ЕЖЕ-дневник
1 февраля 2014 года
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
---|---|---|---|---|---|---|
27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 1 | 2 |
3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 |
17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 |
24 | 25 | 26 | 27 | 28 |
⪡ Февраль 2014 ⪢
Я второй день думаю, какая я редиска, нехороший человек.
Вчера пробила на кассе в нашей "Виктории" покупки, выкатила тележку к выходу, надеваю перчатки, начинаю кутаться в капюшон, тут слышу голос:
- Девочка, пойдите возьмите мне корм!!
Мужчина, цивильно одетый, со всяким благополучием во внешности, лет так под 60.
- Какой корм??
- А вон посмотрите, видите девочка в синей шапке- вон, воон идет! Пойдите возьмите для меня у нее корм! Пожалуйста!
И показывает мне рукой в конец магазина, а там и правда, какая-то синяя шапка мелькает среди снующих людей.
А я так обалдела от просьбы, что дар речи потеряла.
Мотнула головой и пошла на выход под его несмолкающие просьбы:
- Пожалуйста, возьмите мне корм! Пожалуйста!!
Но теперь меня мучает совесть и любопытство.
Респектабельный мужчина, не старик, побирается кошачьим или собачьим кормом (я так поняла) по магазинной акции. Для этого он требовательно (!) просит незнакомую "девочку", что бы она побегала по магазину за тем, кто раздает этот корм. Этот корм наверняка в маленьком пакетике, цена ему - рублей 10. Что хотел этот мужчина- корм или мой пакет с продуктами?
Ведь "хорошей девочке" логично было помочь мужчине с кормом, оставив свой пакет с покупками рядом с ним и броситься вылавливать в толпе "синюю шапку". Ведь с тележкой ходить среди толпы неудобно.
В общем, странные люди, странные просьбы, я странная... но моя интуиция сказала мне валить из магазина и не выполнять эту просьбу несмотря на "пожалуйста". Но как-то я вообще не поняла эту ситуацию...
Вчера пробила на кассе в нашей "Виктории" покупки, выкатила тележку к выходу, надеваю перчатки, начинаю кутаться в капюшон, тут слышу голос:
- Девочка, пойдите возьмите мне корм!!
Мужчина, цивильно одетый, со всяким благополучием во внешности, лет так под 60.
- Какой корм??
- А вон посмотрите, видите девочка в синей шапке- вон, воон идет! Пойдите возьмите для меня у нее корм! Пожалуйста!
И показывает мне рукой в конец магазина, а там и правда, какая-то синяя шапка мелькает среди снующих людей.
А я так обалдела от просьбы, что дар речи потеряла.
Мотнула головой и пошла на выход под его несмолкающие просьбы:
- Пожалуйста, возьмите мне корм! Пожалуйста!!
Но теперь меня мучает совесть и любопытство.
Респектабельный мужчина, не старик, побирается кошачьим или собачьим кормом (я так поняла) по магазинной акции. Для этого он требовательно (!) просит незнакомую "девочку", что бы она побегала по магазину за тем, кто раздает этот корм. Этот корм наверняка в маленьком пакетике, цена ему - рублей 10. Что хотел этот мужчина- корм или мой пакет с продуктами?
Ведь "хорошей девочке" логично было помочь мужчине с кормом, оставив свой пакет с покупками рядом с ним и броситься вылавливать в толпе "синюю шапку". Ведь с тележкой ходить среди толпы неудобно.
В общем, странные люди, странные просьбы, я странная... но моя интуиция сказала мне валить из магазина и не выполнять эту просьбу несмотря на "пожалуйста". Но как-то я вообще не поняла эту ситуацию...
