Русские цари следили, чтобы их дипломаты не унижались перед иностранными монархами. Послам, которые направлялись к турецкому султану, приказывали "поклон правити тоя, а на колени не садиться". А русский посол в Персии наотрез отказался от целования ноги шаха: "Я того и слухомне слхал, что государя нашего послам и посланникам государей в ногу целовать".
Посла Фомина в начале XVII века хотели заставить поклониться до земли германскому императору. Он от отказался: "Во всей вселенной у великих государей того не ведется". Фомин, конечно, понятия не имел, что ведется во всей вселенной, но чести своего царя не уронил.
Русские дипломаы вели настоящие сражения за титулы. Любая описка или оговорка со стороны европейских коллег воспринималась как скандал и ьесчестье."За государскую честь должно нам всем умереть. Прежде всего нужно оберегать государское именование", - говорил французскому королю русский дипломат Петр Потемкин в 1668 году.
По словам Потемкина, русские послы, узнав, что иностранцы допустили ошибку в царском титуле, впадают в сильнейшее расстройство. И не только кушать, но и на белый свет смотреть не могут.
Интересно, что про собственную честь наши послы совсем не думали. Скажем, Григорий Микулин не пошел на обед к мэру Дондона, поскольку должен был сидеть "ниже его места". А это оскорбительно, потому что Микулин не абы кто, а косланник русского царя. И оскорбление, соответственно, наносится царю.
Приэтом Микулин отказался умыть руки из того же сосуда, что и английская королева Елизавета I. Ведь "великий государь наш Елизавету - королевну зовет себбе любительною сестрою, и мне, холопу его, при ней рук умывати не пригодитца".
Русские цари следили, чтобы их дипломаты не унижались перед иностранными монархами. Послам, которые направлялись к турецкому султану, приказывали "поклон правити тоя, а на колени не садиться". А русский посол в Персии наотрез отказался от целования ноги шаха: "Я того и слухомне слхал, что государя нашего послам и посланникам государей в ногу целовать".
Посла Фомина в начале XVII века хотели заставить поклониться до земли германскому императору. Он от отказался: "Во всей вселенной у великих государей того не ведется". Фомин, конечно, понятия не имел, что ведется во всей вселенной, но чести своего царя не уронил.
Множество споров вызывал и такой вопрос: принимая посла, иностранный монарх спрашивал о здоровье русского царя и при этом разумеется, произносил царский титул. Должен ли он был в этом момент вставать и снимать шляпу?
Тот же Фомин заметил, что германский император не вставал и головной убор не снял, а "сидя на месте, тронул у себя на голове шляпы немного". Посол сделал императору замечание. от не отреагировал. Тогда русский посол заявил, что не будет продолжать разговор, пока император не встанет и не снимет шляпу. Аудиенция на этом закончилась.
В 1687 году был заключен лдоговор с бранддербургским курфюрстом. Отдельным пунктом в договоре прописывалось, что курфюст будет выслушивать титул русского царя стоя и без шляпы.
Наверное, международной политике существовали и более серьезные проблемы. Но московские дипломаты буквально зацикливались на соблюдении разного рода условностей. ОЧень часто это приводило к ненужным конфликтам.
Возьмем пресловутый вопрос о сниманиее шляпы. Проблема в том, что русские цари выслушивали титулы иностранныъ сонархов, не снимая короны. Иностранцы обращали на это внимание. Им разъяснияли, что у царя не шляпа, а венец, который он даже в церкви не снимает. Объяснение не выглядело убедительным.
Русские послы берегли "государву честь". Но часто не задумывались о чести иностранцев.
К примеру, европейских послов раздражало, что им запрещалось входить в царский дворец со шпагами. Дескать, переговоры нужно вести без оружия. Но у царского трона всегда стояли рынды, вооруженные топорами.
Иностранные послы должны были целовать царскую руку. Ну, это еще можно стерпеть. Но после поцелуя царь тут же - на глазах посла - умывал руку из серебрянного рукомойника. Иностранцы, естественно, обижалиь: "Точно обмывается для очищения".
Московские цари были столь высокого о себе мнения, что никогда не подписывали договоров, поскольку "цари и бояре ни к каким делам руки не прикладывают, для того устроены думские дьяки".
Вместо подписи цари давали клятву и целовали крест. Нарушение такой клятвы считалось смертным грехом. Н иностранным монархам у нас, видимо, не доверяли. По крайней мере Иван Грозный требовал, чтобы польский король прикладывался "в самый крест", а не "мимо креста, да и не носом".
Тот же Фомин заметил, что германский император не вставал и головной убор не снял, а "сидя на месте, тронул у себя на голове шляпы немного". Посол сделал императору замечание. от не отреагировал. Тогда русский посол заявил, что не будет продолжать разговор, пока император не встанет и не снимет шляпу. Аудиенция на этом закончилась.