--- ↳комментарии: 19
План сочинения на вышеуказанную тему:
часть 1 - упрекнуть баб-с
часть 2 - похвалить себя
часть 3 - краткое резюме спектакля
часть 4 - выводы
Часть 1 - Сидят тут, попы мнут, сиськаме клаву полируют, а в театр никого не зазовешь! С друганами собрались на премьеру, да двое сорвались по разным причинам. Образовались два билета. Пошарил по анкетам, в которых просятся в театр. Голяк!
Часть 2 - Один билет продал у театра. Пацану продал, заметьте! Второй подарил старушке, ей контрамарка не досталась. Сказал: Я вас приглашаю! Очень благодарила. Словесно. Интересно, была б лет на 40 моложе, уговорилась бы?
Часть 3 - Таганка, спектакль "Голос отца", по мотивам Платонова. Поставил некто Каняев. Понаехавший?
Язык Платонова и дух 20-х годов прошлого века воспроизведены неплохо. Но смысл пьесы, т. е., "что хотел сказать автор этим произведением" - не доходчив. Артисты играют по-тагански хорошо. Зрителей - полный стадион и на лицах по окончании действа читалось чувство удовлетворения.
Часть 4 - Вывожу свою тушку с работы, потому что всю ее на сегодня переделал. И, не смотря на всякие иные жызненные соблазны, минет остается нашей прерогативой.
Интересно, что корень этого слова - "рога".
часть 1 - упрекнуть баб-с
часть 2 - похвалить себя
часть 3 - краткое резюме спектакля
часть 4 - выводы
Часть 1 - Сидят тут, попы мнут, сиськаме клаву полируют, а в театр никого не зазовешь! С друганами собрались на премьеру, да двое сорвались по разным причинам. Образовались два билета. Пошарил по анкетам, в которых просятся в театр. Голяк!
Часть 2 - Один билет продал у театра. Пацану продал, заметьте! Второй подарил старушке, ей контрамарка не досталась. Сказал: Я вас приглашаю! Очень благодарила. Словесно. Интересно, была б лет на 40 моложе, уговорилась бы?
Часть 3 - Таганка, спектакль "Голос отца", по мотивам Платонова. Поставил некто Каняев. Понаехавший?
Язык Платонова и дух 20-х годов прошлого века воспроизведены неплохо. Но смысл пьесы, т. е., "что хотел сказать автор этим произведением" - не доходчив. Артисты играют по-тагански хорошо. Зрителей - полный стадион и на лицах по окончании действа читалось чувство удовлетворения.
Часть 4 - Вывожу свою тушку с работы, потому что всю ее на сегодня переделал. И, не смотря на всякие иные жызненные соблазны, минет остается нашей прерогативой.
Интересно, что корень этого слова - "рога".
GEO2 ↳комментарии: 22
Спёр в ЖЖ у знакомого, не могу не поделиться, повеселило. Смысл копипаста в данном случае- повеселить всех.
"Сижу сегодня в маршрутке, еду по делам... на очередной остановке в салон вваливается парнишка лет 25 и вопрошает водителя: "До проспекта Тухачевского доеду?"
Водитель (к слову - яркий представитель таджико-кавказской части народонаселения): "ПараллЭльно едем"
Парень уточняет: "То есть пересекаем?" (Дебил)
Водитель: "ПараллЭльно в эвклидовом понимании!""
"Сижу сегодня в маршрутке, еду по делам... на очередной остановке в салон вваливается парнишка лет 25 и вопрошает водителя: "До проспекта Тухачевского доеду?"
Водитель (к слову - яркий представитель таджико-кавказской части народонаселения): "ПараллЭльно едем"
Парень уточняет: "То есть пересекаем?" (Дебил)
Водитель: "ПараллЭльно в эвклидовом понимании!""
Master ↳комментарии: 30
Колберг выделял ступенеи, которые образуют три группы - предконвенциональные, конвенциональные и постконвенциальнальные.
Важно понять, что речь не о выборе конкретного действия, но об обосновании выбора - "я сделал это, потому что...". Колберг исследовал именно то, как люди оправдывают или осуждают чьи-то действия в той или иной гипотетической ситуации.
Предконвенциональный уровень, "детский".
Здесь моральная оценка действий зависит от их непосредственных последствий.
1. Страх наказания ("если я это сделаю, мне будет бо-бо", "если вы им не поможете, они вас зарежут", "родители накажут", "духи покарают"). Готовность подчиниться правилам или приказу, чтобы избежать неприятностей; власть однозначно ассоциируется с силой, и наоборот. В общем, это первая ступень, которая присутствует уже у самых маленьких детей, хотя встречается и у отдельных нравственно незрелых взрослых. Большие и сильные ("власть", "взрослые", "боги") устанавливают свои правила, опираясь на силу и страх, на кнут и пряник. "Красть плохо", потому что "это против закона", то есть "за это накажут". Чем жестче кара за то или иное поведение, тем более неправильным ("греховным") оно считается, и наоборот - допустимо всё, за что не накажут, или накажут несильно. На этой ступени у человека отсутствует представление о том, что точка зрения других может отличаться от его собственной. Такие убеждения можно назвать авторитарными. С этой ступенью также связывают слепой эгоизм.
2. Ориентация на собственные интересы ("а что я за это получу?", "а что мне это даст?"). Человек осознаёт, что помимо навязанной извне нормы, есть и его собственная точка зрения - которая, соответственно, абсолютизируется. Человек по-прежнему помнит про кару и наказание, но воспринимает их уже не как меру греховности поступка, но лишь как возможную неприятность, как опасность, которую следует избегать. Правильными действиями считаются те, что приносят непосредственную выгоду. Здесь можно встретить определённый интерес к проблемам других людей, но лишь в той степени, в которой это помогает достичь собственных целей, по принципу "ты мне, я тебе". Таким образом, есть понятие союза или договора ради общей выгоды, но не более того; лояльность и уважение к другим людям сами по себе ценностями не считаются. Носители подобной этики нередко кажутся аморальными, хотя у них есть определённое представление о правильном, достойном поведении, связанное с вышеупомянутой концепцией "честной сделки". Эту ступень можно описывать в терминах морального релятивизма или прагматичного эгоизма.
Конвенциональный уровень, в свою очередь, типичен для подростков, хотя многие взрослые люди так и не выходят за его рамки.
Этичность действий оценивается по тому, насколько они соответствуют общественными нормами и требованиями.
3. Ступень, связанная со стремлением соответствовать и достигать гармонии в межличностных отношениях. Речь уже не о простых сделках - личность взаимодействует с обществом, выполняя различные социальные роли. Люди становятся восприимчивы к чужому одобрению или неодобрению, так это служит мерой их социального успеха. К этой ступени относится стремление стать "хорошим мальчиком" "хорошей девочкой" и соотвествовать требованиям, которые предъявляются обществом к данной роли. Человек начинает считать, что подобное поведение само по себе является ценностью. Оценка действий как этичных или неэтичных связывается с тем влиянием, которое они оказывают на отношения с другими людьми, что включает в себя такие понятия, как уважение, благодарность и "золотое правило этики" ("поступай с другими так, как ты хочешь, чтобы поступали с тобой"). Высоко оценивается любовь, доверие, сочувствие, забота о других людям. Подчинение правилам и власти имеет смысл только в той степени, в какой это помогает поддерживать и укреплять социальные стереотипы и роли. Помимо моральности самих действий и их последствий, на этой стадии уже начинают оценивать намерения, стоявшие за тем или иным действием, а также личные качества людей, которые их совершили.
(Человек, чьим мотивом является корысть или трусость - плохой человек. Неоднозначные действия, но совершённые ради любви, могут казаться героическим. И так далее.)