В 1687 году был заключен лдоговор с бранддербургским курфюрстом. Отдельным пунктом в договоре прописывалось, что курфюст будет выслушивать титул русского царя стоя и без шляпы.
Наверное, международной политике существовали и более серьезные проблемы. Но московские дипломаты буквально зацикливались на соблюдении разного рода условностей. ОЧень часто это приводило к ненужным конфликтам.
Возьмем пресловутый вопрос о сниманиее шляпы. Проблема в том, что русские цари выслушивали титулы иностранныъ сонархов, не снимая короны. Иностранцы обращали на это внимание. Им разъяснияли, что у царя не шляпа, а венец, который он даже в церкви не снимает. Объяснение не выглядело убедительным.
Русские послы берегли "государву честь". Но часто не задумывались о чести иностранцев.
К примеру, европейских послов раздражало, что им запрещалось входить в царский дворец со шпагами. Дескать, переговоры нужно вести без оружия. Но у царского трона всегда стояли рынды, вооруженные топорами.
Иностранные послы должны были целовать царскую руку. Ну, это еще можно стерпеть. Но после поцелуя царь тут же - на глазах посла - умывал руку из серебрянного рукомойника. Иностранцы, естественно, обижалиь: "Точно обмывается для очищения".
Московские цари были столь высокого о себе мнения, что никогда не подписывали договоров, поскольку "цари и бояре ни к каким делам руки не прикладывают, для того устроены думские дьяки".
Вместо подписи цари давали клятву и целовали крест. Нарушение такой клятвы считалось смертным грехом. Н иностранным монархам у нас, видимо, не доверяли. По крайней мере Иван Грозный требовал, чтобы польский король прикладывался "в самый крест", а не "мимо креста, да и не носом".
До конца XVII века Россия не имела постоянных дипломатических миссий. Поэтому наши дипломаты плохо знали европейскую жизнь и европейские обычаи. Но недостаток знаний они с лихвой компенсировали апломбом.
Скажем, они с самым серьезным видом уверяли, что князю Владимиру Святому прислали корону римские императоры Аркадий и Гонорий. Им объясняли, что эти императоры жили за 600 лет до Владимира. Но переспорить московских послов было невозможно: они заявляли, что существовали другие Аркадий и онорий - те, которые жили при Владимире.
Только Петр I перстроил дипломатическую службу на европейский манер. Вместо Посольского приказа появилась Коллегия иностранных дел, открылись постояннные дипломатические представительства и консульства за границей.
Царь - реформатор не любил церемоний он вполне мог принимать послов в домашней обстановке или на адмиралтейской верфи. Датский посланник Юст Юль вспоминал, что однажды застал российского монарха "неодетым, в кожаном, как у ремесленника, фартуке, сидящимза токарным станком".
Но старина давала о себе знать и при Петре I. В 1708 году министры Людовика XIV жаловались, что русские послы "ничего не искали к пользе государя своего у короля и только делали гордые запросы".
Лишьо второй половине XVIII века - при Екатерине II - в России окончательно сложился дипломатический этикет, который уже ничем не отличался от европейского. И это не удивительно - наша страна уверенно вошла в число великих европейских держав.
Скажем, они с самым серьезным видом уверяли, что князю Владимиру Святому прислали корону римские императоры Аркадий и Гонорий. Им объясняли, что эти императоры жили за 600 лет до Владимира. Но переспорить московских послов было невозможно: они заявляли, что существовали другие Аркадий и онорий - те, которые жили при Владимире.
Только Петр I перстроил дипломатическую службу на европейский манер. Вместо Посольского приказа появилась Коллегия иностранных дел, открылись постояннные дипломатические представительства и консульства за границей.
Царь - реформатор не любил церемоний он вполне мог принимать послов в домашней обстановке или на адмиралтейской верфи. Датский посланник Юст Юль вспоминал, что однажды застал российского монарха "неодетым, в кожаном, как у ремесленника, фартуке, сидящимза токарным станком".
Но старина давала о себе знать и при Петре I. В 1708 году министры Людовика XIV жаловались, что русские послы "ничего не искали к пользе государя своего у короля и только делали гордые запросы".
Лишьо второй половине XVIII века - при Екатерине II - в России окончательно сложился дипломатический этикет, который уже ничем не отличался от европейского. И это не удивительно - наша страна уверенно вошла в число великих европейских держав.
Тук-тук-тук! Кто в домике живет? Наверное, мышка-норушка, как всегда... Ну там еще зайчик-побегайчик, лисичка-сестричка... А вас тама, похоже, нет!
Почему? Да потому что на Мейби нужно сначала зарегистрироваться, а потом подать заявку на прописку в ДоМиКе.