4. Стремление к общественному порядку и дисциплине. Здесь важно следовать законам, правилам и социальным нормам, уважать иерархию и выполнять свои обязанности, потому что это необходимо для существования здорового общества, как такового. Мораль выходит за рамки желания заслужить одобрение окружающих: та ступень лучше всего работала в двухсторонних отношениях с друзьями и близкими родственниками, но теперь человека начинают волновать проблемы общества в целом. А общество должно научиться ставить себя выше интересов отдельных личностей. Обычно, здесь уже сформулирован некий базовый идеал, или идеалы, то есть раз и навсегда расписано, что хорошо, а что плохо. Человек видит себя полноправным членом такого общества, представителем и выразителем его принципов. А если кто-то один посмеет нарушить эти принципы, разве остальные тогда не решат, что и им всё можно? (И тогда наступит хаос.) Таким образом, готовность соблюдать и защищать закон и порядок является долгом и обязанностью каждого человека. Нарушать закон плохо, неэтично. Порядок существует там, где есть понятие вины и ответственности за свои действия. Короче, dura lex sed lex.
Постконвенциональный уровень также называют "принципиальным".
Человек начинает понимать, что личность и общество - это две разные вещи, и что собственное мнение и собственная природа важнее того, что предписывает общество.
Из-за этого постконвенциональный уровень, особенно в его высших проявлениях, иногда путают с предконвенциональным эгоизмом.
5. Эта ступень связана с концепцией общественного договора. На предыдущей, четвёртой стадии, люди стремились обеспечить бесперебойную работу социальных структур. Но эффективность и этичность - две разные вещи.
Тоталитарное общество может быть отлично организованно, но вряд ли является нравственным идеалом, достаточно вспомнить нацистскую Германию. Нет, теперь люди начинают задумываться о том, что такое хорошо и что такое плохо применительно к социуму. Они пытаются сначала теоретически сформулировать для себя, какие нормы и права обязаны соблюдаться в правильно устроенном обществе, а затем уже оценивают существующие струкуры согласно этим критериям.
Да, здесь изначально предполагается, что люди являются носителями разных ценностей и различных точек зрения. Основой общества, таким образом, является готовность договариваться и добровольно сотрудничасть с другими людьми ради общего блага.
По-крайней мере, считается, что все разумные люди согласятся со следующими утверждениями.
Во-первых, все хотят обладать определёнными правами, вроде права на жизнь и свободу, и знать, что эти права защищены.
Во-вторых, люди предпочитают иметь возможность менять несправедливые законы и улучшать общество, в котором живут, при помощи демократических процедур.
Исходя из этого, законодательство рассматривается, как общественный договор, а не как жёсткая, фиксированная структура.
Законы, которые утратили свою полезность и перестали удовлетворять население, должны меняться в соответствии с принципом "наибольшего блага для наибольшего числа людей", что достигается опорой на волю большинства и неизбежными компромиссами.
Демократические режимы основаны на этих принципах.
Человека, достигшего пятой ступени, можно считать законопослушным, ведь законы для него - это обязательства, которые люди согласились исполнять до тех пор, пока не смогут поменять их демократическими методами. Т
ем не менее, человеческая мораль и права ("право на жизнь", и т. д.) важнее любого закона.
Колберг подчёркивает, что важно научиться отличать пятую ступень от четвёртой. Допустим, достигший четвёртой ступени тоже может утверждать, что человеческая жизнь важнее , но это всегда будет связано с конкретными, жесткими правилами и принципами, т. е. такой образ мысли предписывается его социальной группой, вытекает из общественного идеала, продиктован тем или иным священным текстом. Если бы правилом было обратное, " важнее человеческой жизни", человек говорил бы это с той же убеждённостью и страстью. Но на пятой ступени человек всегда стремится мыслить самостоятельно, он искрене старается понять, что именно должно ценить общество, и почему. У него иные приоритеты; "люди важнее законов, потому что законов без людей не бывает".
6. Здесь мораль опирается на универсальные этические принципы, а этические суждения носят абстрактный характер. До этого речь шла о концепции справедливого общества, которое а) защищает права личности б) улаживает разногласия демократическими методами. Однако сама по себе демократия вполне может привести к результату, который интуитивно будет казаться нам несправедливым (о, да - Г. Н.).
Теперь же законы признаются ровно в той степени, в которой они основаны на справедливости, а вера в справедливость включает в себя обязанность не подчиняться несправедливым законам.
Вопросы права считаются менее важными, так как наличие общественного консенсуса не является необходимым условием для принципиального этического поведения. В этом плане шестая ступень радикальней пятой.
Решения здесь принимаются не гипотетически, исходя из текущих условий и задач, а категорически, в духе "категорического императива" Канта ("Поступай с другими так, чтобы максима твоего морального поступка могла бы служить нормой всеобщего законодательства").
Человек должен постоянно ставить себя на место каждого из участников конфликта, и думать, как бы тот поступил, если бы, в свою очередь, мог представить себя на месте всех остальных, и если бы он знал, что и они размышляют о том же (многоуровневая рефлексия).
В идеале, человек вообще должен забыть о том, какая роль в этом спектакле принадлежит ему, и соблюдать беспристрастность в отношении всех действующих лиц, уважая их достоинство и стараясь соблюсти общие интересы. (Вести себя себя так, будто тебе может достаться любая роль; принимать решения, которые будут по-прежнему казаться тебе этичными и оптимальными, даже если ты внезапно окажешься по другую сторону баррикад.)
В этом смысле, действие никогда не считается только средством, но всегда целью;
Человек действует тем или иным образом, потому что считает подобное поведение правильным, а не потому, что это выгодно, одобряется, диктуется законом или вытекает из предварительной договорённости.
Важно понять, что речь не о выборе конкретного действия, но об обосновании выбора - "я сделал это, потому что...". Колберг исследовал именно то, как люди оправдывают или осуждают чьи-то действия в той или иной гипотетической ситуации.
Предконвенциональный уровень, "детский".
Здесь моральная оценка действий зависит от их непосредственных последствий.
1. Страх наказания ("если я это сделаю, мне будет бо-бо", "если вы им не поможете, они вас зарежут", "родители накажут", "духи покарают"). Готовность подчиниться правилам или приказу, чтобы избежать неприятностей; власть однозначно ассоциируется с силой, и наоборот. В общем, это первая ступень, которая присутствует уже у самых маленьких детей, хотя встречается и у отдельных нравственно незрелых взрослых. Большие и сильные ("власть", "взрослые", "боги") устанавливают свои правила, опираясь на силу и страх, на кнут и пряник. "Красть плохо", потому что "это против закона", то есть "за это накажут". Чем жестче кара за то или иное поведение, тем более неправильным ("греховным") оно считается, и наоборот - допустимо всё, за что не накажут, или накажут несильно. На этой ступени у человека отсутствует представление о том, что точка зрения других может отличаться от его собственной. Такие убеждения можно назвать авторитарными. С этой ступенью также связывают слепой эгоизм.
2. Ориентация на собственные интересы ("а что я за это получу?", "а что мне это даст?"). Человек осознаёт, что помимо навязанной извне нормы, есть и его собственная точка зрения - которая, соответственно, абсолютизируется. Человек по-прежнему помнит про кару и наказание, но воспринимает их уже не как меру греховности поступка, но лишь как возможную неприятность, как опасность, которую следует избегать. Правильными действиями считаются те, что приносят непосредственную выгоду. Здесь можно встретить определённый интерес к проблемам других людей, но лишь в той степени, в которой это помогает достичь собственных целей, по принципу "ты мне, я тебе". Таким образом, есть понятие союза или договора ради общей выгоды, но не более того; лояльность и уважение к другим людям сами по себе ценностями не считаются. Носители подобной этики нередко кажутся аморальными, хотя у них есть определённое представление о правильном, достойном поведении, связанное с вышеупомянутой концепцией "честной сделки". Эту ступень можно описывать в терминах морального релятивизма или прагматичного эгоизма.
Конвенциональный уровень, в свою очередь, типичен для подростков, хотя многие взрослые люди так и не выходят за его рамки.
Этичность действий оценивается по тому, насколько они соответствуют общественными нормами и требованиями.
3. Ступень, связанная со стремлением соответствовать и достигать гармонии в межличностных отношениях. Речь уже не о простых сделках - личность взаимодействует с обществом, выполняя различные социальные роли. Люди становятся восприимчивы к чужому одобрению или неодобрению, так это служит мерой их социального успеха. К этой ступени относится стремление стать "хорошим мальчиком" "хорошей девочкой" и соотвествовать требованиям, которые предъявляются обществом к данной роли. Человек начинает считать, что подобное поведение само по себе является ценностью. Оценка действий как этичных или неэтичных связывается с тем влиянием, которое они оказывают на отношения с другими людьми, что включает в себя такие понятия, как уважение, благодарность и "золотое правило этики" ("поступай с другими так, как ты хочешь, чтобы поступали с тобой"). Высоко оценивается любовь, доверие, сочувствие, забота о других людям. Подчинение правилам и власти имеет смысл только в той степени, в какой это помогает поддерживать и укреплять социальные стереотипы и роли. Помимо моральности самих действий и их последствий, на этой стадии уже начинают оценивать намерения, стоявшие за тем или иным действием, а также личные качества людей, которые их совершили.
(Человек, чьим мотивом является корысть или трусость - плохой человек. Неоднозначные действия, но совершённые ради любви, могут казаться героическим. И так далее.)
4. Стремление к общественному порядку и дисциплине. Здесь важно следовать законам, правилам и социальным нормам, уважать иерархию и выполнять свои обязанности, потому что это необходимо для существования здорового общества, как такового. Мораль выходит за рамки желания заслужить одобрение окружающих: та ступень лучше всего работала в двухсторонних отношениях с друзьями и близкими родственниками, но теперь человека начинают волновать проблемы общества в целом. А общество должно научиться ставить себя выше интересов отдельных личностей. Обычно, здесь уже сформулирован некий базовый идеал, или идеалы, то есть раз и навсегда расписано, что хорошо, а что плохо. Человек видит себя полноправным членом такого общества, представителем и выразителем его принципов. А если кто-то один посмеет нарушить эти принципы, разве остальные тогда не решат, что и им всё можно? (И тогда наступит хаос.) Таким образом, готовность соблюдать и защищать закон и порядок является долгом и обязанностью каждого человека. Нарушать закон плохо, неэтично. Порядок существует там, где есть понятие вины и ответственности за свои действия. Короче, dura lex sed lex.
Постконвенциональный уровень также называют "принципиальным".
Человек начинает понимать, что личность и общество - это две разные вещи, и что собственное мнение и собственная природа важнее того, что предписывает общество.
Из-за этого постконвенциональный уровень, особенно в его высших проявлениях, иногда путают с предконвенциональным эгоизмом.
5. Эта ступень связана с концепцией общественного договора. На предыдущей, четвёртой стадии, люди стремились обеспечить бесперебойную работу социальных структур. Но эффективность и этичность - две разные вещи.
Тоталитарное общество может быть отлично организованно, но вряд ли является нравственным идеалом, достаточно вспомнить нацистскую Германию. Нет, теперь люди начинают задумываться о том, что такое хорошо и что такое плохо применительно к социуму. Они пытаются сначала теоретически сформулировать для себя, какие нормы и права обязаны соблюдаться в правильно устроенном обществе, а затем уже оценивают существующие струкуры согласно этим критериям.
Да, здесь изначально предполагается, что люди являются носителями разных ценностей и различных точек зрения. Основой общества, таким образом, является готовность договариваться и добровольно сотрудничасть с другими людьми ради общего блага.
По-крайней мере, считается, что все разумные люди согласятся со следующими утверждениями.
Во-первых, все хотят обладать определёнными правами, вроде права на жизнь и свободу, и знать, что эти права защищены.
Во-вторых, люди предпочитают иметь возможность менять несправедливые законы и улучшать общество, в котором живут, при помощи демократических процедур.
Исходя из этого, законодательство рассматривается, как общественный договор, а не как жёсткая, фиксированная структура.
Законы, которые утратили свою полезность и перестали удовлетворять население, должны меняться в соответствии с принципом "наибольшего блага для наибольшего числа людей", что достигается опорой на волю большинства и неизбежными компромиссами.
Демократические режимы основаны на этих принципах.
Человека, достигшего пятой ступени, можно считать законопослушным, ведь законы для него - это обязательства, которые люди согласились исполнять до тех пор, пока не смогут поменять их демократическими методами. Т
ем не менее, человеческая мораль и права ("право на жизнь", и т. д.) важнее любого закона.
Колберг подчёркивает, что важно научиться отличать пятую ступень от четвёртой. Допустим, достигший четвёртой ступени тоже может утверждать, что человеческая жизнь важнее , но это всегда будет связано с конкретными, жесткими правилами и принципами, т. е. такой образ мысли предписывается его социальной группой, вытекает из общественного идеала, продиктован тем или иным священным текстом. Если бы правилом было обратное, " важнее человеческой жизни", человек говорил бы это с той же убеждённостью и страстью. Но на пятой ступени человек всегда стремится мыслить самостоятельно, он искрене старается понять, что именно должно ценить общество, и почему. У него иные приоритеты; "люди важнее законов, потому что законов без людей не бывает".
6. Здесь мораль опирается на универсальные этические принципы, а этические суждения носят абстрактный характер. До этого речь шла о концепции справедливого общества, которое а) защищает права личности б) улаживает разногласия демократическими методами. Однако сама по себе демократия вполне может привести к результату, который интуитивно будет казаться нам несправедливым (о, да - Г. Н.).
Теперь же законы признаются ровно в той степени, в которой они основаны на справедливости, а вера в справедливость включает в себя обязанность не подчиняться несправедливым законам.
Вопросы права считаются менее важными, так как наличие общественного консенсуса не является необходимым условием для принципиального этического поведения. В этом плане шестая ступень радикальней пятой.
Решения здесь принимаются не гипотетически, исходя из текущих условий и задач, а категорически, в духе "категорического императива" Канта ("Поступай с другими так, чтобы максима твоего морального поступка могла бы служить нормой всеобщего законодательства").
Человек должен постоянно ставить себя на место каждого из участников конфликта, и думать, как бы тот поступил, если бы, в свою очередь, мог представить себя на месте всех остальных, и если бы он знал, что и они размышляют о том же (многоуровневая рефлексия).
В идеале, человек вообще должен забыть о том, какая роль в этом спектакле принадлежит ему, и соблюдать беспристрастность в отношении всех действующих лиц, уважая их достоинство и стараясь соблюсти общие интересы. (Вести себя себя так, будто тебе может достаться любая роль; принимать решения, которые будут по-прежнему казаться тебе этичными и оптимальными, даже если ты внезапно окажешься по другую сторону баррикад.)
В этом смысле, действие никогда не считается только средством, но всегда целью;
Человек действует тем или иным образом, потому что считает подобное поведение правильным, а не потому, что это выгодно, одобряется, диктуется законом или вытекает из предварительной договорённости.
Елена ↳комментарии: 30
Поделиться с общественностью
Вот в этом самом месте, добропорядочные, честные, а самое главное, зарегистрированные пользователи могут оставить свое сообщение в ЕЖЕ-дневнике!
А вы что же? Пожалели 2 минутки на регистрацию? Жадина! :)